В течение всей Гражданской войны Петроград ни разу не был взят в кольцо какими-либо войсками. И все же блокада действительно была. Ее установили новые хозяева города - большевики.
Внешнее кольцо этой блокады составляли заградотряды, которые арестовывали всех, кто пытался в частном порядке провезти в Питер любые продукты. Коммунисты объявили так называемых "мешочников" вне закона, и облавы на них велись повсюду.
Не менее страшно было и внутреннее кольцо, в котором оказался почти каждый петроградец: постоянные обыски, реквизиции любых мало-мальски ценных вещей, незаконные аресты и, конечно же, голод. Уже в конце мая 1918 года Петросовет принял постановление о так называемом "классовом пайке". Отныне все жители города разделялись на четыре категории. Рабочим полагалось по 1/2 фунта хлеба в сутки, служащим - 1/4 фунта; "лицам не рабочим и не служащим, живущим своим трудом", - 1/8 фунта, и, наконец, "нетрудовым элементам" - 1/16 (фунт = 409 г). Размер пайков менялся в зависимости от ситуации, их могли и вообще не выдать. Были случаи, когда даже рабочим выдавали по 1/8 фунта (51 г), что вызвало массовые забастовки.
Фактически вымирание северной столицы было организовано "красной" властью, чтобы избавиться от "нежелательных элементов" и сломить оставшихся, ведь хронически голодный человек становится настолько апатичным и равнодушным, что готов покориться своей судьбе и за хлебную корку продаст душу хоть дьяволу. Как писал "вождь мирового пролетариата":
«Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются в руках пролетарского государства, в руках полновластных Советов, самым могучим средством учета и контроля, таким средством, которое, будучи распространено на капиталистов и на богатых вообще, будучи применено к ним рабочими, даст невиданную еще в истории силу „приведения в движение“ государственного аппарата, для преодоления сопротивления капиталистов, для подчинения их пролетарскому государству. Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины. Гильотина только запугивала, только сламывала активное сопротивление. Нам этого мало…» В.И.Ленин
Источник:
http://leninvi.com/t34/p310 В 1918 - 1919 гг. обстановка в Петрограде была катастрофичной. От голода и холода в городе каждый день умирали сотни людей. Улицы были загажены, и разлагающиеся трупы людей и лошадей испускали зловоние. «Забастовочная волна разлилась в более широком масштабе, - информировала большевицкого "хозяина" Петрограда Григория Зиновьева Петроградская ЧК, - захватила 17 предприятий, охватила все районы города. Кроме ранее выставляемых экономических лозунгов предъявлялись новые требования, как то «прекращение гражданской войны», «долой смертную казнь», «не давать помощи фронту» и т. д.».
Именно в тот период встали трамваи, забастовали рабочие Николаевской и Северо-Западной железных дорог, в Рождественском трамвайном парке была попытка вооруженного выступления против красноармейцев коммунистического отряда. 6 марта 1919 г. рабочие выступили с протестом против уменьшения хлебного пайка. На митинге была избрана делегация, которая направилась к Зиновьеву в Смольный. Там ее, естественно, арестовали, а на завод срочно выехал сам Зиновьев. Будучи, по выражению Федора Раскольникова, великолепным агитатором-массовиком с сильной демагогической жилкой, Григорий Евсеевич надеялся, выступив с очередной революционной речью, успокоить рабочих. Но не тут-то было: забастовщики, узнав об аресте делегатов, не стали слушать Зиновьева, задержали его и потребовали освободить арестованных путиловцев. Естественно, что обмен пленными состоялся незамедлительно.
О жутком положении в Петрограде лучше всего свидетельствуют слова самого Зиновьева, который 13 апреля 1919 г. на заседании ЦК РКП(б) откровенно признавался: «Положение рабочих в Петрограде катастрофическое, смертность от голода в больницах составляет 33 %, заработная плата упала за последнее время на 30 %».
13 апреля 1921 г., выступая на общегородском совещании представителей фабрик и заводов, Зиновьев признал: «Да, товарищи, в Советской России живется очень туго, о Петрограде нечего и говорить - нигде кладбища не росли так быстро, как в Петрограде, вы не найдете здесь ни одной рабочей семьи, у которой смерть не вырвала бы кого-нибудь за последние годы».
Куприн А.И. “Купол святого Исаакия Далматского”:
«К середине 19-го года мы все, обыватели, незаметно впадали в тихое равнодушие, в усталую сонливость. Умирали не от голода, а от постоянного недоедания. Смотришь, бывало, в трамвае примостился в уголке утлый преждевременный старичок и тихо заснул с покорной улыбкой на иссохших губах. Станция. Время выходить. Подходит к нему кондукторша, а он мертв. Так мы и засыпали на полпути у стен домов, на скамеечках в скверах».
Петроград в 1918г.
Из "Серого блокнота" Зинаиды Гиппиус, 1919г. :
"А знаете, что такое «китайское мясо»? Это вот что такое: трупы расстрелянных, как известно, «Чрезвычайка» отдает зверям Зоологического сада. И у нас, и в Москве. Расстреливают же китайцы. И у нас, и в Москве. Но при убивании, как и при отправке трупов зверям, китайцы мародерничают. Не все трупы отдают, а какой помоложе - утаивают и продают под видом телятины. У нас - и в Москве. У нас - на Сенном рынке. Доктор N (имя знаю) купил «с косточкой» - узнал человечью. Понес в Ч.К. Ему там очень внушительно посоветовали не протестовать, чтобы самому не попасть на Сенную. (Все это у меня из первоисточников.)"
Голод был надежным союзником большевиков. Но одного союзника было мало, поэтому в Петрограде они развернули тотальный террор, какого в ту пору не было нигде в России. 26 июня 1918 года Ленин писал своему петроградскому наместнику: "Тов. Зиновьев! ...Время архивоенное. Надо поощрять энергию и массовидность террора против контрреволюционеров, и особенно в Питере, пример коего решает. Привет! Ленин".
Руководство города и местная ЧК с готовностью откликнулись на призыв вождя. При широком использовании системы заложничества, мифических заговоров, судов, вершивших делопроизводство на скорую руку, исходя исключительно из интересов "революционной законности", - в 1918-1921 годах в Петрограде были расстреляны десятки тысяч горожан.
В 1933 году, во время нового страшного голода с многомиллионной смертностью, Сталин выступал с речью на 1-м Всесоюзном съезде колхозников-ударников и так уговаривал их потерпеть очередные "временные трудности":
"Во всяком случае, в сравнении с теми трудностями, которые пережили рабочие лет 10−15 тому назад, ваши нынешние трудности, товарищи колхозники, кажутся детской игрушкой. Ваши ораторы выступали тут и хвалили рабочих Ленинграда, Москвы, Харькова, Донбасса. Они говорили, что у них, у рабочих, есть достижения, а у вас, у колхозников, гораздо меньше достижений. Мне кажется, что в речах ваших ораторов сквозила даже некоторая товарищеская зависть: дескать, как бы это было хорошо, если бы у нас, у крестьян-колхозников, были такие же достижения, как у вас, у рабочих Ленинграда, Москвы, Донбасса, Харькова… Всё это хорошо. А вы знаете, чего стоили эти достижения рабочим Ленинграда и Москвы, какие лишения пережили они для того, чтобы добиться, наконец, этих достижений? Я мог бы вам рассказать некоторые факты из жизни рабочих в 1918 году, когда целыми неделями не выдавали рабочим ни куска хлеба, не говоря уже о мясе и прочих продуктах питания. Лучшими временами считались тогда те дни, когда удавалось выдавать рабочим Ленинграда и Москвы по восьмушке фунта чёрного хлеба и то наполовину со жмыхами. И это продолжалось не месяц и не полгода, а целых два года. Но рабочие терпели и не унывали, ибо они знали, что придут лучшие времена и они добьются решающих успехов..."
Источник:
http://old.artyushenkooleg.ru/index.php/razoblachaem-lozh-o-staline/речь-ив-сталина-на-первом-всесоюзном-съезде-колхозников-ударников/ Фильм "Чёрные сухари" был снят в 1971 году. Фильм рассказывает о том, как в голодном 1918 году большевики отправляли хлеб немецким рабочим. В основе фильма лежат действительные события поздней осени сурового 1918 года, описанные старой большевичкой Е. Я. Драбкиной, которая была их очевидцем и участником. В фильме даже есть эпизод как плачущая женщина просит хлеба для своих детей, а ей грубо отвечают "Ты для детей, а мы для себя, что ли?", и потом на митинге говорят речи о сплоченности всех народов России в деле помощи немецким рабочим!
Пусть умрут русские дети, главное для большевиков - это мировая революция! Об этом "красные" не стеснялись говорить даже во времена Брежнева.
Источники:
Блокада Петрограда в 1918-1921
https://fluffyduck2.livejournal.com/1006057.html Большевицкая блокада Петрограда
https://von-hoffmann.livejournal.com/608733.html