"Гнилое самодержавие" и "сталинский порядок". История линкора "Полтава".

Mar 30, 2021 09:23

Автор - Дмитрий Яранцев

Итак, имеем в Российской Империи: линкор «Полтава», построен на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге. Второй корабль (по дате спуска на воду) в серии из четырёх линкоров типа «Севастополь». Полное водоизмещение: 26900 т, основное вооружение 12 х 305мм орудий.



Заложен в июне 1909 года.
Спущен на воду в июне 1911 года.
Вступил в строй в декабре 1914 года.

Все просто и понятно, обсуждать нечего. Взяли - и построили. Скучно. Но вот к власти пришли большевики и стало весело.

В ноябре 1919 года на линкоре случился сильный пожар, серьезно повредивший оборудование.

В начале 1920-х годов усердно разрабатывались различные проекты перестройки корабля.

В июне 1925 года решили восстановить линкор в прежнем качестве. В январе 1926 года корабль был переименован во «Фрунзе». За полгода работы с участием 356 рабочих Балтийского завода были потрачены все выделенные средства и все заглохло.

5 августа 1927 года было принято решение возобновить работы «Фрунзе». Однако неожиданно выяснилось, что денег на это нет.

В феврале 1928 года советское правительство согласилось выделить две трети необходимой суммы, в мае было получено разрешение начать работы.

В декабре 1928 года Совет труда и обороны решил прекратить восстановительные работы. Денег нет.

В январе 1930 года техническое управление Управления Военно-Морских Сил выступило с предложением о вводе «Фрунзе» в строй в качестве плавучей батареи. Денег-то нет.

В октябре 1930 года начальник морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии Ромуальд Муклевич подписал приказ о подготовке предварительных расчетов и технического задания на восстановление линкора «Фрунзе» в трех вариантах. В конце октября 1930 года был одобрен вариант плавучей батареи с постепенной достройкой в виде линкора. В декабре стало известно, что денег на это нет.

В января 1931 года Муклевич обратился к наркомвоенмору Ворошилову с просьбой разрешить использование оборудования линкора для других кораблей, а корпус сдать на слом. Нарком отказал (а вдруг найдутся деньги!).

В апреле 1931 года начата новая серия разных проектов. Техническое задание постоянно менялось, в результате чего в августе 1934 года, в связи с началом массового строительства легких кораблей и подводных лодок, вновь поступило предложение исключить линкор из списков на восстановление. К концу 1934 года это решение было принято окончательно. Денег же нет.

В сентябре 1935 года большевики вновь вернулись к идее восстановления линкора в качестве тихоходной плавучей батареи. Однако пока шла работа над вариантами проекта, решили строить новые громадные линкоры серии "Советский Союз" (строительство которых было начато на Николаевском заводе и недостроенные корпуса достались немцам в 1941). В июле 1939 года ГлавВоенСовет ВМФ окончательно признал восстановление «Фрунзе» нецелесообразным и постановил демонтировать оставшееся оборудование на запасные части.

В 1941 году корпус корабля был сдан для разборки на металл, начало войны застало его в Угольной гавани Ленинградского порта.

В июне 1941 года было принято решение отбуксировать корпус в Кронштадт для использования в качестве ложной цели для германской авиации.

Осенью 1941 года при проводке через Морской канал в результате артобстрела корпус корабля получил несколько пробоин с левого борта и лёг на грунт у бровки канала.

Работы по подъёму затонувшего корпуса линкора велись с января по май 1944 года, после чего он был сдан на слом и в 1946 году окончательно разобран. Две артбашни отправили в Севастополь, еще две - на остров Русский (Владивосток).

Имеем в СССР: потрачены куча денег, времени, ценных большевицких мозговых и нервных клеток. Получено по итогу: ноль целых и хрен десятых. Как там говорят: при Сталине порядок был?

Источкни: https://maxpark.com/community/5325/content/7357777

флот, истор_публицист

Previous post Next post
Up