Как СССР перегнал Российскую империю по тракторам

Mar 22, 2021 08:59


Меня красные периодически достают воплями «при царе тракторов не было!» Отвечаю обычно им, мол, при нем много чего не было. «Воронков» для перевозки заключенных, например, не было. А что же было? Решил разобраться с вопросом более детально, тем более что нашлась статья соответствующая ( Read more... )

экон_индустрия, экон_совок, экон_сельхоз, фактыпротивлжи, ри_сельхоз, росимперия, экономика

Leave a comment

harmfulgrumpy April 17 2021, 19:20:41 UTC
Источники: “Мировое хозяйство. Сборник статистических материалов за 1913-1927 гг.” М., 1928, стр. 6 - 9, табл. 2, 3.; Паламарчук В. История народного хозяйства Германии в 1871-1914 г. Львов,1960.;

Данные среди различных исследований немного разнятся, но при некотором плюс-минусе они дают достаточное представление. Как видно из этих цифр, российская металлургия и угледобывающая отрасль развивалась весьма успешно. Посмотрим на другие отрасли.

3. Транспорт и транспортное машиностроение.

До середины 70-х годов XIX века в России как таковая отсутствовала паровозостроительная отрасль. Машины в основном закупались за рубежом или же только собирались в стране. Однако с конца 70-х годов в стране было начат собственный выпуск паровозов - в 1881 году в России было произведено около 270 паровозов. К 1913 году страна полностью удовлетворяла свои потребности в паровозах и вагонах. Общие мощности предприятий позволяли выпускать до 1500-1700 паровозов и 30 000 вагонов ежегодно. Однако реальный выпуск был меньше, поскольку зависел от заказов, но и они в цифровом выражении были не маленькими.
В 1904 году в России было выпущено около 1200 паровозов и свыше 21 тыс. вагонов. В 1906 году - около 1300 паровозов. После русско-японской войны количество заказов на паровозы снизилось, и в 1913 году выпустили лишь около 650 машин (в 1914 году - свыше 800) и около 14 000 вагонов. Примечательно, что к этому времени «отсталые» русские разработали паровозы собственной конструкции и успешно поставляли их на внешние рынки (в том числе в Германию и Англию). Интересно заметить, что в СССР паровозы собственной конструкции появились и вошли в серию лишь во второй половине 30-х годов: речь идет о ФД, ИС и Л. Ярким свидетельством технической отсталости царской России является тот факт, что паровозы дореволюционной конструкции (серия СУ - слегка обновленные С) бегали на линии Москва-Ленинград аж…до 1958 года!

Для развлечения можно посмотреть список производителей локомотивов в России и не сложно увидеть, что абсолютное большинство из них были построены при царском режиме: http://scado.narod.ru/rail2/wp_our.htm
В 1913 году Россия имела 19 866 «здоровых» паровозов, 30 673 пассажирских, 484 250 товарных вагонов и платформ. В Германии в 1913 году насчитывалось до 29,8 тыс. действующих паровозов. Между тем, не стоит полагать, что ситуация в подвижном составе была блестящей - по расчетам Генштаба России, недоставало 2000 паровозов и почти 80 000 товарных вагонов. Тем не менее, с учетом возможностей российской промышленности этот дефицит назвать огромным сложно.

Темпы строительства железных дорог в царской России были одними из самых высоких в мире - ежегодно в строй вводилось 1,3-1,6 тыс. километров путей. При этом не трудно заметить, что строительство железных дорог ударными темпами шло и в Первую мировую войну. Всего, на начало 1917 года протяженность железнодорожной сети в Империи составляла 81,7 тыс. километров. Это без 4 тыс. километров путей в Финляндии и Польше, а также 2,5 тыс. километров КВЖД, тоже построенной «отсталыми русскими». Для интереса это можно сравнить с СССР образца 1940 года - тогда в стране насчитывалось только около 103-105 тыс. километров путей.

Reply


Leave a comment

Up