Нищета в советской деревне

Mar 15, 2021 10:46


Т.К. Чугунов «Деревня на Голгофе. Летопись коммунистической эпохи: от 1917 до 1967 года»:
"До революции у крестьян «кроме самодельной, была обувь и одежда фабричного производ­ства: ситцевые или сатиновые рубашки, брюки городского типа у мужчин. У девушек и баб были сатиновые юбки, шёлковые кофточки и платки. Почти у всех жителей деревни для воскресных дней были сапоги или ботинки. Это была праздничная одежда: в будни она бе­режно хранилась в сундуках. Отходники и зажиточные крестьяне ходили в кожаной обуви и в будни.
Теперь же колхозники не могут изготовить для себя самодельной одежды и обуви: нет у них для этого ни холста, ни пеньки, ни волны, ни овчин.
А одежда и обувь из советских фабрик поступает в продажу в провинциальных городках очень редко и в мизерных количествах.
Что касается цены, то текстильные и кожаные товары, как говорят колхозники, «очень кусаются».
Заглянул я в государственный магазин в районном городе. Там висела одна единственная рубашка: «русская рубашка» из льняного полотна фабричной выделки. Цена её - 80 рублей. До революции она стоила полтора рубля.
Никакой обуви в магазине не было.
На базаре увидел я обувь: пара поношенных сапог и две пары поношенных мужских ботинок. За сапоги хозяин просил 400 рублей, а за ботинки была назначена цена по 200 рублей за пару. Кроме этих трёх пар старой обуви, никакой другой на базаре не было.
Многие ли колхозники могут купить себе обувь и одежду при та­ких ценах?!
Советское правительство платит колхознику за пуд (16 кило­граммов) ржи 64 копейки. Значит, за одну рубашку, которая соткана изо льна, сданного колхозником, на государственной фабрике и про­дается в государственном магазине, - за эту рубашку колхозник должен продать (сдать правительству по государственной цене) 125 пудов (2 тонны) ржи!..
Но сам колхозник в среднем зарабатывает в колхозе за «трудо­день» 400 граммов, или за год (за 200 трудодней) - 5 пудов ржи (80.000 гр.= 80 кг.). Значит, для покупки в государственном магазине одной льняной рубашки колхозник должен работать в колхозе на государство... 25 лет, т. е. всю свою недолгую жизнь «трудообязанного колхозника»... И только при том условии, если сам колхозник заработанный им хлеб есть совсем не будет, а весь его продаст госу­дарству. А для покупки сапог или ботинок всей жизни бедного колхозника не хватит...»

"...После того, как все деревенские жители были терроризованы той расправой, которая была учинена над всеми открытыми противниками коллективизации, на собраниях против колхозов уже никто не вы­сказывался. Все упорно молчали, стиснув зубы.
Но когда дело доходило до голосования, резолюция о необходимо­сти организовать колхоз в Болотном неизменно была отвергаема: за нее поднималось только несколько голосов из группы бедноты да из семей комсомольцев.
Тогда партийные уполномоченные стали применять, по приказу свыше, мошеннические уловки.
Такая уловка была применена и на собрании в Болотном. Уполно­моченный райкома партии сделал на собрании доклад (наверное, уже полусотый!) и призвал к немедленной организации колхоза.
В ответ на призыв высказаться последовало гробовое молчание.
- Ну, дело теперь, конечно, для всех советских крестьян яснее ясного стало: без колхоза не обойтись, - сказал уполномоченный. - Будем голосовать: кто против организации колхоза?.. Всех тех, кто будет голосовать против колхоза, мы запишем в протокол: своих противников советская власть должна знать поименно...
Ни одна рука не поднялась: кто же в лагерь хочет?!
- Итак, «против» - никого нет. Значит, все «за» голосуют!... Правильно!... Так в протоколе и запишем: постановление об органи­зации колхоза принято единогласно, - явно издевательски провоз­гласил коммунистический начальник...
И объявил собрание закрытым.
... Крестьяне возмущенно шумели, расходясь кучками по до­мам...
А через несколько дней группа вооруженных коммунистов с от­рядом милиции уже отбирала у крестьян лошадей и сельскохозяйст­венный инвентарь в колхоз..."



Письмо председателю СНК СССР В.М.Молотову крестьянки Ткаченковой Марины (текст переведен с украинского и стилистически исправлен).
"Товарищ Молотов, огромная просьба, чтобы вы рассмотрели мое письмо. У меня забрали хлеб и так забрали, что не осталось ни фунта. Я не знаю, что теперь делать, оставили 6 душ без куска хлеба. Дети малые, старшему 12 лет, муж болеет. Я не могу выполнить сдачу хлеба, потому что участок очень плохой. Остальное я все выполнила, свеклы 200 пудов и овес полностью сдала, деньги заплатила. Я - маломощный середняк - плачу налога 22 руб. с копейками. Доплатились мы до того, что остались босы и голы. Пришли и забрали весь хлеб. Теперь сидим и думаем: вести детей под поезд или, может, к райисполкому? И теперь говорят еще, что в колхоз нам дороги без хлеба нет. Прошу вас, чтобы спасли моих детей от голодной смерти."

Из спецсообщений НКВД о ходе уборки хлеба и хлебосдачи в 1936г.
"...В колхозе «Красная Армия» Краснянского сельсовета на общем собрании, где рассматривался вопрос о продаже хлеба государству, председатель колхоза Просоленко, член партии, стал категорически возражать против продажи хлеба, заявив, что в колхозе хлеба нет. Как установлено, Просоленко ввел в заблуждение колхозников, скрыв наличие хлеба. На этом же собрании после Просоленко выступил колхозник Деркач и заявил: «Колхозники голодные, а вы хотите совсем заморить их голодом. Довольно голодать, не нужно продавать хлеб. Дураки будут те, которые согласятся на это. Бросайте собрание и идите домой. Пусть продает хлеб само правление». Деркач арестован. Просоленко разоблачен как двурушник, исключен из партии и предается суду.
Красно-Лиманский район. В колхозе «3-й решающий» Яровского сельсовета на общем собрании открыто выступили против продажи хлеба государству колхозники Гринько (ранее был осужден к 3 годам лишения свободы за к.-р. деятельность), Негодуйко (быв. белый) и Нежиденко (кулак). Негодуйко на собрании, обращаясь к колхозникам, заявил: «Расстреляли 16 человек троцкистов, а у нас в районе сидят фашисты. Приезжающие уполномоченные по закупке хлеба - это представители гестапо. Они забирают у нас весь хлеб, оставляя нас голодными». Его поддержал Нежиденко, выступивший с таким заявлением: «Колхозники, не продавайте хлеб, не сдавайтесь. Они хотят оставить нас на голодную смерть. Бросайте собрание». В результате продажа зерна государству была сорвана. Приняты меры к аресту Гринько, Нежиденко и Негодуйко и предании их суду."

Жиделева О.П., колхозница колхоза им. Хрущева деревни Труженик Любимовского сельсовета Уксянского района Курганской области 3 ноября 1952 г.
"Председателю Совета Министров СССР товарищу Сталину И.В.
Товарищ Сталин, я обращаюсь к Вам потому, что вынуждена. Прошу извинить за беспокойство, но я все-таки решила. Я много и долго думала о своем тяжелом материальном положении, наконец, пришла к выводу, что Вы поможете устранить то, о чем я здесь сообщу.
Я колхозница Любимовского сельсовета Уксянского района Курганской области. Работаю я на скотном дворе в колхозе. Работаю круглый год и притом без выходных дней. Дочь тоже прошлый год работала, а заработать на пропитанье не можем. Двое у меня еще детей школьников. Как их учить? И чем кормить? Не знаю. Нечем. За год я заработала около 500 трудодней, а получила на них 140 кг потому, что 200 кг вычли за какой-то прошлый долг. Дочь окончила 3 класса учебы, и из-за недостатка питания я вынуждена отдать ее в город в няньки, одевать тоже нечем. На трудодни денег не дают. От продажи молока деньги идут на налоги и покупаем муку, чтобы пропитаться. Остальные двое детей, одному 9 лет, второму - 14, вынуждены бросить школу (один ходит в 3 класс, второй - в 5-й), потому что нет питания, нет одежды и обуви.
Очень плохи у нас дела в колхозе. Прошлый год в нашем колхозе погибло скота более тысячи голов.В день погибало по 13 голов. Травы прошлый год осталось тьма, а скот подох. Нынче опять скот гибнет. Пять голов телят уже погибло. Непонятно, что это за порядок. К ответственности никого прошлый год не привлекли, так же и нынче.
Председатель колхоза Василков получает 1200 рублей и только пьянствует. Прошлый год, когда скот начал мереть, он приехал в нашу деревню и приказал выгнать скот (зимой) на неубранный в поле овес. Скот выгнали, а на другой день почти весь табун погиб. Чтобы скрыть свое преступление, часть оставшихся в живых коров и доколотых отвезли в г. Свердловск и продали мясом, а на эти деньги председатель велел столько же голов купить каких угодно, лишь бы голова была. Это было сделано. Скот был куплен худой и тоже начал весь гибнуть. Вместе со скотом, увезенным в Свердловск, председатель Василков отправил свою худую корову, а себе взял хорошую телку.
Как же быть, товарищ Сталин? Круглый год работать и не заработать хлеба! Я на днях вышла из терпения и пошла купить хлеба печеного в магазине, но никак продавец мне не продает, говорит, что только учителям. И вот берет меня горе: вырабатываем хлеб и сидим без хлеба. Для детей хлеба нет. Питаемся картошкой. О мясе и разговора нет. Мы его никогда не видим.
Не сможете ли, товарищ Сталин, послать верного человека проверить эти факты и наказать виновников. Во всей области, сказывают, погибло скота за прошлую зиму очень много, поэтому областные работники, наверно, тоже не очень берутся за это дело. Сами знают, что это их ответственность. Говорят, что есть в газете, будто секретаря обкома партии избрали в ЦК, а ведь в области, которой он руководит, погибло 270 тысяч голов скота за одну зиму. Зачем же такого безобразника избрали в ЦК?
Я неграмотная и может где неправильно спрашиваю. Муж у меня погиб на фронте в 1941 году и погиб сын.
К сему Жиделева Ольга Павловна.
Деревня Труженик Любимовского сельсовета Уксянского района Курганской области, колхоз им. Хрущева"
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 901. Л. 52-53. Копия. Машинописный текст.

Источники:
Деревня на Голгофе http://boris-mojaev.narod.ru/index.files/chygynov.htm
Письмо Молотову https://historical-fact.livejournal.com/99181.html
У нас в районе сидят фашисты https://historical-fact.livejournal.com/162084.html
Письма Сталину от колхозников https://historical-fact.livejournal.com/131218.html

крестьяне, нищенство, уровень_жизни

Previous post Next post
Up