До революции у крестьян «кроме самодельной, была обувь и одежда фабричного производства: ситцевые или сатиновые рубашки, брюки городского типа у мужчин. У девушек и баб были сатиновые юбки, шёлковые кофточки и платки. Почти у всех жителей деревни для воскресных дней были сапоги или ботинки. Это была праздничная одежда: в будни она бережно хранилась в сундуках. Отходники и зажиточные крестьяне ходили в кожаной обуви и в будни.
Теперь же колхозники не могут изготовить для себя самодельной одежды и обуви: нет у них для этого ни холста, ни пеньки, ни волны, ни овчин.
А одежда и обувь из советских фабрик поступает в продажу в провинциальных городках очень редко и в мизерных количествах.
Что касается цены, то текстильные и кожаные товары, как говорят колхозники, «очень кусаются».
Заглянул я в государственный магазин в районном городе. Там висела одна единственная рубашка: «русская рубашка» из льняного полотна фабричной выделки. Цена её - 80 рублей. До революции она стоила полтора рубля.
Никакой обуви в магазине не было.
На базаре увидел я обувь: пара поношенных сапог и две пары поношенных мужских ботинок. За сапоги хозяин просил 400 рублей, а за ботинки была назначена цена по 200 рублей за пару. Кроме этих трёх пар старой обуви, никакой другой на базаре не было.
Многие ли колхозники могут купить себе обувь и одежду при таких ценах?!
Советское правительство платит колхознику за пуд (16 килограммов) ржи 64 копейки. Значит, за одну рубашку, которая соткана изо льна, сданного колхозником, на государственной фабрике и продается в государственном магазине, - за эту рубашку колхозник должен продать (сдать правительству по государственной цене) 125 пудов (2 тонны) ржи!..
Но сам колхозник в среднем зарабатывает в колхозе за «трудодень» 400 граммов, или за год (за 200 трудодней) - 5 пудов ржи (80.000 гр.= 80 кг.). Значит, для покупки в государственном магазине одной льняной рубашки колхозник должен работать в колхозе на государство... 25 лет, т. е. всю свою недолгую жизнь «трудообязанного колхозника»... И только при том условии, если сам колхозник заработанный им хлеб есть совсем не будет, а весь его продаст государству.
А для покупки сапог или ботинок всей жизни бедного колхозника не хватит...»
© Т.К. Чугунов «Деревня на Голгофе. Летопись коммунистической эпохи: от 1917 до 1967 года».