Статистические сведения взяты из работ крупных специалистов - А.Е. Иванова («Высшая школа России в конце XIX - начале XX века») и Д.Л. Сапрыкина («Образовательный потенциал Российской Империи»).
Накануне захвата власти иудо-большевиками, система обучения в России приобрела следующий вид. Первая ступень - 3-4 года начальное образование; затем ещё 4 года в гимназии либо курс высших начальных училищ и других соответствующих профессиональных учебных заведений; третий этап - ещё 4 года полного среднего образования, и, наконец, высшие учебные заведения. Отдельным образовательным сектором были учебные заведения для взрослых.
В 1894 году, то есть в самом начале правления Николая II, число учащихся гимназического уровня составляло 224 100 человек, то есть 1,9 ученика на 1000 жителей нашей страны. В 1913 году абсолютное число учеников достигло 677 100 человек, то есть 4 на 1000. Но это без учета военно-учебных, частных и некоторых ведомственных учебных заведений. Сделав соответствующую поправку, получим около 800 000 учащихся гимназического уровня, что дает 4,9 человека на 1000.
Для сравнения возьмем Францию той же эпохи. Правда, данные есть не за 1913, а за 1911 год, но это вполне сопоставимые вещи. Так вот, «гимназистов» во Франции было 141 700 человек, или 3,6 на 1000. Как видим, «лапотная Россия» смотрится выигрышно даже на фоне одной из "самых развитых стран всех времен и народов".
Теперь перейдем к студентам вузов. В конце XIX - начале XX вв. абсолютные показатели России и Франции были примерно одинаковыми, но по относительным мы сильно отставали. Если у нас в 1899-1903 гг. на 10 000 жителей было всего 3,5 студента, то во Франции - 9, в Германии - 8, в Великобритании - 6. Однако уже в 1911-1914 гг. ситуация резко поменялась: Россия - 8, Великобритания - 8, Германия - 11, Франция - 12. Иными словами, наша страна резко сократила отставание от Германии и Франции, а Великобританию и вовсе догнала. В абсолютных цифрах картина выглядит так: число студентов вузов Германии в 1911 году было 71 600, а в России - 145 100.
Взрывной прогресс отечественной системы образования налицо, и особенно ярко он виден на конкретных примерах. В 1897/98 учебном году в Петербургском университете обучались 3700 студентов, в 1913/14 - уже 7442; в Московском университете - 4782 и 9892 соответственно; в Харьковском - 1631 и 3216; в Казанском - 938 и 2027; в Новороссийском (Одесса) - 693 и 2058, в Киевском - 2799 и 4919.
Во времена Николая II серьезное внимание уделялось подготовке инженерных кадров. На этом направлении также были достигнуты впечатляющие результаты. Так, в Технологическом институте Петербурга в 1897/98 году обучался 841 человек, а в 1913/14 - 2276; Харькова - 644 и 1494 соответственно. Московское техническое училище, несмотря на название, относилось к институтам, и здесь данные такие: 718 и 2666. Политехнические институты: Киев - 360 и 2033; Рига - 1347 и 2084; Варшава - 270 и 974. А вот сводка по студентам земледельческих высших учебных заведений. В 1897/98 году в них было 1347 студентов, а в 1913/14 - 3307.
Быстро развивающаяся экономика потребовала и специалистов в сфере финансов, банковского дела, торговли и тому подобных. Система образования отреагировала на эти запросы, что хорошо иллюстрируется следующими статистическими данными: за шесть лет, с 1908 по 1914 гг., число студентов соответствующих специальностей увеличилось в 2,76 раза. Например, в Московском коммерческом институте в 1907/08 учебном году учились 1846 студентов, а в 1913/14 - 3470; в Киевском в 1908/09 году - 991 и 4028 в 1913/14 году.
Понятно, что начальное, то есть наиболее массовое образование является тем фундаментом, на котором потом строится дальнейшее обучение. По данным исследователя отечественной системы образования Д.Л. Сапрыкина, в 1916 году в России было около 140 000 школ разных типов при населении порядка 171 миллиона человек. Для сравнения: в нынешней Российской Федерации - 65 000 общеобразовательных учреждений, а численность населения - 143 миллиона человек. Школьные переписи 1911 и 1915 гг. показали, что в центральных великорусских и малороссийских губерниях достигнуто полное обучение мальчиков.
Все слышали стандартные рассуждения на тему «как проклятый царизм не позволял учиться бедным «кухаркиным детям». От бесконечного повторения этот штамп стал восприниматься как самоочевидный факт. Но давайте обратимся к работе Центра социологических исследований Московского университета, который провел сравнительный анализ социального портрета студента МГУ 2004 и 1904 гг. Оказалось, что в 1904 году 19% студентов этого престижного учебного заведения были выходцами из села (деревни).
Конечно, можно сказать, что это дети деревенских помещиков, однако учтем, что 20% учащихся Московского университета происходили из семей с имущественным положением ниже среднего, а 67% относились к средним слоям. При этом лишь у 26% студентов отцы были с высшим образованием (у 6% матери с высшим образованием). Отсюда видно, что значительная часть учащихся - это выходцы из небогатых и бедных, очень простых семей.
Но если так обстояли дела в одном из лучших вузов империи, то очевидно, что сословные перегородки при Николае II уходили в прошлое. Школы строились быстрыми темпами даже в разгар войны, вплоть до 1917 года (то есть до «прогрессивной революции»), и в начале 1920-х годов планировалось достигнуть обучения всех детей России. Под этим подразумевался четырех-пятилетний курс начальных школ, да так, чтобы ученики могли потом продолжить занятия, но уже в гимназиях. Это говорит о том, что последние остатки сословных перегородок должны были уйти в прошлое уже к 1920-м годам.
Как указывает доктор исторических наук С.В. Волков в своей книге «Почему РФ еще не Россия», если к 1897 году доля потомственных дворян среди учащихся гимназий и реальных училищ составляла 25,6%, а среди студентов - 22,8%, то в дальнейшем она существенно снизилась и к 1914-1916 гг. находилась на уровне 8-10%.
Да, согласно Волкову, число специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1913 году было невелико - примерно 190 000 человек (1 на 837 работающих). Общая численность образованного слоя составляла около 3 миллионов человек (2,2% населения). Но именно в это время были подготовлены все предпосылки для интеллектуального и образовательного рывка.