Leave a comment

holera_ham January 14 2021, 16:36:58 UTC
На момент открытия в Малаховской колонии было собрано около ста детей и примерно двадцать сотрудников - педагоги и технический персонал. Колонисты - дети от 8 до 16 лет - «это сироты или полусироты - дети трудового элемента»14. Педагоги - группа молодых женщин, приехавших из Киева, уже имевших опыт работы с погромленными детьми и, как позже скажет о них Шагал, «мечтавших воплотить в жизнь самые передовые педагогические теории»15. Все педагоги, включая директора, трудились на равных, состояли в должности школьного работника, получали одинаковую зарплату - 20.400 рублей (сумма по тем временам немалая) и жили вместе с колонистами16.

Колонии были предоставлены три деревянных двухэтажных дома (бывшие дачи), находившиеся в 15 минутах ходьбы один от другого, земельный участок в три десятины под огород и картофельное поле17. Каждый дом рассматривался как трудовой коллектив и представлял собой отдельную хозяйственную единицу - располагал кухней, бельем, продуктовой кладовой, своей домашней птицей и домашними животными и пр. Управляло домом ежедневное общее собрание детей и педагогов, выбиравшее президиум и комиссии: бельевую, продуктовую, «животную» и пр. Комиссии ежемесячно отчитывались перед общим собранием, члены президиума ежедневно распределяли работу и вели ее учет.

Общими делами занимался школьный (или, как его еще называли, колониальный) совет - ежемесячное собрание всех детей и руководителей. В его ведении находилось общее хозяйство, энергично расширявшееся. Летом 1922 г. оно включало огород и картофельное поле, мастерские (швейную и столярную), склады (продовольственный и вещевой), прачечную, скотный двор и пр. В ведении школьного совета находилась и школа-клуб, помещавшаяся в отдельном здании и управляемая отдельной «клубной» комиссией. Здесь работали студии: музыкальная, живописи, ритмики. Существовали кружки: политический и драматический. Клубной работе придавалось исключительное значение - по убеждению педагогов, «искусство преображает детей, оно их освобождает от того гнета, который они принесли с собой. Они оживают, души их раскрываются, они начинают творить без конца. Мы пришли к выводу, что искусство дало у нас богатые результаты потому, что оно было связано с трудовой жизнью»

Энгель и Шагал приехали в Малаховку в 1920 г.: Энгель - в начале мая, Шагал - летом. Оба были приглашены Наркомпросом - формально оба числились в штате Наркомпроса в отделе просвещения нацменьшинств в должности разъездных инструкторов19. Оба приехали с семьями - Энгель с женой Антониной Константиновной и дочерьми Верой и Адой, Шагал - с Беллой и Идой. По приезде они были включены в штат сотрудников колонии: Юлий Дмитриевич - как руководитель хорового пения, Антонина Константиновна - руководитель класса музыки, Ада - руководитель класса рисования, Шагал - руководитель художественной студии. Всем четверым был положен оклад в 15.300 рублей20 (для сравнения можно указать, что в Витебске, будучи заведующим Художественным училищем и руководителем мастерской, Шагал получал менее 5.000 рублей21). Что касается Иды, то ее зачислили в число воспитанников колонии - в списке детей на 1 сентября 1921 г. значится: Шагал Ида - 6 летИсточник: http://m-chagall.ru/library/shagalovskiy-sbornik-vipusk-4-6.html

Reply


Leave a comment

Up