Leave a comment

holera_ham January 14 2021, 16:35:47 UTC
Выбор места был неслучаен. Поселок Малаховка в 27 верстах от Москвы - давний центр еврейского проживания, во многом сохранявший традиционный жизненный уклад. Местная еврейская община содержала небольшой детский дом для сирот и готова была оказать помощь беженцам. В 1919 г. в Малаховке было уже пять детских приютов. Приехавший в Москву из Киева молодой педагог-коммунист Борух Шварцман6, откомандированный Наробразом в Малаховку и вскоре назначенный директором (председателем) школы-колонии, так отзывался о порядках в здешних приютах: «Что я нашел в Малаховке? 125 детей, сбежавшихся со всех концов России, чтобы спастись в столице. Различными путями они попадали в еврейские Тарбут-школы, которые были религиозными. Тогда они еще существовали в Москве. Большинство учителей - сионисты, они старались снабдить детей тфилин, также учили их петь «Атикву». Никто из учителей не думал организовывать детей в товарищеский коллектив, не заботился об их будущем... Я подумал: под крылом советской власти можно вести настоящую педагогическую работу»7.

Малаховская колония создавалась как воспитательное учреждение нового типа: она была антирелигиозная и трудовая. В основу всей жизнедеятельности была положена трудовая жизнь - «коллективная жизнь детей на трудовых началах на сельскохозяйственной базе»8. Колония должна была прокормить и обиходить себя сама. В формулировке Шварцмана это именовалось «самообслуживанием»: «первый этап нашей работы - самообслуживание и как органическое следствие - самоуправление»9. Языком общения был идиш - вопрос о языке специально обсуждался в Евсекции Наркомпроса, порешившей «считать еврейскими исключительно учреждения с языком преподавания еврейским»10. Религиозные праздники отменялись - отмечали только праздники революционные и осенний праздник урожая. Выстраивалась новая система взаимоотношений: учителя и воспитанники обращались друг к другу на «ты» по имени и с прибавлением слова «товарищ»11. В своих руководящих установках Малаховская колония программно близка действовавшей в те же годы колонии для беспризорных, руководимой Антоном Макаренко: в обеих торжествовал «коммунальный уклад жизни», при котором «невозможно было делить население колонии на детей и руководителей12.

Малаховская колония находилась в ведении МОНО и - что оказалось фактором исключительной важности - под кураторством Еврейского общественного комитета по оказанию помощи пострадавшим от погромов (Евобщесткома). Поддержка Евобщесткома была деятельной и надежной: он не только оказывал «ежемесячную помощь продуктами на усиленное питание и от времени до времени вещами», но и выдавал деньги «для разных расходов (ремонт, транспорт, экскурсии, учебные пособия, часть дров, фураж и т. д.)». Как отмечал Шварцман, «если бы не помощь шефа, работу вести было бы почти невозможно»

Источник: http://m-chagall.ru/library/shagalovskiy-sbornik-vipusk-4-6.html

Reply


Leave a comment

Up