1942. Крымская катастрофа

May 22, 2017 08:38

- Дуролом он!- зло отрубил молчавший до этого Евграфов. Его плоское, широкое, казавшееся до этого Синцову таким спокойным лицо налилось кровью от напряжения, с которым он старался сдержать себя. Но не сдержал - вырвалось.
- О ком это ты?- усмехнулся Завалишин.
- О том, о ком надо. Вы эту храбрость тут в первый раз видите, а я ее еще на Тамани видел, когда из-за него по всему проливу бескозырки да пилотки... Видел его там, как он на берегу распоряжался до последнего! А черта мне в его храбрости, когда из всего нашего подразделения только двое живыми на камере выплыли! В одном две пули, в другом - три. Полгода по госпиталям вспоминал его храбрость, пока к вам не попал.
К. Симонов, "Живые и мертвые" кн. 3 стр. 129

Мехлис Лев Захарович родился в 1889 году в Одессе в еврейской семье. В молодости состоял в сионистской партии "Поалей-Цион". Только после февральской революции 1917 года он примкнул к большевикам и быстро сделал карьеру. Мехлис комиссарствовал в Первой Конной армии, был жесток, решителен. Сталин с ним познакомился именно тогда. Когда будущий вождь начал восхождение к вершине власти, Мехлис стал его личным помощником, а потом и руководителем сталинского секретариата. В 1937 именно Мехлис находился на острие массового уничтожения комсостава РККА...

Мехлис Лев Захарович

В 1942 году Мехлис находился на пике своей власти и доверия Сталина. Сталин посылал его на разные участки фронта, Мехлис там кого-нибудь расстреливал (он имел такие полномочия) и вроде бы приносил пользу. После того как немецкое наступление на Москву захлебнулось, Сталин захотел исправить ситуацию и на юге. Как полномочный представитель Ставки Верховного главнокомандования Мехлис должен был организовать деблокирование Севастополя и освобождение Крыма. Завязку нового этапа борьбы положила Керченско-Феодосийская десантная операция, проведенная с 25 декабря 1941-го по 2 января 1942 года. Завершилась она захватом нашими войсками важного оперативного плацдарма на Керченском полуострове. Линия фронта проходила по самому узкому перешейку Керченского полуострова, на сравнительно небольшом рубеже находились целых три советских армии Крымского фронта.

Справка: Крымский фронт был образован в конце января 1942 года в составе 44-й, 47-й и 51-й армий. Командованию фронта были также подчинены Севастопольский оборонительный район, Черноморский флот, Азовская военная флотилия, Керченская военно-морская база и Северо-Кавказский военный округ.

В феврале 1942 Крымский фронт попытался прорвать оборону немцев. В боевых порядках войск находился военный корреспондент «Красной звезды» Константин Симонов. Он вспоминал: «Метель вместе с дождем, все невероятно развезло, все буквально встало, танки не пошли, а плотность войск, подогнанных Мехлисом, который руководил этим наступлением, подменив собой фактически командующего фронтом безвольного генерала Козлова, была чудовищная. Все было придвинуто вплотную к передовой, и каждый немецкий снаряд, каждая мина, каждая бомба, разрываясь, наносили нам громадные потери... В километре - двух - трех - пяти - семи от передовой все было в трупах... Словом, это была картина бездарного военного руководства и полного, чудовищного беспорядка. Плюс к этому - полное небрежение к людям, полное отсутствие заботы о том, чтобы сохранить живую силу, о том, чтобы уберечь людей от лишних потерь...». Советские войска не добились успеха, понесли большие потери, им пришлось перейти к обороне.

Командующий 11-й немецкой армией генерал-полковник Э. Манштейн, получив задачу очистить Керченский полуостров, оставил для блокады Севастополя пять дивизий, а основные силы в составе шести пехотных, одной танковой и одной кавалерийской дивизий сосредоточил перед Ак-Монайским перешейком против 21 советских дивизий. С воздуха эта группировка поддерживалась 8-м отдельным авиакорпусом и силами 4-го воздушного флота. По количеству людей, артиллерии и танков 11-я армия уступала Крымскому фронту соответственно в 2, 1,8 и 1,2 раза. Зато по авиации немцы имели превосходство в 1,7 раза .

К этому моменту командующим Крымским фронтом был генерал-лейтенант Д.Т. Козлов, членами военного совета - дивизионный комиссар Ф.А. Шаманин и секретарь Крымского обкома ВКП(б) В.С. Булатов. начальником штаба - генерал-майор П.П. Вечный. Фактически же командовал фронтом представитель Ставки ВГК Л.3. Мехлис.

В целом Крымский фронт к ведению оборонительной операции оказался неподготовленным. Тыловые оборонительные рубежи его - Турецкий вал и Керченские обводы - существовали лишь на оперативных картах. Противодесантная оборона побережья не была организована. Маскировка войск и командно-наблюдательных пунктов практически отсутствовала. Но главное, перейдя к обороне, фронт продолжал сохранять наступательную группировку. В его первом эшелоне находилось 15 стрелковых дивизий, в резерве - 6,5 расчетных (принимая две бригады за одну дивизию), из которых 4 дивизии располагались в 3-20 км от переднего края и только 2 - в 60-80 км от него. Следовательно, 19 дивизий из 21,5 находились вблизи линии фронта. Несмотря на протесты со стороны командующего Козлова, Мехлис запретил выкапывать окопы, и сделано это было для того, чтобы «не подрывать наступательный дух солдат». Он также заявил, что «каждый, кто предпочтет удобную позицию в 100 метрах от врага неудобной позиции в 30 метрах от врага», будет считаться паникером. И все это происходило в голой, частично болотистой степи, почти совершенно лишенной деревьев. Идти на острый конфликт с личным представителем Сталина и Ставки Козлов, разумеется, боялся.

8 мая на рассвете проведением артиллерийской и авиационной подготовки противник начал операцию. Решительным ударом была прорвана оборона, высажены морской и воздушный десанты в тылу советских войск. Управление частями командование Крымским фронтом потеряло, дезорганизованные войска сдавались в плен, бежали в сторону Керчи. Таким образом, Крымский фронт потерпел жестокое поражение. Разгром его войск осложнил обстановку на юге. С 8 мая фронт потерял свыше 150 тыс. человек, 4646 орудий и минометов, 496 танков, 417 самолетов, 10,4 тыс. автомашин, 860 тракторов и т. д. На Таманский полуостров удалось эвакуировать около 140 тыс. человек, 157 самолетов, 22 орудия и 29 “катюш”. Германские источники утверждают, что в ходе операции немцы захватили 170 тыс. военнопленных, 258 танков, 1100 орудий, потеряв при этом убитыми всего 7588 солдат и офицеров. Захваченное вооружение и боевую технику впоследствии противник частично использовал против защитников Севастополя. В июле Севастополь был сдан врагу и весь Крым оказался под оккупацией.

Ставка ВГК, проанализировав причины поражения Крымского фронта, директивой от 4 июня 1942 года довела их до командного состава армии и флота. Подоплеку разгрома войск Верховное Главнокомандование видело в следующем. Во-первых, построение обороны не соответствовало обстановке. Группировка войск была наступательной, а не оборонительной. Первый эшелон фронта оказался переуплотненным. Слабо были подготовлены в инженерном отношении главная полоса и Ак-Монайский рубеж. Отсутствовали тыловые оборонительные рубежи. Командование фронта выпустило из рук управление войсками. Во-вторых, бюрократический и бумажный метод командования фронта и Л.3. Мехлиса. В-третьих, недисциплинированность Козлова и Мехлиса, которые не выполнили распоряжения Ставки о быстром отводе войск. Опоздание с отводом на два дня явилось гибельным для исхода всей операции. Были названы прямые виновники керченской катастрофы: Л.3. Мехлис, Д.Т. Козлов и еще ряд командиров.

Сталин понизил своего любимчика в воинском звании, но из доверия он не вышел. После войны Мехлис получил должность министра госконтроля.

Советские военнопленные в районе Керчи, 1942г.


Источники:
Инквизитор Красной Армии http://www.c-cafe.ru/days/bio/24/043_24.php
Крымская катастрофа http://war1960.ru/sww/krim42.shtml

рег_крым, 1942, война_2мировая, войны

Previous post Next post
Up