1942. Документ НКВД КФССР о состоянии снабжения и настроениях населения в Пудожском районе

Jan 29, 2020 12:23


ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НКВД КФССР В СОВНАРКОМ РЕСПУБЛИКИ «О СОСТОЯНИИ СНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПУДОЖСКОГО РАЙОНА КФССР ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЯХ»

11 июня 1942 г.
Совершенно секретно

23 апреля 1942 г. в ЦК КП(б) и СНК Карело-Финской ССР мною сообщалось о тяжелом положении со снабжением хлебом населения Пудожского района и о нездоровых в связи с этим настроениях. Сейчас, по сообщению начальника Пудожского райотделения НКВД тов. Долженко, положение в районе со снабжением населения продовольствием еще больше ухудшилось. В течение мая с. г. населению района выдавалось с большими перебоями по 200 ─ 300 г. хлеба на человека. Других продуктов не выдавалось. Систематические недоедания в течение двух месяцев создали массовое истощение значительной части населения, а на почве этого и рост смертности.

В апреле с. г. по району умерло 238 чел., из них детей до 1 года ─ 67 чел. Только по одному Пудожскому сельсовету за 27 дней мая умер в основном от истощения 81 чел., в том числе детей до 10-летнего возраста ─ 17 чел. В Шальском сельсовете района из-за тяжелого продовольственного положения некоторые рабочие лыжной фабрики употребляют в пищу кошек и собак. Из общего числа рабочих фабрики (275 чел.) 30─35% освобождены врачом от работы исключительно по причине истощения, в результате чего в последнее время ежедневно умирает 2─3 чел. На Шальской пристани из 185 чел. не выходит на работу от истощения 30─35 чел.

В связи с таким явлением в районе заметно снизилась трудовая дисциплина. Работники предприятий и организаций в рабочее время бросают свое производство и часами простаивают в очередях за нормой хлеба, а иногда совершенно не выходят на работу. Тяжелые продовольственные затруднения в районе за последнее время вызвали случаи хищения коров и лошадей. Так, например, трудпоселенцы, бывшие кулаки К. и К., проживающие в пос. Кубово, украли и убили на мясо корову, принадлежащую служащему одной из организаций района. Трудпоселенцы, бывшие кулаки В., К. и У. украли и убили на мясо колхозную лошадь.

Имеют место случаи нездоровых отношений некоторой части колхозников к эвакуированному населению. Так, колхозники Семеновского сельсовета открыто говорят: «Черт вас сюда принес. Вы съели наш хлеб, а теперь приходится голодать» Такое отношение к эвакуированному населению наблюдается и со стороны отдельных председателей колхозов. Председатель колхоза «Им. X съезда Советов» Коловского сельсовета Рыбин эвакуированным не дает работы, при этом заявляет: «У меня свои колхозники все сделают. Вам никакой работы не будет».

В результате тяжелого положения в районе с хлебом и продуктами питания среди части населения, и особенно эвакуированных, проявляются нездоровые настроения. Приводим часть выявленных фактов упадочных и нездоровых настроений:

«Мы валимся с ног. Скоро все умрем в Пудоже голодной смертью, получая через день 200 г хлеба и все. Жаль маму, которая лежит четвертый месяц и ждет своей смерти. Люди умирают от голода на дорогах» (Карпова, жена красноармейца, эвакуированная в Пудож).

«Отец весь опух от голода. Дети лежат больные. Сама не могу ходить. Скоро наступит смерть. Нас сюда привезли заморить голодом, а не спасти от немцев» (Гаврилова, жена красноармейца, проживающая в Пудоже).

«Воскреснуть из мертвых нельзя, а мы уже на краю гибели ─ живые трупы. Норма 200 г. хлеба через 3-4 дня. Дети не встают и пухнут от голода. Будь прокляты жизнь и все пудожское правительство, которое о нас не заботится, а кушает в три горла. Папа умер от голода» (Архипов, Пудож).

«Переживаем жуткий голод. Больше не носят ноги. Народ падает на улицах и в очередях из-за головотяпства районных руководителей, которые не могли завезти хлеб. На нас жутко смотреть» (служащий аптеки, Пудож).

Отмечен ряд случаев со стороны отдельных граждан открытых заявлений и угроз о физическом истреблении детей. 22 мая 1942 г. бухгалтер заготконтроля Пудожского райпотребсоюза М. в присутствии ряда служащих заявила: «Если не помогут хлебом, то приду домой и задавлю своих детей».

Здесь можно бы привести много других фактов, но все они носят аналогичный характер.

Наряду с этим начальник райотделения НКВД тов. Долженко доносит, что в адрес руководящих работников района и республики поступают анонимные письма эвакуированных граждан с выражением недовольств и угроз в связи с продовольственными затруднениями. Так, в Пудожский райком партии для передачи уполномоченному ЦК КП(б) тов. Карпову поступило коллективное анонимное письмо следующего содержания: «В журнале МОПР можно видеть иллюстрации голодающих рабочих и детей капиталистических стран. Какие страшные изможденные лица. Если бы наши руководители, начиная с республиканских и кончая районными, сошли с пьедестала величия и почаще проходили по улицам Пудожа в момент скопления масс за крощкой хлеба, то они увидели [бы] ту же картину. Но вам стыдно выйти [с] таким пузом. Вы выдвинуты народом не для того, чтобы наращивать жир…
Кто вам дал право морить народ голодом. Проклятый Гитлер лишил нас всего дорогого, наши мужья, сыновья, отцы и дочери проливают кровь за любимую Родину, а Вы содействуете Гитлеру… Единственный выход из положения ─ это прикончить детей, а затем матерям спокойно умереть…
Если бы знал тов. Сталин, который горит перед нашими глазами, как яркий светильник, о всех безобразиях и о тех кошмаров, которые мы переживаем, что бы он с Вами сделал? Тов. Сталин с Вас спросит. Советская власть создавалась не для того, чтобы морить людей…».* Письмо подписано: группа эвакуированных и голодающих Пудожа.

Второе анонимное письмо поступило в адрес председателя Пудожского райсовета тов. Бугнина. Содержание его аналогичное. Исходит, как пишет автор, от пудожских рабочих.

Используя создавшееся тяжелое материальное положение в районе, отдельные антисоветские элементы пытаются активизировать вражескую деятельность против ВКП(б) и Советской власти. Так, Т., русский, беспартийный, колхозник колхоза «Октябрьская революция» среди населения высказывается: «Зачем Советская власть воюет с немцами, когда у нас народ голодает и умирает. Лучше бы красноармейцы бросали оружие и сдавались в плен немцам. Если нам предложат эвакуироваться, то никуда не поедем, а будем уходить в лес, а потом к финнам». Тракторист К. в присутствии других рабочих говорит: «У нас с рабочими стали обращаться, как с собаками. Разница лишь та, что собак бьют, а нас еще нет. В общем, положение, что при барщине, и даже не спрашивай кушать».

В., урож. Пудожского района, русский, беспартийный, высказывался: «Теперь хватит того, что несколько лет нас агитировали и обманывали. Народ не хочет слушать вранья, так как он голодный и обозлен на Советскую власть». Трудпоселенец Ш., проживающий в пос. Кубово, распространяет провокации. 18 мая с. г. он говорил: «Скоро колхозов и Советской власти не будет, так как их разгонят. Правительство специально народу не дает хлеба, для того чтобы народ организовал восстание. Нам нужно помочь скорей покончить с Советской властью. В России уже намечено новое правительство, которое при помощи заграницы придет к власти».

Учитывая крайне тяжелое положение в районе со снабжением населения хлебом и продуктами питания, а в связи с этим и проявление отрицательных настроений среди населения, прошу Ваших указаний о принятии срочных мер по завозу в район текущих запасов хлеба и продовольствия. Наши мероприятия направлены [на] пресечени[е] вражеской деятельности антисоветских элементов.

Народный комиссар внутренних дел КФССР М.Баскаков

* Отточие (здесь и далее) в документе.

Источник: НЕИЗВЕСТНАЯ КАРЕЛИЯ. Документы спецорганов о жизни республики 1941-1956 гг. - Петрозаводск, СДВ─ОПТИМА, 1999. 306 с. Тираж 300 экз.
http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/265270



голод_ссср, голод, голод_архив, голод_вов, 1942

Previous post Next post
Up