Изобретательность сталинцев в деле организации массовых репрессий общеизвестна, в этом деле с ними мало кто в мировой истории сравнится.
И вот еще один интересный пунктик: репрессии не против конкретных личностей и слоев подозрительного населения, а против... хозяйственных субъектов, а именно - колхозов. Почему-то не встречались репрессии против заводов и фабрик, но против колхозов - пожалуйста. Читаем архивный документ, подписанный сталинским наместником в Казахстане Филиппом Исаевичем Голощекиным.
Историческая справка: Голощекин Филипп Исаевич, из семьи еврейского подрядчика. В различных источниках в качестве настоящих имён указываются Исай (на идише: Шая или Шай) и Исаак, отчества Исаевич, Исаакович, Ицкович. Окончил зубоврачебную школу в Риге, в 1903 вступил в РСДРП, большевик. В письме из ссылки к жене Яков Свердлов так описывал его характер: "Он стал форменным неврастеником и становится мизантропом. При хорошем отношении к людям вообще, к абстрактным людям, он безобразно придирчив к конкретному человеку, с которым приходится соприкасаться. В результате - контры со всеми… Он портится, создает сам себе невыносимые условия существования..."
Архивный документ №1.
Шифрограмма первого секретаря Казахского крайкома ВКП(б) Ф.И. Голощекина генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И.В. Сталину о репрессиях при проведении хлебозаготовок
21 ноября 1932 г.
Строго секретно Снятие копий воспрещается Из Алма-Ата отправлена 18-21 21.11.1932 г. Поступила в ЦК ВКП на расшифрование 21.11.1932 г. ч. 22 м. 10 Вх. № 1839 ш
Начало цитаты. Москва ЦК ВКП(б) т. Сталину
Ознакомившись с телеграммой Кахиани в ЦК от 20 ноября, бюро крайкома сообщает:
1) На черную доску занесены только три района, а не 19, как сообщает Кахиани.
2) В отношении 14 решающих хлебных районов применены товарные репрессии, без объявления на черную доску.
3) В районах, список которых нами сообщен в ЦК 28 октября, на черную доску занесены только отдельные колхозы, где имеется упорное сопротивление хлебозаготовкам, всего 87 колхозов.
4) В отношении Кзыл-Орды, Карамачи-Казалинска, против которых особенно протестует Кахиани, они на черную доску не занесены, но предложено обкому выявить колхозы, которые надо занести на черную доску, в этих районах имеем высокотоварные колхозы по хлебу и рису. При этом в этих районах, которым план снизили против первоначального примерно наполовину, заготовки стоят на недопустимо низком уровне. Например, по Кзыл-Орде - 17 % плана, воровство и хищение там развито до чрезвычайности.
5) Считаем правильным и наш пункт об объявлении колхозникам в оседло-земледельческих районах, занесенных на черную доску, особо сопротивляющихся заготовкам, что до выполнения плана им не разрешается расширительное право индивидуального пользования скотом по постановлению ЦК от 17 сентября. Объявление в областной и районной печати этого пункта и пункта о возможном выселении крайкомом признано неправильным и предложено исправить.
6) К ноябрю положение с хлебозаготовками в Казахстане стояло на низком уровне: меньше на 8 млн пудов, чем в прошлом году на это время, причем в крайкоме накопилось большое количество фактов исключительного сопротивления хлебозаготовкам как в форме пассивных, так и активных вплоть до вредительства и террора, и массовые факты смыкания коммунистов связи с классовым врагом на почве саботажа нажима к отдельным колхозам.
Поэтому крайком считал вполне правильным после получения телеграмм ЦК от 8 ноября применить в отношении отдельных районов и колхозов аналогичные меры. Какие были указаны в телеграмме.
7) Крайком признает свои ошибки, что своевременно не довел до сведения ЦК о принятых вышеуказанных мерах.
8) Ввиду создавшегося положения с телеграммой в ЦК Кахиани и имея в виду, что мы вступили в наиболее трудный период заготовок, крайком просит ЦК дать свое решение по этому вопросу.
Секретарь Казкрайкома Голощекин Конец цитаты.
Расшифрована 22.11. 1932 г. 13 ч. 10 м. Напечатано 4 экз. Чечулин, Батекин. Помета: "т. Сталину. Архив 2-го сектора".
АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 83. Л. 138-138 об. Подлинник.
В тот же день парт.руководству Казкрайкома уходит ответная телеграмма Сталина:
Архивный документ №2
Начало цитаты. "Шифровка Кахиани с выражением недовольства по поводу последних распоряжений Совнаркома и крайкома Казахстана по линии хлебозаготовок получена. Оценка т. Кахиани при других условиях была бы правильна, а при данных условиях совершенно неправильна. Тов. Кахиани не учитывает, что за последние пятидневки хлебозаготовки в Казахстане падают скачками и ведут к фактическому прекращению заготовок, и это несмотря на то, что план заготовок максимально сокращен, а долг по плану заготовок превышает 10 млн пудов. При таких условиях задача состоит в том, чтобы ударить в первую очередь по коммунистам в районах и ниже районов, находящимся целиком в плену мелкобуржуазной стихии и скатившихся на рельсы кулацкого саботажа хлебозаготовок. Понятно, что при этих условиях СНК и крайком не могли поступить иначе, как перейти на рельсы репрессии, хотя конечно дело репрессиями не может ограничиться, так как необходима параллельно широкая и систематическая разъяснительная работа.
Сталин" Конец цитаты.
АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 83. Л. 137. Заверенная копия.
Итоги деятельности Голощекина на посту первого секретаря Казкрайкома можно охарактеризовать кратко: геноцид местного населения. У людей отнимали скот, имущество и под конвоем милиции направляли в «точки оседания». Скот, реквизируемый для нужд колхозов, забивали на месте, так как невозможно было прокормить собранные в одном месте большие стада. От таких действий в первую очередь пострадали казахи, так как скот был главным, а нередко единственным источником их пропитания.
Архивный документ №3. Спецсообщение ПП ОГПУ по Казахстану о состоянии животноводства в республике. 25 октября 1933 г. № 369 Совершенно секретно.
«Сокращение поголовья скота за последние годы характеризуется следующими данными: в 1929 г. в крае насчитывалось 40 млн 294 тыс. голов, в 1930 г. - 24 млн 607 тыс. голов, в 1931 г. - 10 млн 550 тыс. голов, в 1932 г. - 5 млн 526 тыс. голов, в 1933 г. - 3 млн 699 тыс. голов. Таким образом, по сравнению с 1929 г. поголовье скота сократилось на 90,8%, а по группе кочевых и полукочевых районов на 94 - 95%...»
Источник: ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 11. Д. 1050. Л. 53-56.
В результате, в течение 1931-1933 гг. умерло от 1 млн чел. (оценка Роберта Конквеста) до 1,75 млн чел. (оценка Абылхожина, Козыбаева и Татимова, 1989). Около 1 миллиона казахов вынуждены были откочевать в сопредельные регионы. Таким образом, насильственные меры по переводу кочевников на оседлый образ жизни привели к огромным жертвам, в основном среди казахского населения. Казахи только к 1970 г. восстановили внутри Казахстана свою численность на уровне 1926 г.
Монумент памяти жертвам голода 1931-1933гг. в Алматы
На Кубани в это же время свирепствовал еще один боевой сталинский еврей - секретарь ЦК ВКП(б) и заведующий Сельхозотделом ЦК Лазарь Моисеевич Каганович. Он массово репрессировал целые казачьи станицы. Их заносили на «черную доску», что означало целый список репрессий: прекращение подвоза товаров, полное свертывание любой торговли, прекращение кредитования и досрочное взыскание кредитов и других финансовых обязательств, проведение чистки от «чуждых и враждебных элементов», изъятие органами ОГПУ организаторов «саботажа хлебозаготовок», и тому подобное...
За два с половиной месяца (до середины января 1933 года) на «черную доску» было занесено 15 станиц (13 кубанских и 2 донские). Тогда же Каганович напомнил кубанцам о печальной судьбе подвергнутого большевистскому террору и геноциду Терского казачества: «Надо, чтобы все кубанские казаки знали, как в 1921 году терских казаков переселяли, которые сопротивлялись Советской власти. Так и сейчас… А вам не нравится здесь работать, мы переселим вас. Могут сказать, как же это переселите - это беззаконность. Нет, это законность».
И это были вовсе не просто слова. Более 60 тысяч членов казачьих семей были насильно выселены в северные районы с Кубани. На их место было организовано переселение демобилизованных красноармейцев, которые должны были стать «образцами колхозного производства для окружающих колхозов и станиц Кубани». Однако что-то пошло не по плану, и местные чиновники стали вопить о катастрофической нехватке рабочей силы. Так, начальник политотдела Ленинградской МТС Лапшин сообщал руководству Азово-Черноморского края в июне 1934 г., что на подчиненной ему территории, где насчитывалось 16 колхозов, «раньше было 30 000 населения, а сейчас имеется 19 000», и просил «дать мне помощь людскими силами из Ростова, в порядке шефства, хотя бы 500 человек...»
Памятник жертвам голода 1931-1933гг. в одной из станиц Кубани
Итак, при Сталине подвергались репрессиям:
- отдельные лица;
- различные категории населения, например, так называемые "кулаки", а позже (в 1937) - бывшие раскулаченные;
- хозяйственные субъекты, например, колхозы;
- целые административные районы (как мы видим из телеграммы Голощекина);
- ну и венцом этой бурной деятельности стали репрессии против целых народов ( чеченцев, крымских татар и других).
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Голощёкин,_Филипп_Исаевич https://ru.wikipedia.org/wiki/Голод_в_Казахстане_(1932-1933)
Голод на Кубани в 1932-1933гг.
http://slavakubani.ru/kkv/history/1920-1989-ussr/golodomor-na-kubani-1932-1933-g-v-istoricheskoy-pamyati-ochevidtsev-obzornyy-ocherk/ Шифрограмма секретаря Казахского крайкома ВКП(б) Ф.И. Голощекина Сталину
http://www.hrono.ru/dokum/193_dok/19321121kazah.php Депортация населения "чернодосочных" станиц
http://slavakubani.ru/kkv/history/1920-1989-ussr/deportatsiya-naseleniya-chernodosochnykh-stanits-kak-antikazachya-aktsiya-prichiny-i-posledstviya/