"Шарашка" - это жаргонное название конструкторского бюро закрытого типа при заводах, научно-исследовательских институтах, лабораториях, где работали заключенные ученые и технические специалисты в сталинский период.
Шарашки существовали с 1929 по 1953 года под различными названиями:
- ЦКБ (центральное конструкторское бюро);
- ОКТБ (опытно-конструкторское технологическое бюро);
- ОКБ (особое конструкторское бюро);
- ОТБ (особое техническое бюро);
- СКБ (специальное конструкторское бюро).
В документах при этом они фигурировали в основном как «спецтюрьмы». Если говорить о названии отдельных конструкторских бюро, то можно обнаружить несколько алгоритмов наименования. Некоторые ОТБ в первые годы их появления носили порядковый номер (в соответствии с хронологическим появлением: ОТБ-8, ОТБ-11, ОТБ-12 и др.). Кроме того, появились КБ, нумерация которых соответствует номеру опытного завода, где разработки заключенных специалистов пускались в производство (ОТБ-82, ЦКБ-39, ОКБ-156 и др.). Позднее народные названия КБ обретают привязку к месту расположения: Болшевская, Кучинская, Марфинская шарашки и т.д.
В чью голову впервые пришла идея - организовать бесплатный труд ценных техспециалистов в тюремном заключении - сейчас сказать трудно, ясно только, что решение принималось на самом "верху". Первыми попадали под каток репрессивной системы те, кто имел "непролетарское" происхождение и подозрительные пунктики в биографии. Одной из первых жертв стал основоположник гидросамолетостроения в России Д. П. Григорович. Его арестовали в его рабочем кабинете 1 сентября 1928 г. по обвинению во вредительстве и отправили в Бутырскую тюрьму. Вскоре там же оказались сотрудники конструкторского отдела Григоровича по гидросамолетам В. Л. Корвин-Кербер, Е. И. Майоранов, А. Н. Седельников, авиационные специалисты других организаций: П. М. Крейсон, Б. Ф. Гончаров, И. М. Косткин, А. В. Надашкевич, Н. Г. Михельсон. 25 октября 1929 г. был арестован авиаконструктор Н. Н. Поликарпов (сын священника). Ему инкриминировали участие в контрреволюционной вредительской организации и посадили в Бутырку. На основе группы Григоровича-Поликарпова ОГПУ в декабре 1929г. создало в Бутырской тюрьме первую в СССР так называемую "шарашку" - тюремное конструкторское бюро, которое официально называлось так: Конструкторское бюро - внутренняя тюрьма (КБ-ВТ). Работали в нем осужденные инженеры и конструкторы под охраной и руководством сотрудников ОГПУ. Поскольку тюремные условия были малопригодны для продуктивной конструкторской работы, эту "шарашку" перевели на территорию Ходынского аэродрома и переименовали в ЦКБ-39 ОГПУ. Главным конструктором назначили Григоровича, а Поликарпов стал его заместителем.
В 1930 году было организовано Техническое отделение ЭКУ ОГПУ, руководивший работами специальных ОКБ, использовавших труд заключенных специалистов. Начальник ЭКУ ОГПУ с 1930 по 1936 Л. Г. Миронов (Каган), комиссар госбезопасности 2 ранга; он был расстрелян в 1938г. В 1931-1936 годах в целях конспирации Техническому отделению последовательно присваивались номера 5-го, 8-го, 11-го и 7-го отделений ЭКУ ОГПУ СССР.
В марте 1930г. начальник ВВС РККА Алкснис поставил ЦКБ-39 задачу: создать легкий истребитель мирового уровня за месяц. Заключенные работали, перефразируя известную поговорку, не за совесть, а за страх, ведь многие были приговорены не только к длительным срокам заключения, а некоторые имели отсроченные смертные приговоры. Задача была выполнена: 27 апреля 1930г. самолет И-5 выкатили из цеха. Истребитель получился хороший, было принято решение о серийном производстве и в дальнейшем построено около 800 машин. "Верхи", окрыленные таким успехом, ЦКБ-39 значительно укрупнили и переименовали в ЦКБ, которое организационно входило в состав Технического отдела Экономического управления ОГПУ. Это управление курировало объекты, возводимые трудом заключенных. В распоряжение ЦКБ полностью отдали авиазавод-39. Теперь ЦКБ поручили создать целую серию самолетов: истребитель, штурмовик и другие, однако на этот раз надежды не оправдались - машины, построенные в течение года, получились некачественными. Работа ЦКБ заглохла, часть специалистов амнистировали и отпустили на свободу, другие продолжали отбывать прежние сроки или полученные новые. Неудачей закончилась и попытка создать мощные авиадвигатели в ОКБ - Особом конструкторском бюро ОГПУ, которое работало на ул.Никольской в Москве. Там трудились видные специалисты по двигателям - заключенные А.А.Бессонов, Н.Р.Бриллинг, Б.С.Стечкин.
Однако идея рабского труда техспециалистов не умерла. Когда по стране в 1937-1938гг. прокатился вал массовых осуждений "врагов народа", в подмосковном поселке Болшево НКВД создал целый "научно-сортировочный" лагерь для осужденных конструкторов и инженеров. Их выискивали по лагерям и тюрьмам, и уцелевших отправляли в данный лагерь; оттуда часть заключенных (з/к) со временем переправляли в отдельные КБ НКВД. Через Болшево прошла почти вся элита советского авиастроения: авиаконструкторы Р.Л.Бартини, В.М.Мясищев, Н.И.Базенков, Д.П.Григорович, И.Г.Неман, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, А.И.Путилов, А.Н.Туполев, В.А.Чижевский, А.М.Черемухин, Д.С.Макаров. Там же "сидели" конструкторы ракетной техники С.П.Королев, Ю.В.Кондратюк, В.П.Глушко; специалисты по подводным лодкам - группа Кассацнера и Дмитриевского, спецы по торпедным катерам - группа Бжезинского, по артиллерийскому вооружению и боеприпасам - группа Беркалова. Позднее туда доставили крупнейших представителей фундаментальной науки мирового уровня: математика К. Сцилларда, профессора физики Ю. Б. Румера, специалиста по механике члена-корреспондента АН СССР А. И. Некрасова.
Гений отечественного ракетостроения Сергей Павлович Королев 3 года провел в тюрьмах и лагерях по стандартному обвинению во вредительстве. На допросе следователь проломил ему лицевые кости, которые неправильно срослись; было и сотрясение мозга. На Колыме он попал в одно из самых гиблых мест - прииск Мальдяк, и быстро превратился в доходягу, умиравшего на куче тряпья в бараке. Чудом уцелевшего, его направляют обратно в Москву, затем С.П. опаздывает на пароход, который погибнет на камнях у японского острова вместе с сотнями зэков. В Москве вместо справедливого разбирательства (у руля НКВД уже Берия) Королев получает новый срок в лагере. И все же благодаря настойчивости матери конструктора, забрасывавшей все инстанции письмами, Королеву отменяют новую отправку в лагерь и в 1940г. направляют в болшевскую "шарашку".
А.Н. Туполев был привезен в "шарашку" из Бутырской тюрьмы в апреле 1939 г. с "роскошным" букетом обвинений: участие в антисоветской, троцкистской, вредительской организации, работа на французскую и американскую разведку и т.д., и т.п. Андрей Николаевич, как и подавляющее большинство зэков, был вынужден подписать все, что требовали от него тюремщики, но когда ему предложили вместо лагеря работать в "шарашке", выдвинул единственное условие: он согласен работать в тюремном КБ только в том случае, если получит записку от жены, в которой будет сказано, что она не арестована, живет дома и дети с ней. Туполев беспокоился не зря, его жена действительно к тому времени была арестована, но уж больно важен был великий конструктор для страны и это понимали все. "Наглое" требование Туполева удовлетворили: его жену отпустили и записку от нее он получил.
Позже дочь Туполева вспоминала:
- Долгое время никакого известия о судьбе родителей не было. После ареста отца я удивительным образом все-таки окончила школу и даже поступила в медицинский институт. От меня требовали отречься от родителей. Я ответила, что не отрекусь никогда. Тогда меня хотели выгнать из комсомола, но мои сокурсники не проголосовали за это. Мне влепили выговор за потерю политической бдительности - проглядела врага народа в своей семье. Трудное было время - я работала на овощебазе, где не платили денег, но можно было взять несколько килограммов овощей домой. Но надо сказать, что и после ареста отца мне встречались люди, готовые помочь. Как-то меня вызвал секретарь райкома и поинтересовался, как мы живем. Он сказал: "К сожалению, не могу вам дать никакой другой работы, кроме как в архиве НКВД". Поскольку это в любом случае было лучше, чем овощебаза, я с радостью согласилась. А спасли нас от голода туполевский заместитель Александр Архангельский и его жена Наталия.
Под руководством заключенного Туполева НКВД создал мощное КБ под названием ЦКБ-29 НКВД, именно там были созданы пикирующие бомбардировщики ПЕ-2 (в 1940) и Ту-2 (в 1941). Данное учреждение находилось по адресу: г.Москва, ул.Радио, 24 - там раньше было КБ Туполева и его производственная база (завод 156).
Все работы велись под личным руководством Берия, который возглавил НКВД после Ежова, причем поначалу Берия даже пытался ставить руководителям КБ технические задачи по разработке самолетов. Рассказ Туполева об одной такой истории воспроизвел в своих мемуарах "Туполевская шарага" Л.Л.Кербер (один из видных авторитетов в области радиосвязи, работавший в ОКБ-29 под руководством Туполева):
Л.Л.Кербер
"Прием у Берия... На столах разостланы чертежи... Берия - Туполеву: - Ваши предложения я рассказал товарищу Сталину. Он согласился с моим мнением, что нам сейчас нужен не такой самолет, а высотный дальний четырехмоторный пикирующий бомбардировщик, назовем его ПБ-4. Мы не будем наносить буловочные уколы, - при этом Берия неодобрительно покосился на чертежи легкого пикирующего бомбардировщика, который предлагал Туполев, - нет, мы будем громить зверя в его берлоге!
Обращаясь к Давыдову (сотруднику НКВД):
- Примите меры, что через месяц они, - следует кивок в сторону зэка Туполева, - подготовили предложения. Все!"
Далее Кербер описывает, что Туполев вернулся злой, затея Берии была явно несостоятельной, технически полностью дилетантской. Как можно пикировать на точечную цель на тяжелом неповоротливом четырехмоторном самолете!? Он рассказал о полученном задании от Берии своим ближайшем помощникам, и заявил, что делать такую машину - полное безумие. А если отказаться - расстрел, новый срок? Через месяц Туполева вновь повезли к Берии на Лубянку. Когда он вернулся в КБ, рассказал следующее:
- Мой доклад вызвал у Берия раздражение. Когда я закончил, он взглянул на меня откровенно злобно. Видимо, про ПБ-4 он наговорил Сталину достаточно много, а может быть, и убедил его. Меня это удивило, из прошлых приемов у Сталина я вынес впечатление, что в авиации он если и не разбирался как конструктор, то все же имел здравый смысл и точку зрения. Берия сказал, что они со Сталиным разберутся. Сутки я волновался в "одиночке", затем был вызван вновь. Берия: "Так вот, мы с товарищем Сталиным еще раз ознакомились с материалами. Решение таково: сейчас и срочно делать двухмоторный. Как только кончите, приступите к ПБ-4, он нам очень нужен.
Затем между нами состоялся такой диалог:
Берия: - Какая скорость?
Я: - 600.
Берия: - Мало, надо семьсот! Какая дальность?
Я: - 2000.
Берия: - Не годится, надо 3000! Какая нагрузка?
Я: - 3 тонны.
Берия: - Мало, надо 4. Все!
Обращаясь к сотруднику НКВД:
- Прикажите военным составить требования к двухмоторному пикировщику, параметры уточните в духе моих указаний.
Всего в ЦКБ-29 трудились примерно 2 сотни конструкторов-"вредителей" и около 1000 "вольных" конструкторов. Вероятно, это был самый крупный авиаконструкторский коллектив в мире. Как это ни парадоксально, все отделы возглавляли именно "вредители", среди которых было немало академиков, член-корреспондентов и докторов наук. И как это не глупо звучит, но всех их воглавлял полковник НКВД Кутепов, который несколько лет назал был слесарем-электриком на авиазаводе-39. От него требовалось разрешение на любые работы. Л.Кербер в своих воспоминаниях описывает случай, когда к Кутепову пришли конструкторы за разрешением создать 4-тактный двигатель. Кутепов спросил, мол, а какой двигатель был раньше? Те отвечали, что 2-тактный. Тогда Кутепов посоветовал им "не торопиться" и попробовать сначала создать "3-тактный". Кербер пишет, что после этого случая к Кутепову намертво приклеилась кличка: "Трехтактный".
Одновременно в ЦКБ-29 работали над несколькими типами самолетов. Отдел под номером 100, который возглавлял В.М.Петляков по техзаданию конструировал 2-моторный высотный истребитель. Его проект закончили в апреле 1940г., и, после консультаций с военными, приказали переделать в пикирующий бомбардировщик. Для усиления и ускорения Петлякову выделили около 300 "вольных" специалистов из КБ А.С.Яковлева, В.М.Ильюшина и бывшего КБ Туполева, которое теперь возглавлял А.А.Архангельский. Осенью знаменитый ПЕ-2 пошел в серию - всего было выпущено около 11000 машин.
Отдел 102, возглавляемый Мясищевым, работал над созданием дальнего высотного бомбардировщика под условным наименованием "102" (ДВБ-102). Весной 1942 самолет поднялся в воздух и по многим техническим решениям мог бы составить достойную конкуренцию знаменитым американским "летающим крепостям". Однако двигателей с необходимыми характеристиками к нему создать так и не смогли, и самолет в серию не пошел.
Отдел 103 Туполева (самый многочисленный) после отмены задания на "4-моторный пикировщик" работал над созданием легкого пикирующего бомбардировщика, то есть, создавал машину, аналогичную ПЕ-2. Самолет получился хороший, первый полет состоялся в начале 1941г., и был запущен в серию под наименованием ТУ-2. Он находился на вооружении ВВС до 1950г.
Отдел 110 Томашевича делал истребитель. Он в итоге получился неудачным из-за слишком большого веса, и в серию не пошел.
НКВДэшное начальство активно применяло к осужденным политику кнута и пряника. Отличившихся в труде "зэков" награждали по-разному: добавляли пайку, могли скостить срок, технических специалистов в "шарашках" могли даже освободить, прикрепив к трудовому коллективу уже в качестве "вольного". Но особенно щедры были вертухаи на разного рода обещания, которые не обязательно выполнялись. Л.Кербер вспоминает:
"Несмотря на эти посулы, подъем, царивший среди зэков последние дни, сменяется не менее острой депрессией. Людей словно подменили. Пустяковые вопросы, решавшиеся вчера походя, превращаются в квадратуру круга. Кабина никак не может скомпоноваться, обводы меняются ежечасно, не лезет на свое место мотор, поползла центровка, нужно новое шасси, изменения увеличиваются и растут, как снежный ком. Старик (Туполев) сидит в бригаде Егора до глубокой ночи, технические конфликты перерастают в личные, дружеское сообщество способных людей превращается в сборище неврастеников, все летит к черту, налицо угроза полного развала. Чувствуя трагизм обстановки, АНТ идет на беспрецедентный шаг. Вечером собирает собрание всех зэков, участвующих в проекте 103 - разумеется, это делается нелегально. Выставлены свои посты, "папа" очень подробно изложил все перипетии, вызвавшие изменения, информировал о собраниях, куда его приглашали, и о принятых там решениях, а закончил так:
- Нас не информируют, нам приказывают, однако, только осел может не видеть, что дело идет к войне. Вам ясно, что никто, кроме нас спроектировать нужный стране бомбардировщик не может. Вероятно, я буду прав, если скажу, что мы любим свою Родину не менее других и, наверное, больше, чем те, кто нас собрал здесь. Условия трудные, а если отрешиться от личных огорчений и взглянуть шире - трагические. И понимая все это, я ставлю перед вами задачу, которую, кроме вас, никто не выполнит. А я знаю, что вы выполните, на то вы - есть вы. Мы должны вложить в 103-ю максимум своих способностей и знаний, больше того, максимум таланта. Давайте в последний раз сожмем зубы и решим эту задачу. Времени у нас в обрез, надо успеть. В этом залог освобождения. Нельзя нам к войне оставаться арестантами, нельзя воевать в цепях".
Расходились мы молча, уж очень тяжела была ответственность. Через день Кутепов с усмешкой спросил А. Н. Туполева: "Что это вы за собрание устроили, в профсоюз выбирали, что ли?" Кто-то успел уже "продать".
Крупное тюремное КБ по разработке авиадвигателей было организовано НКВД в Тушино под Москвой на базе моторостроительного завода 82. Среди заключенных были:
- крупнейший специалист отрасли, один из основателей Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), создатель ряда мощных авиационных и танковых моторов Алексей Дмитриевич Чаромский;
- выдающийся специалист по теории и практике моторостроения профессор Борис Сергеевич Стечкин, работавший еще над самолетом "Илья Муромец" в Российской Империи ("сидел" при Советской власти 2 раза);
- крупнейший специалист в области реактивных двигателей Валентин Павлович Глушко, будущий генеральный конструктор НПО "Энергия" и Дважды Герой Соцтруда;
- видный металлург, создатель советского дюралюминия профессор И.И.Сидорин;
также главные конструкторы моторостроительных заводов А.М.Добровольский, М.А.Колосов, А.С.Назаров. Когда началась война, эта "шарага" переехала в Казань на территорию авиазавода 16. Позже туда перевели С.П.Королева, который вместе с Глушко работал над созданием авиационного реактивного ускорителя.
В целом деятельность данной "шараги" была успешной, о чем свидетельствует архивный документ - письмо Берии Сталину от 16.07.1944г.:
"В 1942-43 гг. по проектам заключенных специалистов 4 Спецотдела НКВД СССР на заводе 16 НКАП выполнены следующие работы, имеющие важное оборонное значение:
1.Глушко В.П. построены опытные реактивно-жидкостные двигатели РД-1, предназначенные для установки на самолеты в качестве ускорителей. Опытные образцы двигателей РД-1 прошли заводские летные и совместные стендовые испытания с удовлетворительными результатами. В настоящее время на заводе 16 изготавливается опытная серия реактивных двигателей РД-1 для отработки всех вопросов, связанных с применением и дальнейшим развитием этих двигателей.
2.По проекту Добротворского А.М. на базе спаривания двух серийных моторов М-105 построены мощные авиационные моторы МБ-100 со взлетной мощностью 2200 л. с. и МБ-102 со взлетной мощностью 2450 л.с.
В настоящее время моторы МБ-100 проходят летные испытания на самолете Ер-2 и моторы МБ-102 подготовлены к установке на самолете "102".
Помимо этих работ, специалистами 4 Спецотдела НКВД СССР была механическая база авиамоторостроения.
По отзывам Наркомавиапрома тов.Шахурина, работы, выполненные заключенными специалистами 4 Спецотдела НКВД СССР, по технической новизне и успешному решению ряда сложных технических и конструктивных проблем являются весьма ценными.
Учитывая важность проведенных работ, НКВД СССР считает целесообразным освободить со снятием судимости особо отличившихся заключенных специалистов, с последующим направлением их на работу в авиапромышленность."
(Государственный архив Российской Федерации - ГАРФ. Особая папка Сталина. Д.65.)
"Шарашки" НКВД в Ленинграде:
- Отдельное конструкторское бюро ОКБ-12 (1931-1932гг.), помещалось в Доме предварительного заключения, специализировалось на архитектурно-проектных работах: проект Большого дома, реконструкция гаража ОГПУ на Манежной площади и др., авторы проектов - заключенные Н.Е.Лансере, Б.К.Рерих и др.;
- ОКБ Управления НКВД по Ленинградской области (с 1942г. ОКБ-172) в здании тюрьмы "Кресты", специализировалось на разработках в области артиллерии: 130-мм 2-орудийная башенная установка Б-2-ЛМ; 45-мм противотанковая пушка М-42 и др., трудились заключенные инженер-конструктор С.И.Лодкин, профессор В.Р.Бурсиан, профессор А.М.Журавский, профессор И.В.Токов и др.;
- ОКБ-5 Судоверфь Морпогранохраны НКВД (1933-1940гг., Уральская ул, 19; ныне Морской завод "Алмаз"), работали: доктор технических наук Э.Э.Папмель, инженер-конструктор В.Л.Бродский и др.;
- Специальное техническое бюро Ленинградского филиала института "Гипрониислюда" МВД СССР (1953-1955, пос. Металлострой), работали заключенные инженеры: В.К.Акулов, Р.Я.Кольберг и др.; ОКБ-196 (конструирование подводных лодок - ныне ЦКБ "Рубин"); работали инженеры-конструкторы П.Г.Гойнкис, П.Ю.Орас и др.;
- ОКБ на Кировском заводе (береговая артиллерия); работали кандидаты технических наук В.Н.Яворский, М.М.Мордухович и др.
Не всем арестованным научным и техническим работникам оборонной отрасли повезло попасть в "шарашки". С 1937г. были расстреляны: Николай Михайлович Харламов, начальник ЦАГИ; Василий Иванович Чекалов, начальник 8-го отдела ЦАГИ; Евгений Михайлович Фурманов, заместитель начальника отдела подготовки кадров ЦАГИ; Кирилл Александрович Инюшин, заместитель начальника планово-технического отдела завода 156; Израиль Эммануилович Марьямов, директор завода 24; Георгий Никитович Королев, директор завода 26; Андрей Макарович Метло, начальник 2-го отдела 1-го Главного управления НКОП, и многие другие.
Авиаконструктор Константин Алексеевич Калинин
работал на Воронежском, а затем Харьковском авиазаводах. К маю 1926 года в КБ Калинина был разработан проект санитарного "К-2". Более совершенный "К-3" был построен в 1927 году. В июле 1928 года взлетел санитарно-пассажирский "К-4". На Берлинской международной выставке в октябре 1928 года "К-4" получил золотую медаль и коллектив ХАЗа приступает к серийному выпуску самолета. Вскоре взлетает "К-5", вобравший в себя все лучшее из предшественников. В августе 1930 года построен "К-6" (почтовый или бомбардировочный), "К-8", спортивный и связной К-10, "безхвостовой" бомбардировщик К-12. Тяжелый бомбардировщик К-7 представлял собой настоящую "летающую крепость", которая появилась на девять лет раньше американского "Боинга" В-17. Константина Алексеевича Калинина расстреляли в октябре 1938 г., через семь месяцев после ареста.
В сентябре 1938 по приказу Берии был организован Отдел особых конструкторских бюро НКВД СССР (приказ НКВД 00641 от 29 сентября 1938). 21 октября 1938 г. в соответствие с приказом НКВД 00698 данное подразделение получило наименование - "4-ый спецотдел". 10 января 1939 г. приказом НКВД 0021 преобразован в Особое техническое бюро (ОТБ) при наркоме внутренних дел СССР для использования заключенных, имеющих специальные технические знания. 4-й спецотдел НКВД-МВД СССР организован в июле 1941 г. на базе Особого технического бюро (ОТБ) НКВД СССР и 4-го отдела бывшего НКГБ СССР. Начальник отдела - В. А. Кравченко. С 1945 г. спецотдел использовал также немецких военнопленных-специалистов. В 1949 г. вышел новый приказ МВД СССР 001020 от 9 ноября 1949 г., 4-му спецотделу МВД была поручена организация "Особых технических, конструкторских и проектных бюро для проведения научно-исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ по тематике Главных управлений МВД СССР". После смерти Сталина (1953 г.) "шарашки" были ликвидированы.
Источники:
Выстрелы в спину
http://artofwar.ru/w/woroshenx_a_p/text_0200-1.shtml Шарашки: топография террора
https://old.topos.memo.ru/category/69 Кербер Л.Л. "Туполевская шарага"
https://www.litmir.me/br/?b=436&p=1