Ученые, уничтоженные при Сталине. Историк Бенешевич В.Н.

Dec 08, 2018 20:01

Бенешевич Владимир Николаевич продолжает список крупнейших ученых СССР (академиков, профессоров, докторов наук) - которые погибли в ходе сталинского террора. Всего по стандартным обвинениям в "контрреволюционной деятельности" были физически уничтожены сотни ученых, подавляющее большинство - в 1937-1938гг.


Бенешевич Владимир Николаевич родился 9 августа 1874 года в городе Друя Виленской губернии, в небогатой семье. Его отец был судебным приставом, а дед служил православным священником. В 1893 году Владимир окончил виленскую гимназию с золотой медалью и в том же году поступил в Петербургский университет на юридический факультет, который закончил с дипломом 1-й степени в 1897 году.
В 1897 году В. Н. Бенешевич отправился повышать свой образовательный уровень в Германию, где слушал лекции в Гейдельбергском, Лейпцигском и Берлинском университетах, изучая юридическое право, исторические и философские дисциплины. Вернувшись из Германии в 1901 году, Владимир Николаевич приступил к тщательному исследованию славянских и греческих рукописей в фондах Петербургской Публичной библиотеки.

В 1905 году В. Н. Бенешевич успешно защитил магистерскую диссертацию, а в 1914 году - докторскую. Обе эти работы включали анализ многочисленных рукописных материалов; по сути каждая представляла собой фундаментальный научный труд по церковному праву Византии; обе получили высокую оценку специалистов и были удостоены Уваровской премии.

С 1905 года Владимир Бенешевич трудился приват-доцентом; с 1909 года - экстраординарным, после чего - ординарным профессором Петербургского (впоследствии Петроградского) университета. В период с 1905 по 1910 год он преподавал историю Византии, греческую палеографию на историко-филологическом факультете. Затем, с 1910 года, читал лекции на юридическом факультете по церковному и государственному праву. Кроме того, в 1903 - 1904 годах Бенешевич преподавал церковное право в Александровском лицее; в 1906-1909 годах в Санкт-Петербургской духовной академии; на Женских курсах Раева, Высших женских курсах, в Военно-юридической академии.

В течение 10 лет (1901-1912) участвовал в археографических экспедициях по древним религиозным центрам Афона, Синая, Египта, Греции, Малой Азии, Палестины. Работал в десятках европейских библиотек. Бенешевич знал английский, французский, немецкий, итальянский, польский, чешский, болгарский, сербский, ново- и древнегреческий, латинский, сирийский, древнегрузинский и древнеармянский языки.

Во время путешествия по Востоку Бенешевич познакомился с дочерью профессора из Петербурга Людмилой. У него вспыхнуло к ней самое теплое и серьезное чувство, однако, в связи с большой разницей в возрасте, он не рассчитывал на взаимность: ему было 33 года, тогда как Людмиле - всего 18. Между тем любовь была обоюдной и все-таки привела к браку. Впоследствии у них родилось трое сыновей.

Владимир Николаевич с семьей


Наступил 1917 год. Февральская, а затем и Октябрьская революции привели к слову традиционных устоев. Страна погрузилась в кровавый хаос. В 1918 году в Петрограде был страшный страшный голод и Бенешевич отправил родных в Тамбовскую губернию. Там его сын Никита заразился дизентерией и умер. Профессор с трудом добрался до семьи, но и сам, заболев тифом, едва выжил.

В первые послереволюционные годы Бенешевич практически не был востребован как учёный. Своевременно перебравшийся за границу отец Людмилы - Фаддей Зелинский, -приглашал Бенешевичей к себе, но они, несмотря на тяжелейшие условия жизни, решили остаться на Родине.

Со временем Владимир Николаевич сделался объектом пристального внимания со стороны репрессивных органов. Помимо прочего, ему не могли простить участие в подготовке и работе Поместного Собора, открывшегося в 1917 году. В 1922 году Бенешевича арестовали в связи с делом священномученика Вениамина (Петроградского). Однако до вынесения обвинительного приговора не дошло и Владимира Николаевича выпустили.

В 1924 году друзья помогли ему устроиться на работу в Публичную библиотеку. В его задачу входило фотографирование рукописей. В 1927 году Бенешевича отравили в командировку за границу, где он трудился на благо науки в различных библиотеках Франции, Италии, Германии. Вернувшись из-за границы, он снова столкнулся с беспощадной репрессивной машиной большевиков.

В 1928 году его обвинили в сотрудничестве с Ватиканом, польской и немецкой разведками. На этот раз дело закончилось обвинительным приговором и Бенешевич был сослан на Соловки на три года.

Впрочем, вскоре его отозвали в Ленинград. В 1930 году он проходил обвиняемым по так называемому «Академическому делу» (сфабрикованному делу академика С. Ф. Платонова, обвинявшегося в антисоветчине, заговоре по свержению действующего режима). На этот раз угроза для жизни намного серьезнее. Пребывая в подвальном карцере, Бенешевич всерьёз думал о смерти и даже нацарапал на стене прощальную надпись. Но в 1931 году суд приговорил его к ссылке на пять лет в Ухту. Его жена тоже не избежала «пролетарского возмездия» и была приговорена к трём годам заключения в Беломор-Балтийском лагере.

Из ссылки Бенешевич вернулся досрочно, в 1933 году. По возвращении в Ленинград он сразу же стал хлопотать об освобождении супруги. В дело вмешался видный большевик Бонч-Бруевич, и при его помощи Людмилу освободили досрочно.

Вскоре Владимир Николаевич вновь устроился на работу в Публичную библиотеку, в отдел рукописей, и проработал там вплоть до 1937 года. Кроме того, в этот период он преподавал историю Византии в ЛГУ. Вроде жизнь стала налаживаться.

Поводом для очередных преследований со стороны властей явилась публикация его научной работы «Синагога Иоанна Схоластика» в Мюнхене в 1937 году. Несмотря на то, что сам Бенешевич признавал себя советским учёным, его обвинили в антисоветчине и в связях с немецкими нацистами. Появилась разгромная статья в "Известиях". В октябре учёного лишили звания профессора, уволили из библиотеки, а затем предъявили стандартное для 1937 года обвинение в шпионаже. В январе 1938 года его приговорили расстрелу, приговор приведен в исполнение 27 января 1938 года. По этому же делу были расстреляны оба сына Владимира Николаевича и брат Дмитрий. Все они были реабилитированы в установленном законом порядке в 50-х годах.

Научное наследие Бенешевича В.Н. составляет более 100 работ по различным отраслям византиноведения: истории, литературы, права (в особенности), языка, эпиграфики, рукописного дела, археологии и искусства.

Владимир Николаевич, мы Вас помним!

Источники:
Бенешевич В.Н. https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Beneshevich/
Бенешевич В.Н. http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=21

Дополнительные материалы:
Ученые, уничтоженные при Сталине. Часть I. https://historical-fact.livejournal.com/485.html
Ученые, уничтоженные при Сталине. Часть II. https://historical-fact.livejournal.com/116778.html

персоналии, террор, тер_ученые, перс_ученые

Previous post Next post
Up