1916. Минус 7 немецких эсминцев за ночь

Mar 02, 2017 09:40

Если спросить любого любителя военной истории: в каком морском бою с русскими погибло больше всего германских кораблей, то вряд ли услышим правильный ответ. Интересно, что даже боя как такового не было. Была военная хитрость, талантливо задуманная ловушка.

В Первую Мировую войну русский Балтийский флот вступил будучи к ней неготовым, скорее, психологически. Слишком сильны и свежи были воспоминания о цусимской катастрофе. Именно поэтому основная доктрина Балтийского флота была оборонительной. В течение 1915 года Балтийский флот значительно усилился. Новые линкоры, вошедшие в строй в конце 1915 года, завершили боевую подготовку и теперь могли считаться полностью боеспособными. В 1916 году в строй вошли 10 новых эсминцев типа «Новик» и 10 новых подводных лодок. Была изменена организационная структура Балтийского флота. Однако Морской генеральный штаб продолжал настаивать на основной цели: «не допускать проникновения противника к востоку от главной морской нарген-порккалаудской позиции в Финском заливе». Действия флота должны были подчиняться выполнению этой главной задачи, а все остальные считались второстепенными.

В марте штаб утвердил план создания передовой минно-артиллерийской позиции и в конце мая русские заградители поставили первые 993 мины между островами Эре и Даго. Впоследствии это заграждение разрослось, было поставлено в общей сложности 5189 мин. Была обновлена и центральная минно-артиллерийская позиция, где были выставлены 2165 мин. Были поставлены крупные заграждения в Ботническом заливе и в районе Аландских островов.

Мощные линейные корабли Балтфлота отстаивались в порту, редкие выходы в море крейсеров и эсминцев немцев сильно не беспокоили. Подлодки еще не стали боевым средством стратегического значения. Успокоенные пассивностью русского флота, немцы сами начали проявлять понятную активность на море. В спланированном на октябрь (по старому стилю) 1916г. набеге должно было участвовать сразу 11 современных эсминцев. Было решено провести вылазку в западную часть Финского залива, атаковать встреченные русские корабли и обстрелять Балтийский порт (г. Палдиски). Этот порт служил русскому флоту в качестве передовой оперативной базы. Здесь пополняли свои запасы эсминцы и крейсера перед выходом в Балтийское море на патрулирование. В дело была отправлена 10-я флотилия эсминцев, до зоны минных полей их сопровождал легкий крейсер «Страсбург», который затем остался дожидаться их возвращения.

Германский эсминец S-56


10-я флотилия корветтен-капитана фон Витинга состояла из новейших кораблей: S-56 (флагман), S-57, S-58, S-59, G-89, G-90, V-72, V-75, V-76, V-77 и V-78. Все они были построены в 1914-1916 годах (цифра обозначала верфь постройки: S - «Шихау», V - «Вулкан» в Штеттине, а G - «Германия» в Киле). 34 узла хода позволяли им уклониться от превосходящих их по огневой мощи русских крейсеров. А вооружение, усиленное со времен устаревших V-99 и V-100 - достойно сразиться с новейшими русскими эсминцами класса «Новик».

Сам Витинг описывает начало набега словами, достойными пера писателя-мариниста (перевод воспоминаний бывшего начальника Х флотилии на русский язык изложен в "Морском сборнике" №№ 8-9 за 1922 г.). «Это было 27 октября (старый стиль). Бешеным ходом неслись 11 миноносцев X флотилии под моим командованием внутрь Финского залива навстречу неприятелю.Что может быть лучше! В моем распоряжении - храбрые, закаленные войной офицеры и команды. Они слепо доверяют друг другу и в трудные минуты работают рука об руку. Их томит нетерпение столкнуться с врагом, сразиться во имя победы и славы Германии. Моя флотилия состоит из новейших, лучших миноносцев. Нам поставлена цель - уничтожение неприятельских кораблей, цель, которою должен гордиться каждый истый моряк. Правда, задание очень нелегкое и рискованное. Адмирал, пославший нас, взял на себя тяжелую ответственность. Но это уже не наше и не мое дело. Мы знаем, что русские понаставили много мин в своих водах, но счастье сопутствует риску, отчего бы ему не улыбнуться и нам! Итак, вперед! «Курс - Ost, ход - 21 узел, строй - кильватер», - так гласил мой приказ с наступлением темноты. В бесконечно длинной колонне шли миноносцы за головным S-56. Такой строй был избран, чтобы по возможности предохранить себя от мин. Расстояние между каждым из миноносцев - 300 метров. Сзади видны только 3 миноносца; остальные теряются в темноте. Это неудобно, но ничего не поделаешь, недаром вся линия, от головного S-56 до концевого корабля, растянулась более чем на 3000 метров. Погода благоприятная: луна скрыта облаками, и море спокойно.»

В 20 ч 38 мин 10 ноября начальнику флотилии, находившемуся на головном эсминце, поступило донесение о том, что три последних в кильватерной колонне эсминца отстали. Причина отставания кораблей Витингу не была сообщена. А в это время с тремя отставшими кораблями произошло следующее. Десятый в строю эсминец V-75 подорвался на мине. Эсминец S-57 снял с подорвавшегося корабля команду, и, так как буксировать его было невозможно, потопил его торпедой. Вскоре S-57 сам напоролся на мину. Эсминец G-89 снял с S-57 уже два экипажа и своей торпедой потопил медленно уходивший под воду S-57. После этого G-89 ушел из опасного района. Витинг с оставшимися 8 эскадренными миноносцами продолжал следовать в район выполнения задачи. В 22 ч 10 мин корабли флотилии подошли к острову Оденсхольм. В это время на флагманский эскадренный миноносец пришло известие от командира эсминца G-89 о гибели двух кораблей: S-57 и V-75.



Снова слово Витингу: «…Я могу спокойно продолжать путь с 8 миноносцами. Пусть успех операции вознаградит нас за потерю 2 кораблей. Но где же неприятель? Или он опять предательски предупрежден о нашем набеге? Ни одного корабля, ни одного дозорного судна, хотя мы уже давно в Финском заливе. Это обидно... Для того, чтобы сделать хоть что-нибудь, я решаю войти в Рогервик и обстрелять укрепленный Балтийский порт. Возможно, что в его гавани стоят неприятельские корабли.»

К бухте Балтийского порта германские корабли подошли около 1 ч 20 мин 11 ноября. Витинг приказал эсминцам S-56, S-59 и G-90 войти в гавань и обстрелять город, остальным находиться в районе входа в бухту. Назначенные для обстрела корабли в 1 ч 30 мин вошли в гавань, осветили порт прожекторами и открыли артиллерийский огонь первоначально по портовым сооружениям, а затем по городским постройкам. Обстрел продолжался около 20 минут, было выпущено 162 фугасных и шрапнельных снаряда. В городе было повреждено 24 здания, 10 человек убито и 8 ранено. Из 10 убитых, 8 были мирными жителями. Один из снарядов попал в дом художника Адамсона, убив его жену.

В изложении Витинга это действо выглядит намного более героически: «Бедный Балтийский порт! Напрасно там чувствуют себя так спокойно за минными заграждениями. Какой переполох поднялся, вероятно, в нем, когда в 1.30 ночи 6 прожекторов вдруг неожиданно забегали своими лучами взад и вперед и началась ужасная бомбардировка. Но «варвары» обстреливают только сооружения в гавани, склады, сараи и подобные постройки и щадят мирный город... Выпущены 162 разрывные гранаты; результат - солдаты и лошади убиты, а военные сооружения превращены в развалины...»

Закончив обстрел Балтийского порта, корабли флотилии тем же строем кильватера пошли в свою базу, проложив курс севернее района гибели двух эсминцев. Таким образом Витинг пытался обойти минное поле. Не помогло. В 3 ч 15 мин седьмой в строю эсминец V-72 подорвался на мине. Эсминец V-77 попытался его буксировать, но, не добившись успеха, снял команду и артиллерийским огнем потопил V-72. Тем временем Витинг принял вспышки взрывов и раскаты орудийных выстрелов за нападение русских кораблей и начал поворот на обратный курс. Следовавшие за флагманом корабли также начали производить последовательный поворот на обратный курс. Вскоре после поворота в 3 ч 20 мин под шедшим вторым за флагманом эсминцем G-90 взорвалась мина и корабль начал погружаться в воду. Следовавший за G-90 эсминец S-59 принял на свой борт экипаж подорвавшегося корабля, а четвертый в строю эсминец V-78 добил торпедой тонувший эсминец. В 3 ч 58 мин под эсминцем S-58, который шел вместе с S-59 на соединение с флагманом, взорвалась мина. Приняв его команду на борт, S-59 стал уходить из опасного района. Однако этого ему сделать не удалось. В 5 ч 24 мин и этот эсминец наскочил на мину и затонул, а через 47 минут в на минном заграждении подорвался и затонул эсминец V-76. В итоге набеговая операция 10-й германской флотилии эскадренных миноносцев закончилась практически ее гибелью: из 11 кораблей 7 подорвались и затонули на русских минах.

К счастью для немцев, их людские потери оказались минимальными: погибло 18 человек, 20 ранено. Может, поэтому Витинг отделался выговором: с риском спасая людей с тонущих эсминцев, он разменял корабли на моряков. А вот начальство его в лице командующего разведывательными силами в Восточной Балтике адмирала Шульца и командующего 6-й разведывательной группой контр-адмирала Лангемака сняли с должности.

Теперь расскажем о человеке, который разработал операцию по установке минного поля, повлекшую уничтожение целой немецкой флотилии. Это Михаил Борисович Черкасский (1882 - 1918), контр-адмирал. Во время русско-японской войны отличился при обороне Порт-Артура. На крейсере "Диана" участвовал в сражении с японским флотом в Желтом море. Занимал должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом Балтийского моря. В 1917 назначен исполнять должность начальника штаба командующего флотом. Уволен в отставку 12.01.1918. После отставки выехал в Малороссию, где погиб при невыясненных точно обстоятельствах в обстановке Гражданской войны. За успешную операцию по установке минного поля он был награжден орденом св. Владимира 3-й степени с мечами.

Мины Русского флота


Источники:
1. «Морской сборник», 1939, № 10, с. 52. 53; Русское военно-морское искусство. Сборник статей. Воениздат, 1951, с. 444.
2. Андреев И. «Крупнейшая победа российского флота» http://maxpark.com/community/14/con​tent/3095356
3. Информация с форума e-liepaja.net

флот, война_1мировая, 1916, росимперия, войны

Previous post Next post
Up