Feb 25, 2019 11:55
I. ВЕЛИКОРУССЫ.
Характеръ, жилища, одежда и пища.
Красивыя черты лица, средній ростъ и хорошее сложеніе, удаль и сметливость, находчивость и беззаботность, покорность судьбѣ и привязанность къ родному углу составляютъ характеристику великорусскаго крестьянина. Уживчивость съ людьми, способность примѣняться ко всѣмъ обстоятельствамъ жизни, откровенность, доходящая до болтливости, радушіе, а гдѣ нужно то и хитрость, также свойственны великорусскому крестьянину, Въ мѣстахъ, обильныхъ землею, онъ земледѣлецъ; гдѣ земля даетъ скудные урожаи, великоруссъ отходятъ на сторону для разныхъ промысловъ и, если только не запьетъ, то съ одинаковымъ умѣньемъ и удобствомъ пристроится къ чему угодно. Понятливость великорусса даетъ ему возможность легко изучить всякое мастерство, а смѣтливость и находчивость, при счастьѣ, дѣлаютъ изъ него толковаго торговца или промышленника. Однимъ словомъ, добрый великорусскій парень, какъ говорится, «молодецъ на всѣ руки».
Такъ какъ великоруссы разбросаны по всѣмъ губерніямъ средней Россіи, гдѣ почва и разныя другія условія жизни не одинаковы, то естественно, что и характеръ великорусса не вездѣ бываетъ одинаковъ. Въ мѣстахъ небогатыхъ и глухихъ, обремененный иногда [2] нуждою вслѣдствіе скудости почвы и отсутствія другихъ заработковъ, онъ кажется диковатымъ, неповоротливымъ и безтолковымъ; но тотъ же великоруссъ въ бойкихъ мѣстахъ, на плодородной почвѣ, вблизи хорошихъ путей, связывающихъ деревню съ городскимъ населеніемъ, является сметливымъ, удалымъ и даже разбитнымъ.
Но если близость къ городамъ способствуетъ развитію крестьянина, то въ то же время эта близость нерѣдко портитъ великорусса, который легко поддается всякому соблазну и искушенію. Отправляясь вслѣдствіе близости города на промыселъ, крестьянинъ приходитъ въ столкновеніе со всякимъ народомъ и заимствуетъ новыя привычки, наклонности и пороки, которые въ глуши ему были неизвѣстны. Находясь въ разлукѣ съ своимъ семействомъ, котораго не видитъ иногда по цѣлымъ годамъ, онъ отвыкаетъ отъ него, а часто и вовсе не помогаетъ своей семьѣ. Равнодушный къ своему семейству, онъ становится равнодушнымъ и ко всему остальному, беззаботность укореняется въ немъ до высшей степени, удаль обращается въ буйный разгулъ, а сметливость, ловкость и смѣлость принимаютъ часто безнравственное направленіе.
Если нельзя по правдѣ сказать, чтобы русскій крестьянинъ вполнѣ хорошо и сознательно понималъ всѣ религіозные догматы, то все-таки страхъ Божій, сильный и постоянный, сопровождаетъ его вездѣ и въ большей части случаевъ удерживаетъ его отъ дурныхъ намѣреній, а надежда на Божій Промыслъ служитъ часто большимъ утѣшеніемъ въ жизненныхъ невзгодахъ.
Къ старинѣ, къ обычаямъ своихъ предковъ, къ обрядамъ и вѣрованіямъ крестьянинъ весьма приверженъ и питаетъ къ нимъ большое уваженіе.
Если между коренными качествами великорусса можно встрѣтить множество недостатковъ и пороковъ, то причины этого заключаются въ маломъ образованіи нашего народа вообще и въ тѣхъ историческихъ событіяхъ, которыя держали русскаго крестьянина въ крѣпостной зависимости, отъ которой онъ нынѣ избавленъ Императоромъ Александромъ II.
Опишемъ теперь жизнь великорусскаго крестьянина въ его деревнѣ.
Нельзя сказать, чтобы русская деревня имѣла привлекательный видъ. Если, подъѣзжая къ ней, издали она кажется живописною, то при ближайшемъ осмотрѣ она тотчасъ же теряетъ всю свою прелесть. Разумѣется, мы говоримъ не о тѣхъ немногихъ деревняхъ, гдѣ бываютъ двухъ-этажные деревянные, а иногда и каменные дома, а о большинствѣ, которое встрѣчается на каждомъ шагу. Чаще всего русская деревня представляетъ множество всякаго рода деревянныхъ построекъ, расположенныхъ въ безобразной кучѣ, съ разными закоулками. Избы нерѣдко бываютъ крыты соломою, покривившіяся на бокъ, а улицы полны непроходимой грязи.
Жилыя строенія состоятъ обыкновенно изъ двухъ избъ или срубовъ, стоящихъ большею частью безъ фундамента и соединенныхъ между собою холодными сѣнями. Одна изба обыкновенно теплая, назначается для жилья, а другая есть клѣть, въ которой хранится посуда и прочее имущество, а лѣтомъ въ ней и живутъ. Но чаще встрѣчаются дома, состоящіе изъ одной лишь избы и холодныхъ сѣней, гдѣ устроенъ небольшой чуланъ вмѣсто клѣти. Главная принадлежность избы - русская печь; однако есть не мало мѣстностей, гдѣ донынѣ еще сохранились курныя избы, въ которыхъ, за неимѣніемъ трубы, дымъ идетъ по избѣ и выходитъ черезъ дверь. Нерѣдко въ одной избѣ съ крестьянскою семьею живетъ и крестьянская скотина. Описывать внутренность избы мы считаемъ совершенно излишнимъ, ибо это безполезно для тѣхъ, кто видѣлъ и недостаточно для невидавшихъ избы.
Въ особенности дурны бываютъ крестьянскія помѣщенія для скота: конюшни и сараи для лошадей, хлѣва для коровъ, овецъ и свиней часто бываютъ открытые, съ дырявыми стѣнами въ видѣ навѣсовъ, забранныхъ съ одной только стороны плетнемъ. Зимою [3] подобный хлѣвъ не защищаетъ скотину отъ холода, весною же въ немъ вѣчно стоятъ лужи навозной жидкости и дождевой воды.
Не смотря на то, что русскій крестьянинъ очень любитъ баню, тѣмъ не менѣе она однако въ русскихъ деревняхъ представляетъ большое безобразіе; чаще всего она представляетъ какое-то закоптѣлое логовище и скорѣе пачкаетъ, нежели моетъ тѣло. Крестьяне, у которыхъ нѣтъ бани, парятся въ печахъ, и случается иногда, что въ такой банѣ человѣкъ задыхается до смерти.
Причина, почему крестьянскія постройки представляютъ такой безобразный видъ, заключается отчасти въ бѣдности, а отчасти также и въ томъ, что крестьяне не чувствуютъ потребности улучшить свое жилье и пользоваться всякаго рода удобствами. Въ мѣстностяхъ бойкихъ и у крестьянъ зажиточныхъ деревень встрѣчаются, какъ уже было сказано, и двухъ-этажные дома.
Зимняя одежда крестьянина состоитъ изъ армяка, сшитаго изъ толстаго сукна, обыкновенно сѣраго цвѣта, овчинной длинной нагольной шубы, теплой шапки и кожаныхъ рукавицъ. Рѣдко, да и то развѣ въ сильный морозъ, обвязываетъ онъ свою шею платкомъ. Лѣтняя одежда состоитъ изъ понитковаго армяка (ткань изъ шерсти и льняной или посконной пряжи пополамъ), полукафтана и шляпы, которая въ разныхъ губерніяхъ бываетъ разной формы. Обыкновенно же лѣтомъ ходятъ въ рубахахъ и портахъ.
Для обуви, по большей части, служатъ лапти, плетенные изъ лыкъ, и только болѣе зажиточные крестьяне промышленныхъ великорусскихъ селъ носятъ кожаные сапоги.
Крестьянки особой теплой одежды не имѣютъ; ихъ одежда состоитъ изъ синей понитковой юбки (поневы) и верхней, довольно широкой, но недлинной одежды съ широкими короткими рукавами, которую въ разныхъ мѣстахъ называютъ различно: сарафанъ, шушпанъ, сермяга, армякъ и пр.
Головной уборъ въ прежнее время отличался большимъ разнообразіемъ. Во многихъ великороссійскихъ губерніяхъ онъ былъ очень красивъ и богато убранъ разными украшеніями. Теперь онъ встрѣчается все рѣже и рѣже и во многихъ мѣстахъ уже вовсе вышелъ изъ употребленія и замѣненъ простымъ платкомъ яркаго цвѣта.
Сохранившіеся донынѣ разные женскіе головные уборы, извѣстные подъ названіемъ кичекъ, повойниковъ и пр., лишенные нынѣ своихъ прежнихъ украшеній, въ разныхъ мѣстностяхъ бываютъ весьма разнообразны и нерѣдко не только не составляютъ красы, но даже безобразятъ. Обувь та же, что у мужчинъ: лапти и онучи, а зимою валенки. Вообще же женская одежда весьма недостаточна и много отзывается на здоровьѣ женщинъ.
Одежда дѣтей еще недостаточнѣе женской. Ребенка, кромѣ грубой рубашки, окутываютъ въ пеленку изъ какой нибудь старой одежды; когда же онъ начнетъ ходить, то одѣваютъ также, какъ и взрослаго, и то не всегда; часто даже въ зимнее время онъ довольствуется одною рубашкою, и потому, чтобы укрыться отъ холода, дѣти почти все холодное время проводятъ на печкѣ. Множество дѣтей умираетъ отъ такого небрежнаго къ нимъ отношенія.
Какъ въ образѣ жизни, такъ и въ одеждѣ замѣчается большая разница между глухими деревнями и деревнями, лежащими на большихъ путяхъ и вблизи городовъ. Въ мѣстахъ, гдѣ есть выгодные промыслы, всякій, сколько нибудь исправный парень тянется изъ всѣхъ силъ, чтобы добыть себѣ порядочное праздничное платье; иной, находясь на заработкахъ въ Москвѣ, Петербургѣ и другихъ большихъ городахъ, заводитъ себѣ щеголеватый костюмъ: суконный казакинъ, зипунъ, плисовые штаны, красную рубаху, высокіе сапоги, и тащитъ все это къ себѣ въ деревню. Тогда и женщины такихъ деревень также начинаютъ одѣваться чище, опрятнѣе и съ большимъ вкусомъ.
Обыкновенная пища крестьянъ очень проста и однообразна: ржаной хлѣбъ, щи и каша составляютъ повседневный обѣденный и [4] ужинный ихъ столъ, съ тѣмъ только различіемъ, что каши весьма часто и вовсе не бываетъ; что же касается мясной пищи, то это большая рѣдкость для крестьянскаго стола и допускается только въ важные праздники. Ржаной хлѣбъ въ великорусскихъ деревняхъ по большей части бываетъ хорошъ; въ праздники къ ржаной мукѣ подмѣшиваютъ пшеничной и пекутъ изъ этой смѣси такъ называемые пироги и лепешки. Щи, какъ въ постные, такъ и въ скоромные дни, варятъ изъ квашенной капусты безъ всего, съ тѣмъ только различіемъ, что въ скоромные дни прибавляютъ иногда сала или сметаны, или просто молока. О заправѣ щей мукою, масломъ и крупою не многіе имѣютъ понятіе, почему щи бываютъ жидки и невкусны. Рыба вдали отъ рѣкъ употребляется также очень рѣдко и всегда соленая; овощи, по причинѣ отсутствія хорошихъ огородовъ, употребляются также мало; картофель, который могъ бы служить хорошею и питательною пищею, далеко еще не въ общемъ употребленіи: его не вездѣ разводятъ и при томъ не въ достаточномъ количествѣ. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ крестьяне даже вовсе не употребляютъ картофель въ пищу, и ѣсть его считаютъ за величайшій грѣхъ, потому что растеніе это, будучи не природнымъ русскимъ, а вывезеннымъ изъ земли бусурманской, шло чрезъ невѣрныя руки. Есть мѣстности, гдѣ предполагаютъ, что картофель имѣетъ голову, руки и ноги и что по вынутіи его изъ земли остается одно туловище, прочія же части его не видны для православныхъ. Кромѣ того, утверждаютъ, что въ этомъ растеніи есть кровь, принимая за кровь красноту разрѣзаннаго краснаго картофеля. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Калужской губерніи было еще недавно, а можетъ быть есть и теперь, убѣжденіе, что покойника, ѣвшаго при жизни картофель, слѣдуетъ выносить на кладбище не въ ворота, а чрезъ разобранное звено избы. Еще менѣе можно встрѣтить горохъ, свеклу и огурцы; только капуста въ большомъ ходу, а также лукъ и рѣдька, въ особенности въ постные дни. Грибы также въ большомъ употребленіи.
Молочная пища употребляется мало; молоко и сметана болѣе служатъ для приправы щей и каши; кислое молоко ѣдятъ иногда, но болѣе дѣлаютъ изъ него творогъ, который, также какъ и яичница, подается къ столу чаще по праздникамъ. Въ большіе праздники и въ особенности на масляной количество съѣдаемой пищи удвоивается, отчего являются заболѣванія. Но есть время въ году, когда, напротивъ, даже исправный по хозяйству крестьянинъ голодаетъ, и самое голодное для народа время есть Петровъ постъ. Въ это время овощи еще же созрѣли, а заготовленная въ прокъ капуста бываетъ на исходѣ, такъ что обыкновеннымъ кушаньемъ въ это время года бываетъ квасъ съ зеленымъ лукомъ и огурцы, если они поспѣли. Ко всему этому надо еще прибавить, что въ это же время недостаетъ даже хлѣба, и крестьянинъ прибѣгаетъ или къ займамъ для пропитанія себя и семьи, или молотитъ рожъ еще незрѣлую.
Вообще, пища крестьянина мало питательна, ибо состоитъ главнымъ образомъ изъ продуктовъ растительнаго царства, что служитъ причиною сильнаго развитія золотушныхъ болѣзней. Крупную и мелкую скотину и птицу, если все это находится у крестьянина даже въ избыткѣ, онъ не употребитъ для пищи, ибо она нужна ему или для хозяйства, или для продажи.
Употребленіе въ большомъ количествѣ мясной пищи болѣе бы соотвѣтствовало сѣверному климату, особенно въ дѣтскомъ возрастѣ и для человѣка не въ полнѣ еще сложившагося, но дѣтскій возрастъ, вслѣдствіе недостаточности родителей, не принимается во вниманіе относительно пищи, и какъ только дитя отнимутъ отъ груди, его начинаютъ кормить тѣмъ же, что ѣдятъ и взрослые, а во время поста не даютъ ребенку и молочной пищи.
Квасъ не всегда бываетъ хорошаго качества, а въ праздничные дни варятъ изъ густаго отвара солода, ржаной муки и хмѣля - брагу - напитокъ питательный, пріятный на вкусъ и полезный для здоровья. Но по дороговизнѣ это бываетъ очень рѣдко. Водка, не [5] смотря на дороговизну, всегда въ употребленіи, особенно во время базарныхъ дней, когда всякая продажа и покупка сопровождаются угощеніемъ. Пристрастіе къ водкѣ и распространеніе употребленія ея даже между женщинами составляетъ одну изъ самыхъ гибельныхъ язвъ, заботиться объ уничтоженіи которой есть обязанность всякаго, желающаго добра русскому крестьянину. [6]
Народы России. Живописный альбом. Вып. 1. СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1878. С. 2-6.
Восточные славяне