Большая часть общественности воспринимает националистов, или тех, кто объявляет себя таковыми, а порой даже не объявляет, но причисляет(ся), как нечто единое, целостное, и к тому же “ультраправое” …
Между тем, в дихотомии “правые-левые” национализму - как течению идеологической мысли - нет особого места, хотя они могут исповедовать как левые, так и правые взгляды: к ультраправым как раз относятся либертарианцы, нео-консерваторы, и прочие ульстрас, а к ультра-левым - марксисты, анархисты и пр. левацкие группировки.
Как и любой идеологии в национализме есть свои центристы, умеренные, радикалы и те течения, что лишь отдаленно напоминают национализм - это тот же нацизм, или расизм.
Как в христианстве, где есть католичество, православие, протестантские церкви (многие из которых достаточно далеко ушли от ортодоксального христианства), различные секты (здесь вообще простор для фантазий).
Национализм многолик, как собственно многолико, как я уже говорил, любое социальное течение, как например, то же движение за социальное равенство, социальные права: оно может строится на экспроприации собственности, подавлении любого инакомыслия - как в Советском Союзе, например, или это может быть значительно более мягкая “шведская модель” социализм, где не то, что собственность не экспроприирована, но даже сохранена монархия, пусть и конституционная.
Представить такое на просторах России весьма затруднительно, ибо мы - наше общество в целом - так любим крайности: от абсолютной монархии (“хозяин земли русской”), к другой абсолютной власти - диктатуре одной идеологии - “марксизма”, и ее практики - “ленинизма” …
Хотя и здесь споры: является ли ленинизм марксизмом, а сталинизм - ленинизмом, и где здесь маоизм, но ясно одно - это крайние формы движение против эксплуатации …и казалось бы куда еще крайнее, но если мы посмотрим на “красных кхмеров”, то увидим …
Так же либерализм, как это мы наблюдаем сегодня Западной Европе и Северной Америке, может быть доведен до своих крайних форм, когда от терпимости к проявлениям того или иного отличного от общепринятого поведения, обществу навязываются чуждые нравы и отрицается мораль. Как говорится, заставь дурака Богу молиться … )
Но вернемся к националистам, тем более, что в свете одержанных ими побед на выборах в Европарламент интерес к ним в обществе вырос. И как раз, на фоне прошедших выборов мы и позволим себе проанализировать националистические партии Европы, ибо ничто другое не позволяет проанализировать лучше, чем свободное волеизъявление
Чтобы было понятно, мы рассмотрим в какие фракции входят, и входили националисты в Европарламенте - ведь они были и есть там до прихода туда NF Франции, и резкого роста представительства IP Великобритании (лучше скажем Соединенного Королевства) - в том числе такие старые как ирландская Шинн Феин, фламанская N-VA, а может у них не было лидера и они слились в порыве братской любви в французскими националистами?
Нет, ничего подобного в Европарламенте мы не увидим: националисты не образовывали и не образовали в Европарламенте единой фракции - видать слишком разное видение того, что мы объединяем под единым термином - национализм. И причина не в том, что разные националисты настроены враждебно к друг другу на почве национальной вражды - уж ирландцам и фламандцам нечего делить (наоборот, и те и другие - разделенные народы), а в том, какой общественно-политический уклад они хотели бы видеть в своей стране и в этом смысле среди них есть “правые” и “левые”, как собственно они и распределились в Европарламенте, хотя никто не запрещал им создать единую фракции, или навязывал им выбор.
Но обо всем по порядку. Пройдемся по фракциям:
1. Европейская “народная” партия/European People's Party, (EPP). Здесь может показаться, что националистов нет - одни т.н. “христианские” демократы … ан нет, есть - Партия националистов Мальты (Nationalist Party, или Partit Nazzjonalista) - пример того, как название “националисты - используется, по сути, абсолютно другой политической силой (то, о чем я писал выше) причем не малой: 40% голосов и ½ мест отведенных Мальте. Партия же является на деле консервативной.
Но …в составе фракции Европейской “народной” партии есть представитель каталонских, баскских и галисийских националистов, объединившихся накануне выборов в Коалицию за Европу (CEU). В нее вошли: Баскская националистическая партия/Partido Nacionalista Vasco (EAJ-PNV), умеренные галиссийские националисты из Компромисса для Галиции Compromiso por Galicia и альянс Конвергенция и Союз/Convergència i Unió (CiU) двух каталонских националистических партий - большей Демократической конвергенции Каталонии/Convergència Democràtica de Catalunya (CDC) и меньшей Демократического союза Каталонии/Unió Democràtica de Catalunya (UDC).
И если старший партнер по коалиции входит в состав Альянса либералов и демократов за Европу так же имеющего собственную фракцию в Европарламенте, то Демократический союза Каталонии является членом Европейской “народной” партии, да и единственный представитель Коалиции национальных меньшинств Испании за Европу стал, как я уже упомянул, членом фракции Европейской “народной” партии.
И еще, необходимо сказать о том, что членом Европейской “народной” партии, правда не представленной в Европарламенте, является Южнотирольская народная партия (South Tyrolean People's Party) или просто Südtiroler Volkspartei (нем.) - и слово народная здесь отражает ее национальную суть - партия представляет интересы немцев Южного Тироля ставшего частью Италии после 1-й мировой.
Таким образом, мы видим, что наиболее влиятельные баскские, каталонские, галисийские и немецкие националистические партии или являются членами Европейской “народной” партии, или открыто поддерживают ее на выборах в Европарламент, что интересно, так в Испании вкупе с той же “Народной” партией, с которой типа в “непримиримой” вражде - особенно баски и каталонцы … )
2. Следующая по численности это социал-демократическая фракция - Прогрессивный альянс социалистов и демократов. Здесь, конечно, сплошные “интернационалисты”, хотя с точки зрения еще более левых коммунистов перед нами сплошь социал-шовинисты, ибо в каждом “социал-демократе” есть толика шовиниста … )
3. Третью по численности группу образуют Европейские консерваторы и реформисты/ European Conservatives and Reformists (ECR) - те же правые, что и “народники”, только евроскептики и публика полиберальней. Возглавляют, конечно, тори и примкнувшие к ним … вы не поверите - “католики” Леха Качинского: интересно, они так же за “права” гомосексуалистов как Кэмерон? … ) Но это их внутрифракционные дела, а мы вернемся к националистам.
И тут мы видим, не просто широкое представительство, а раздолье националистов: это и Юнионистская партия Ольстера/Ulster Unionist Party (UUP) и Новый фламандский альянс/ Nieuw-Vlaamse Alliantie, и Истинные финны/ Perussuomalaiset, и латышское Объединение “Отечеству и свободе”/Apvienība "Tēvzemei un Brīvībai", и Болгарское национальное движение/ВМРО-Българско национално движение, и т.н. “Независимые греки”/Anexartitoi Ellines, и Избирательная акция поляков Литвы/Akcja Wyborcza Polaków na Litwie. Кстати, интересно, что последние участвует в выборах на правах старшего партнера совместно с партиями русского меньшинства - Союзом русских Литвы и Русским альянсом … Да, да русские националисты в союзе с польскими … )
Таким образом, на правом фланге националистического движения мы видим влиятельных фламандских и “ольстерских” националистов, и наиболее влиятельных националистов Латвии, Финляндии, Болгарии, часть националистического движения Греции, польских и русских националистов Литвы. Кто бы мог подумать, что русские националисты Литвы окажутся на одной политической платформе с латышскими националистами …
Но мы идем дальше.
4. А дальше - Альянс либералов и демократов за Европу/Alliance of Liberals and Democrats for Europe (ADLE): которые почему-то отнесены в политическом спектре к силам левее правого центра - той самой “народной” партии. По мне так их место возле “консерваторов и реформатов”. Но вернемся к нашей теме: казалось бы, где-где, но среди либералов мы точно не встретим националистов. Но что мы видим, членом Альянса является Шведская народная партия/Svenska folkpartiet - партия шведского меньшинства Финляндии, и у нее есть свой представитель парламентской фракции.
Дальше еще интересней, членами Альянса являются наши бывшие соотечественники - и не кто-нибудь, а непримиримые враги - азербайджанская партия “Мусават” и Армянское общенациональное движение. Что-то с большим трудом верится в либерализм западного типа мусаватистов. Что касается АОД, то это движение, которое было у власти в Армении в 90-е годы, зародилось оно как сугубо националистическое движение под названием “Карабах” и, честно говоря, никакого либерализма в карабахском вопросе я от них не увидел, да и это было бы весьма странно.
Таким образом, даже среди европейских либералов-свободных демократов - людей более правых взглядов чем консерваторы-реформисты - мы видим три националистические партии - шведских, армянских и азербайджанских националистов - хотя, казалось бы, либерализм и национализм не совместимы …
5. Следующая по численности фракция Европарламента это Европейские объединённые левые/Лево-зелёные Севера/European United Left/Nordic Green Left (GUE/NGL). Здесь мы видим партии левее выродившихся, чего греха таить, социалистов и “социал-демократов”. Казалось бы, среди представителей левых партий мы не сможем найти националистов: ведь для представителей левой идеологии важен интернационализм.
Но что мы видим: старейшая, крупнейшая, последовательнейшая и наиболее уважаемая из всех националистических партий - партия ирландских националистов Шинн Фейн член фракции Объединенных левых, наряду с коммунистическими партиями Европы. А как же тогда католичество? Ведь нам же внушают, что конфликт в 6-ти графствах Ольстера это конфликт религиозный: между католиками-ирландцами и протестантами - переселенцами из Англии и Шотландии и вдруг ирландские националисты среди левых радикалов. А ведь между прочим партия SF заняла 1-е место в “Северной” Ирландии и 3-е в Ирландской Республике, считанные проценты уступив непримиримым противникам из Фине Гэл и Фиана Файл.
Таким образом, среди левых партий мы видим 1 националистическую партию, но какую - саму Шинн Фейн.
6. Следующими идут Зелёные-Европейский свободный альянс /The Greens-European Free Alliance (Greens - EFA). В политическом спектре Европарламента они поставлены между либералами и лево-центристами, хотя я бы отвел им место между собственно левыми и лево-центристами.
Это очень интересная фракция, в которой наряду с экологами представлены и сугубо националистические партии. Наиболее известная из них для широкой общественности, Шотландская национальная партия/Scottish National Party (SNP) - в свете предстоящего референдума о независимости Шотландии. Здесь же валлийские националисты из Партии Уэльса/ Plaid Cymru.
Широко представлены, как в случае с “народной” партией, галисийские, валенсийские баскские и каталонские националисты, правда, не такие влиятельные как их визави, за исключением может быть Левой республиканской партии Каталонии/Esquerra Republicana de Catalunya (ERC), имеющей 3-ю по численности фракцию в парламенте Каталонии, и члена правящей коалиции.
Отметим членство в Альянсе и присутствие во фракции Партии Корсиканской нации/U Partitu di a Nazione Corsa (PNC) и то, что в предыдущем составе Европарламента членом фракции были фламанские националисты из Нового фламандского альянса, перешедшие в значительно более правую фракцию реформатов, та, наверное, им ближе … )
Но для нас особый интерес представляет членство в альянсе Русского союза Латвии - партии ориентированной на защиту интересов русскоязычного меньшинства. Располагает 1 депутатским местом.
Таким образом, мы имеем среди членов Альянса Зеленых 8 националистических партий, представляющих шотландское, валлийское, галисийское, католонское, валенсийское, баскское, корсиканское, русское национальные меньшинства, и я бы не сказал, что все они умеренного толка.
7. И заключительная фракция - Европа за свободу и демократию/Europe of Freedom and Democracy (EFD). Фракция, в политическом спектре занимает место правее реформатов, хотя по многим вопросам она консервативней, и здесь я бы поставил их ближе к народной партии, а вот что касается национализма, то во фракции он действительно зашкаливает: достаточно сказать, что ровно ½ членов составляют представители Партии независимости Соединенного Королевства/UK Independence Party (UKIP), и в ее создании националисты правого толка сыграли в свое время решающую роль.
Но что мы видим сегодня - вторую по численности группу 1/3 мест занимают депутаты от Движения “5 звезд” … вот уж действительно: метался, метался “комик” Пеппе Грило, и заблудился в трех соснах …пристроился к отвязным “нацистам”. Не знаю, это послужило причиной или нет, но фракцию покинули другие итальянцы из Лиги Севера, и которые ранее были ее второй ударной силой. Навряд ли их можно отнести к националистам в чистом виде, ведь такой нации как северо-итальянцы не существует, но то, что группа апеллирует к общим “кельто-германским” корням северян, и их общей истории, отличной от южан, и конструирует на этой основе некую национальную общность - это факт, и т.о. она может быть отнесена к националистическим. Как видим национализм многолик.
Но, посмотрим, кто здесь на кого повлияет. А пока что кроме Лиги Севера из фракции вышли и финские националисты - те самые Истинные финны. Не прошли бывшие члены фракции: болгарские националисты из Национального фронта спасения Болгарии/National Front for the Salvation of Bulgaria, их словацкие коллеги из Словацкой национальной партии/Slovenská národná strana и греческие националисты из Народного православного призыва/Popular Orthodox Rally. Остались шведские националисты из партии Шведские демократы.
Вот такой был славянско-православный интернационал вокруг британцев …
Но вот что интересно, очень многие националисты влиятельные в своих странах не стали входить в какие-либо фракции, и держатся особнячком. При этом, особой прыти они и не проявляют, за исключением амбициозного лидера французского Народного фронта Мари Ле Пен.
Это и венгерские националисты из партии «За лучшую Венгрию»/Jobbik, занявшие 2-е место, и греческие - из Золотой Зари/Хриси Авги, занявшие 3-е место. А ведь были еще и болгарские националисты из партии Атака.
Может их время еще не пришло? … )
P.S. В заключение можно констатировать, что национализм, как я уже писал, не есть нечто единое, как собственно и любая другая идеология, что и показывает нам распределение националистов по фракциям Европарламента, где они свободны в образовании коалиций, и в не образовании тоже …