Принципы педагогики Макаренко - 2

Jan 19, 2021 07:34


Первый принцип педагогики Антона Макаренко: воспитание личности ребенка производится коллективом со сложившимися нормами и традициями СОЗНАТЕЛЬНО И АКТИВНО.

Современный педагог формулирует неправильно: "Квинтэссенцией методики системы воспитания по Макаренко является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности".

Ошибка в том, что коллектив тут - лишь среда. Так это же идея традиционной педагогики, с которой Макаренко воевал и которая в итоге идеи Макаренко выхолостила и на сегодняшний день доминирует! Нет, коллектив как раз и есть активный педагог, по мысли Макаренко. Нет у нас сегодня такой педагогики, непонятно зачем авторитетом Макаренко освящать современные противоположные принципы?

Все же понимали, и до Макаренко, и после, что среда влияет на развитие личности ребенка. "С кем поведешься, от того и наберешься". Самые тупые родители следят за тем, с кем дружит их ребенок. Новаторство Макаренко в том, что он предложил не пускать дело на самотек с разовым вмешательством взрослых нотациями и попытками сменить круг общения, а сформировать нужный детский коллектив сознательно!
.



Вы сейчас поймете, насколько это будет необычно и неприемлемо в современной педагогике, которая на словах признает авторитет Макаренко. В школу приходит молодой учитель и получает классное руководство. И начинает на голом энтузиазме создавать из класса макаренковский коллектив с отрядами и командирами, с решениями общего собрания, с уставом класса, находит для класса общее дело, которое становится обязательным для всех. Например, в сельской школе берет в аренду огород, в городской школе автомастерскую. Дети зарабатывают и получают деньги, у класса появляется свой счет в банке. Да такого учителя начнут проверять и насиловать ВСЕ! Администрация школы, администрация районо, сами же родители, ленивому мальчику которых класс устроит публичную выволочку. Что за совок, - скажут все...

Но! И "в совке" было тоже самое недоверие и шок у педагогов и чиновников от педагогики! К Макаренко приезжали проверяющие и возмущались любыми фактами давления коллектива на личность воспитанника. Там чиновники фактически были сторонниками современной либеральной педагогики с правами ребенка и свободным рпзвитием его личности. А Макаренко зло отвечал: "На свободе без сознательной агротехники поле зарастает бурьяном!"

Макаренко

Previous post Next post
Up