Это приказ осени 1934 года формально выходит за временные рамки голодомора, но, на мой взгляд, отражает явления и настроения, характерные прежде всего для 1932-1933 года. Давайте его обсудим. В чем прав или в чем неправ был товарищ Борисенко?
Начальник политотдела Черноерковской МТС Азово-Черноморского края Борисенко, желая мотивировать колхозников бережнее убирать хлеб, выпустил воззвание со следующими словами:
«Дорогие товарищи, спасайте свой хлеб, ибо государство свой небольшой налог возьмет, а наш хлеб может погибнуть в поле».
Как мы можем проанализировать данный текст?
1.Воззвание отражает халатное отношение колхозников к своим обязанностям по уборке летом 1934 г. Можно с уверенностью сказать, что и в 1932-1933 гг. дело едва ли обстояло лучше.
2.Пренебрежение колхозников своими обязанностями носит такой массовый характер, что не только понадобилось такое воззвание, но колхозы МТС плодородного региона рискуют остаться без хлеба после сдачи государству "небольших" хлебозаготовок. Вы знаете, что, на мой взгляд, именно это и произошло двумя годами ранее летом 1932 г., в результате чего колхозники хлебородных районов положили зубы на полку. Массовый саботаж сельхозработ я считаю главной причиной голода.
3.Отрадно, что какие-то уроки уже извлечены и Борисенко хотя бы не говорит, что хлеб могут растащить, он пишет, что «хлеб может погибнуть в поле». Мы знаем, что летом 1932 года хлеб разворовывался столь массово, что понадобилось принять «указ о пяти колосках», чтобы спасти от голода тех, кто не воровал.
Мы видим, что товарищ Борисенко в итоге нашел слова и методы, которые сиюминутно позволили ему выполнить план хлебосдачи первым в районе, поэтому за свой популизм и отделался строгим выговором. Но почему все-таки его посчитали неправым?