Могли ли быть народными антисталинские частушки?

Oct 26, 2016 09:01

Утверждаю как историк: народных антисталинских частушек где-то после 1934 года быть не могло. Объясняю, почему.

Недавно я опубликовал несколько колхозных частушек про Сталина. Эта публикация - уникальная, мало кто понимает, насколько. Узнал я о них только потому, что в середине 1930-х гг. в некоторых областях потрудились новые колхозные частушки собрать и издать небольшими книжками для колхозных клубов, типа обмена опытом. Книжечки эти не просто давно забыты, а исполнители этих частушек уже умерли. Эти книжечки едва ли где еще гарантированно сохранились, кроме РГБ. А я, когда работал в столичных архивах и РГБ благодаря денежной помощи моих читателей, догадался найти в каталоге эту тему, заказать и отфоткать. Ну надо же понимать, что такие частушки после 1956 г. не могли быть опубликованы, и скорее всего и уничтожались-списывались во всех библиотеках. У меня в Саратове не сохранились.

Ну и, конечно, нашлись недалекие комментаторы, которые написали, что эти просталинские частушки показуха, а настоящие народные - те, где Сталин обсирается. Объясняю на пальцах, почему дело обстояло строго наоборот.

В 1929-1933 гг. наша страна, наше крестьянство были расколоты по отношению к вопросу об образовании колхозов. В деревне типичным было то, что беднота колхозы поддерживала, готова была стоять насмерть за них, кулаки столь же непримиримо выступили против, середняки колебались. Я даже называю борьбу вокруг колхозов, следствием чего были массовый саботаж, кулацкий террор, раскулачивание, репрессии, голод, - нашей второй гражданской войной 1929-1933 гг. Известно высказывание Сталина, что ему тогда пришлось тяжелее, чем в 1941 г.

Всем было известно, что коллективизация - это сталинская инициатива, Сталин нес за нее персональную ответственность. Поэтому имя Сталина в деревне все 1930-е гг. не могло не разводить крестьянское общественное мнение жестко по двум полюсам. Та часть села, которая была победителем в коллективизации, кто от нее выиграла, наелась досыта, перестала рвать жилы благодаря тракторам и взаимоподмене в колхозах, - та часть Сталину не только частушки готова была слагать, она на вождя молится была готова. Лично в архивах читал и письма, и мнения, в блоге что-то публиковал, а вам сегодня, кроме меня, никто и не опубликует.

И разумеется, в селе оставалась какая-то часть, которая Сталина ненавидела вместе с колхозами. Только вот молчала в тряпочку эта часть и никаких частушек исполнить бы не рискнула. Анекдоты ночью на ухо жене. - запросто, в малой тихой кампании бывших кулаков под самогон - было дело, читал донесения агентуры. Бывало и листовки вешали, тоже видел в архивах. Но и анекдот, и листовка - дело интимное, а вот частушку исполняют при большой кампании и под градусом. Кхе-кхе, дураков не было тогда антисталинскую частушку исполнять)) Во-первых, бы морду начистили, во-вторых сдали бы чекистам.

Если кто не знает, - в каждом колхозе должны были работать два агента, один от милиции, другой от НКВД. Благодаря им власть и узнавала, когда председатель воровал, или про другое какое беззаконие. Благодаря этим людям, героям своего времени, русская деревня и узнала впервые, что такое закон.

На основании докладов этих агентов делались сводные информационные сводки для руководителей, которые должны были знать и о негативных процессах в деревне и о настроениях крестьян. Эти сводки сохранились, часть их опубликована, часть я находил в архивах. Там информируется и об анекдотах, и о разговорах, и о листовках. Насчет частушек - будьте уверены, обязательно было бы, причем с указанием, какой именно гад исполнял. Так вот - частушек не помню. Если и был мизер какой, - давно и сразу был забыт. Ну риск несоизмерим был между антисоветским разговором и анекдотом и частушкой. Это надо просто понимать.

Надо понимать также, что большинство антисталинских частушек могло быть придумано только после 1956 года, причем уже никакими не крестьянами, а всем известной столичной интеллигенцией, которая под указивку сами знаете, исполнит все, про Юлия Цезаря частушки придумает. Русские народные колхозные хороводные:

Цезарь по лесу пошел,
Мухоморы нашел.
Как грибы те пригубил, -
Русь Святую полюбил!

коллективизация, фольклор, 1930-е, антисталинизм, пропаганда, крестьянское сознание

Previous post Next post
Up