Буржуазной идеологии после 1991 года пришлось выдавать откровенный откат в прошлое как некую новую форму прогресса. С.Г.Кара-Мурза в своем
последнем посте размышляет именно в этом ключе: «…волна революций в «незападных» культурах, т.е. культурах, совмещающих модерн и традиционализм, традиция играла в становлении харизматической инновации вовсе не
(
Read more... )
Не зря он занимался ростовщичеством, поскольку классические банковские кредиты были крестьянам недоступны.
Сильное влияние кулаков в деревне в конце 19 - начале 20 века - это следствие деградации и ослабления крестьянской общины к этому времени.
До этого, раньше 19 века, крестьянская община тоже была слаба, если сравнивать ее с феодальным государством.
Формирование базовых особенностей крестьянской общины - это родовые и соседские общины догосударственного периода, седая архаика.
Принципы коллективизма и взаимопомощи в таких обществах присутствуют по жизненной необходимости, из-за слабости аграрных технологий того времени. Не будешь помогать - и тебе не помогут в трудной ситуации, и сдохнешь.
В то же время, из-за отстутствия МВД, догосударственный период - это период ожесточенной борьбы мелких кланово-родовых образований за место под солнцем.
Пасторальными те времена не были, взаимопощь практиковалась только по отношению к "своим", к узкому кругу членов маленькой общины.
Тем не менее на уровне традиций коллективизм довольно сильно вошел в менталитет восточнославянских народов (видимо потому, что жили они в зоне рискованного земледелия, особенно трудной для выживания).
И традиции этого коллективизма не прерывались ни в феодальные времена (даже укрепились - налоги феодалов действовали на крестьян как еще одно стихийное бедствие), ни позже, по мере возникновения капитализма и усиления урбанизации.
Их сохранению способствовала и христианская религия. Хоть церковь как организация служила господствующему классу, но полностью вытравить из христианства его корни "религии бедняков и угнетенных" не получилось.
Будущие пролетарии несли эти архетипы в город из деревни.
Эти архетипы активизировались в условиях жесткой капиталистических эксплуатации рабочих, подпитывали энергию социалистического движения. К тому же рабочие по самой сути производственных процессов работают коллективно, это облегчает в сознании перенос коллективных форм организации на другие стороны жизни.
Так получилось, что к началу 20 века рабочие действительно в большей мере стали носителями идей коллективизма, чем крестьяне - деревенский коллективизм разлагало проникновение капиталистических отношений, крестьянский труд более индивидуален, и крестьяне в силу меньшей грамотности были меньше знакомы с новыми теоретическими построениями мыслителей социалистических и коммунистических убеждений.
Но связь коммунистической идеологии новейшего времени с древними механизмами коллективного выживания крестьянских обществ - существует.
Reply
Извините, чушь.
Зайдем с другого конца: каким боком аглицкие диггеры времен Кромвеля или аглицкие квакеры времен Анны относятся к коллективизму чартистов или тред-юнионистов?
Reply
Leave a comment