Предыдущая часть Покончив с заготовками из старого урожая, Каганович столкнулся с необходимостью заготовок из урожая 1919 г. «На приволжские губернии в этот момент должна была лечь почти вся тяжесть снабжения и фронта, и тыла». Масса хлеба была в Сибири, но не было транспорта, чтобы его вывезти. Военные действия на юге не только не давали вывезти оттуда хлеб, но даже вызывали необходимость снабжения армий Южного фронта.
И тут оказалось, что крестьянство Самарской губернии приноровилось к условиям продразверстки и если раньше старалось уйти от учета излишков, то теперь даже стало настаивать на переучете продразверстки. Крестьяне, поддерживаемые в этом местной властью, овладели способами занизить реальный урожай, стали массово эти способы применять, надеясь таким образом уйти от выполнения продразверстки. Вот этот опыт обмана власти нам так интересен для обстоятельств 1932-1933 гг., что я приведу целиком большую цитату из доклада Кагановича:
«… почти их всех уездов шли слухи, что своего хлеба не хватит, потребуется ввоз… Крестьянство сумело не только скрыть истинные цифры средней урожайности по пробному обмолоту, но даже и количество земли в натуре оказалось фактически большим по сравнению с данными земельных отделов, несмотря на только произведенный передел земли по едокам. При пробных обмолотах крестьянами применялись всевозможные действия для сокрытия истинного количества обмолота; так, например, сокрытие лучших полей, околачивание снопов во время перевозки с полей на гумно; обмолот сильными ударами, от которых зерно разлетается с ладони; простая кража зерна в карманы и т.п.»
Все эти крестьянские хитрости резко занижали формальный урожай, который только и учитывался при продразверстке. Большевики хотели быть честными перед крестьянами и взять по продразверстке только реальный излишек за вычетом требующегося крестьянам потребления, но, как видим, не учли крестьянской психологии. Возможно было бы меньше конфликтов и меньше хитростей и саботажа, если бы продразверстку проводили бы по твердой норме. Например, есть рабочая лошадь, - сажай 5 десятин и сдавай в фонд голодающих 100 пудов хлеба (цифры условные). Такая продразверстка стимулировала бы крестьянина увеличивать пахоту и максимально заботиться об урожае. Да и сил на учет не потребовалось бы. Эх, руководил бы продразверсткой Хисториан, - может быть обошлись бы меньшими издержками. Было бы менее гуманно и честно, но более спокойно и толково))