Оригинал взят у
burckina_faso в
О трендостроении и демографииМечу тут бисер уже который день перед одним упоротым антисоветчиком. Началось всё
здесь. Там пациент привел пример лихого манипулирования статданными для доказательства того, что, мол, сейчас, если и есть огромная смертность в России, то это продолжение роста смертности, начавшегося еще с 1965 года в РСФСР. И даже он привел такой график в стиле ГлорияПутина, известного любителя подобных махинаций:
Пациент попирает все законы логики и здравого смысла. Про невежество в демографии я молчу, ведь при таком подходе предполагается, что смертность может расти до бесконечности или падать до нуля не сообразуясь с законами демографии и здравого смысла.
В свете этого поговорим о построении трендов. Вот простейший пример:
Вот второй случай, когда появляется событие Б, которое этот тренд меняет:
Это было показано правильное применение трендов, а вот неправильное:
То есть нельзя объединять данные до события Б и после, если мы хотим узнать, как событие Б повлияло на изменение ситуации. Пациент на своем графике выше сделал именно это - объединил все данные несмотря на то, что с 1965 года произошло целых два события, которые изменяли тенденции смертности в России.
Первое событие - событие А. Это завершение населением РСФСР демографического перехода, 3-го его этапа, который начался в 1965 году и закончился на стыке конца 70-х и начала 80-х. Суть произошедшего я подробно разъяснял
тут:
И тут:
Почему при Брежневе росла смертность? Второе событие, которое проигнорировал пациент - это распад СССР и приход капитализма в Россию в 1992 году. Как это сказалось на росте смертности хорошо видно тут, на примере смертности российских мужчин с 1959 года по 2010-й:
Источник данных:
The Human Mortality Database. Russia. Life tables by year of death (period), 1959-2010 Огромные красные ареалы роста смертности молодых, допенсионных возрастов после 1991 года показываю масштабы этой катастрофы, как следствие события Б, еще раз кардинально изменившего тренд смертности 1980-90 гг., которое не может в нормальной ситуации превышать показателя смертности 10-11 промилле (смотрим на Европу) и все, что выше него есть катастрофа, уносящая каждый годни сотни тысяч жизней. Для России 1 промилле равен 146 тысячам жизней. Следовательно нынешний показатель в смертности в 13,2 промилле означает сверхсмертность в 300-350 тыс. человек относительно тренда от события А до события Б, от 1980-го до 1991 года.
Полагаю, что умным достаточно.)
P.S. Кстати. я тут подумал и напоследок сделал еще один график. График-пародию на подобный тип манипуляций, когда единый тренд можно построить на всю новую и новейшую историю Россию:
Видите, как я смело проигнорировал все события истории России и законы демографии. И как назло антисоветчикам совесткий период оказался ниже тренда, а до- и постсоветский выше тренда.)