Миф общинного коммунизма

Feb 25, 2016 13:14

Решил посмотреть, что пишут о сущности советского проекта, и сразу натолкнулся на известное и популярное мнение С.Г.Кара-Мурзы, которое казалось мне когда-то правильным, но теперь, когда я хорошо себе представляю крестьянский менталитет, мировоззрение советских людей 1920-х-1940-х гг., теперь это мнение я считаю просто ошибочным, если не сказать резче.

С.Г.Кара-Мурза: «Философским основанием Октября был общинный крестьянский коммунизм (покрытый тонкой пленкой марксизма)…

…безымянные миллионы творцов советского проекта верили, что человеку изначально присущи качества соборной личности, тяга к правде и справедливости, любовь к ближним и инстинкт взаимопомощи. В особенности это присуще русскому народу - таков уж его «национальный характер». А поскольку все эти качества являются сущностными духовными субстанциями русского национального характера и даны ему изначально…, то они и будут воспроизводиться из поколения в поколение вечно. Эта вера была лишь укреплена марксизмом, который добавлял к ней фактор благоприятного воздействия справедливых производственных отношений».

Мои очевидные возражения просты и сокрушительны:

1)Мировоззрение крестьянства основывалось на индивидуальном семейном выживании в условиях, близких к экстремальным. Если мы понимаем, что мировоззрение зажиточного крестьянина, крестьянина-кулака, было антикоммунистическим, то я еще добавлю, что почти каждый ведущий самостоятельное хозяйство крестьянин победнее тоже мечтал стать кулаком. Тогда мы должны вспомнить, что коммунизм в СССР распространялся в жестокой борьбе с этим единолично-собственническим менталитетом крестьянства. Крестьянская община - это антиколхоз! Если колхоз - это совместное ведение хозяйства плюс личная ответственность и личные возможности, то община - это раздельное ведение хозяйства плюс круговая порука и жесткое подчинение личности миру, миру, фактически подчиненному мироеду. Таким образом, колхоз способствовал высвобождению личности крестьянина, а община закабаляла эту личность. Колхоз - это антиобщина! Менталитет крестьянина-общинника - враждебен коммунистическим идеям. Не на основе крестьянской общинности, а в борьбе с ней выстраивался советский проект. В нашей книге про голодомор я обязательно опишу борьбу мира с колхозом. Предполагать, что колхоз был создан на базе общины можно только от незнания обстоятельств этой часто жесточайшей борьбы.

2.Ни о какой «любви к ближним», «инстинкте взаимопощи» применительно к российскому крестьянству начала XX века не может всерьез идти речь. Сплошь и рядом треть села могла подыхать от голода, а другая треть пользовалась моментом и скупала у них по дешевке последний инвентарь, скотину, а то и саму избу. Это было НОРМОЙ ЖИЗНИ «соборных личностей». До полусмерти избить жену и детей, убить по пьянке соседа, - вот такая была «любовь к ближним». Жизнь была жестокой к российскому крестьянству, и оно само было таким же жестоким. «Что с возу упало - то пропало». Хотите представить себе «соборность» личности крестьянина - представьте себе семью цыган. Это и будет примерно менталитет российского крестьянина сто лет назад. Двойная мораль к своим и чужим, к своему и чужому, скрытность, диктатура главы семьи, скупость, беспощадное отношение к труду и личности домочадцев, показушность, умение пустить пыль в глаза, лицемерное отношение к власти, религии, закону. Конечно, у крестьян была тяга к правде и справедливости, буквально, как у цыган - тяга к СВОЕЙ правде и к СВОЕЙ справедливости.

Ни в коем случае, нельзя представлять советских людей верующими, «что человеку изначально присущи качества соборной личности, тяга к правде и справедливости, любовь к ближним и инстинкт взаимопомощи». Да большевики и советские горожане большей частью сами вышли из деревни и прекрасно знали, что можно от нее ожидать. Это просто инфантильный анекдот какой-то - думать иначе. Собственно и марксизм утверждает, что «бытие определяет сознание». Все 1920-е-1930-е гг. - это колоссальные усилия большевиков через изменение бытия изменить крестьянское сознание, изменить понятия о правде и справедливости, привить в колхозе чувство локтя, сопричастности и взаимопощи, утвердить уважение к личности другого человека, особенно к личности женщины, подростка. Очевидно, у большевиков получилось изменить радикально менталитет и крестьянства и общества, если известные философы сегодня полагают чисто советский менталитет присущим русским крестьянам изначально))

С уважением, Алексей Сергеев.

община, колхозы, С.Г.Кара-Мурза, крестьянство, мир, крестьянское сознание

Previous post Next post
Up