Dec 28, 2014 08:31
Историк Кондрашин: «... в доколхозный период кулак, или, точнее сказать, зажиточный, хозяйственный хлебороб, был не столько мироедом, сколько гарантом для бедняка на случай голода...»
В предыдущем посте мы видели, что тот же Кондрашин признавал факт массового дореволюционного бегства крестьян из неурожайных районов, полагая это важным способом спасения. Непонятно, как эти два тезиса уживаются в голове вроде бы серьезного ученого: зачем бежать от гарантов-то?
А затем, что не был кулак никаким гарантом, - мог по дешевке скупить скот, имущество, избу голодающего, мог весной использовать голодающего на работе за еду и без прочей оплаты. Но если умирающий от голода не имел уже имущества, если не мог работать, то обращаться к кулаку было в большинстве случаев бесполезно.
Из отчета продотряда 1918 г.: «В одном только селе Куликове в течение 12 часов продовольственный отряд нашел следующее количество излишков продовольствия: ржи 4073 пуда, овса 1006 пуд., проса 428 пуд., муки 188 пуд. Всего в селе Куликове излишков оказалось у нескольких кулаков 5695 пудов. В том же селе десятки дворов не имеют ни пуда хлеба и просят из уезда, чтобы им привезли муки».
Как видим, не местные кулаки, а пришедший продотряд стал для голодающих крестьян гарантом. Оцените также силу кулака: десятки крестьян смотрели, как умирают от голода их дети, но не могли силой забрать у нескольких своих кулаков спасительный хлеб, вынуждены были просить уездную советскую власть.
продразверстка,
голод,
кулаки