Продолжаем чтение и обсуждение первого из известных мне романов о кулаках: Засодимский П.В. Хроника села Смурина. 1875.
Предыдущие части:
первая,
вторая.
Глава «Братаны».
Бедняк Василий Кряжев, одолживший у кулака мешок семян (я-то думал, что два), возвращается домой. Идет описание избы бедняка: «От старости она уж покривилась и одним боком ушла в землю. Потемнелая, соломенная кровля слезла на сторону, понахлобучилась. Жерди подпирали крылечный навес. Два подслеповатые оконца, будто щурясь, невесело глядели на улицу… Внутри изба была так же неказиста…Те же черные стены, тот же щелеватый пол, закоптелая печь, темный образ в переднем углу и повсюду тараканы. Как единственное украшение, висела на стене картинка, напачканная красками, с изображением медведя и козы…». Из описания избы мы видим, что перед нами случай наследственной бедности, причем крестьянской семьи, которая не опустилась: работают больше других, т.к. помимо собственного хозяйства еще отрабатывают долги кулаку, опять-таки, картинку на стену повесили. Чуть позднее читаем, что Кряжевы даже бояться разорения, хотя казалось бы куда еще-то…
*Прим. Между прочим, кулак потребовал у должника отработку именно в день, а не в какой-то определенном объеме. Т.е понятие колхозного трудодня произошло не от фантазий, а было взято из норм крестьянской жизни в доколхозной деревне.
Дальше факт к вопросу о младенческой смертности: из четырех детей Кряжевых выжила только одна дочка Анютка. Пока выжила.
Появляется новый герой, брат Василия Дмитрий Кряжев, который агитирует за создание кассы крестьянской взаимопомощи. Василий отказывается, его жена поддакивает: «Ну, с этакими ли нам тягаться, супротив ли их идти? Загрызут!» Фигура Дмитрия Кряжева по замыслу автора должна обозначить надежду беднейшему крестьянству. Родившийся в той самой избе, Дмитрий имеет характер-кремень, он готов бросить вызов господству кулачества над деревней. Книга написана в первой половине 1870-х гг., но мы понимаем, что перед нами будущий большевик.
Возьмем на заметку описание кулацкого произвола: «… как раз один зажиточный мужик «благодетель» ворвался к ним в избу и требовал, чтобы их отец по уговору - шел отбывать за него мостовую повинность. Тятька их в ту пору был болен и лежал на полатях. «благодетель кричал, ругался и наконец, ухватив больного за ворот, сдернул с полатей и потащил по полу вон из избы».