Донбасс и Галиция

May 08, 2014 01:06

Между Донбассом и Западной Украиной ко времени 1939-1940 гг. уже исторически сложились экономические, социальные, национальные, политические, идеологические, этнографические различия, которые препятствовали интеграции переселенцев в советское и донецкое общество. Жителям Западной Украины были свойственныиндивидуальный тип сельского хозяйства, отсутствие развитой промышленности, низкий уровень материального обеспечения и образования, национальное угнетения со стороны польских властей и сформированный в силу этого (и ряда других причин) бытовой, а затем и политический национализм, негативное отношение к России и русским, европоцентризм и т.д. Советское общество Донбасса 1930-х годов было прямой противоположностью, а механические методы "советизации" западно-украинских переселенцев нередко приводили к еще больше недопонимаю и затем даже к взаимному отторжению. Средний донецкий рабочий 1930-х годов был воспитан на идеалах социализма и высокой общественной роли труда, соцсоревнований, персонального вклада в рост экономики СССР как коллективной собственности всех жителей страны. В Донбассе с первых лет Советской власти наблюдалась большая идеализация образа человека труда и его роли в формировании будущего страны. В местных архивах есть письма донецких рабочих к Ленину и Крупской и затем к Сталину, другие документы, доказывающие, что частично идеологизация общества проходила не только "сверху", но и "снизу", тогдашнее поколение действительно верилось как в проект победы коммунизма в СССР, так и в свою личную роль в его строительство и вытекаюшую из этого ответственность перед страной, мировым пролетариатом и т.д. Все это предпределило различия между западными украинцами, угнетаемыми в Польше, не имевшими на тот момент проекта своей национальной и социальной реализации, кроме политического национализма. Жестко регламантированные условия промышленного труда, что были обычными для дореволюционного Донбасса, оказались непривычными для переселенцев, для которых данный вид трудовой деятельности просто не вписывался в их хозяйственную традицию и социальное сознание. Сами жители Донбасса трактовали поведение переселенцев как лень, саботаж, контрреволюционные настроения и т.д. Пропагандировавшаяся неприязнь к классовым врагам приводила к тому, что прибывших польских ксендзов, бывших мелких собственников и прочих "буржуев" рассматривали через призму их возможной "вражеской деятельности", хотя в большинстве своем переселенцы даже польской национальности в социально-материальном отношении были тождественны хорошо зарабатывавшим передовикам шахтерам и металлургам.

К национальным, исторически сформировавшимся стереотипам между обществами Восточной и Западной Украины, можно отнести взаимное недоверие и неприятие (к общественному и политическому строю, предшествуюoей хозяйственной и культурной традиции, исторические противоречия и т.д.). Жители Востока и Запада Украины веками находились в разных цивилизационных пространствах (православная Русь, общинный уклад, мессианская роль России, Малороссия как часть большой Руси, в советском проекте это сохранилось через внешнее восприятие социалистической идеи и в условиях атеизма). Западная Украина прошла сложный и по сути кровавый путь трансформации от бывшей части единой Руси (Галицко-Волынское княжество) к провинции Речи Посполитой, Австро-Венгрии, затем панской Польши. Православие было трансформировано в униатство (окатоличивание), местная элита инкорпорирована в иностранное общество европоцентристского характера, процессы конца XIX - начала ХХ века против русинов и развитие местного национализма окончательно разграничили Запад и Восток Украины "по линии цивилизационного разлома" (если взять слова С. Хантингтона). В период Первой мировой войны в австрийских концлагерях Талергоф и Терезиенштадт остатки русинской интеллигенции и части общества Галиции были физически уничтожены, и в 1917-1920 гг. на Западной Украине началась уже совсем другая историческая и политическая традиция. К периоду 1939-1940 гг. западно-украинское общество имело идеализированное понятие о национальной государственности, в том числе в форме "соборной Украины". Националистические круги, потерпевшие поражение в 1917-1920 гг. на Большой Украине, направляли социальную агрессию общества на большевиков, "русских оккупантов", "красную Москву" и т.д. Соответственно далеко не все западные украинцы, особенно адаптировавшиеся к условиям Польши, воспринимали Красную Армию как освободителей, а воссоединение с Украинской ССР как восстановление "соборной Украины". Различия социальных систем и форм собственности имел существенное влияние на этот процесс. Соответственно в Советской Украине как под влиянием опыта событий 1917-1920 гг., так и вследствие пропаганды было резко негативное отношение к "петлюровцам", националистам, социальной системе западных стран и в том числе панской Польши. Западная Украина рассматривалась как отсталый регион с несознательным населением, которое нужно было в краткие сроки влить в "семью народов", воспитать в социалистическом духе и приобщить к строительству коммунизма, попутно ликвидировав "буржуазные" и прочие вражеские элементы. Применительно к Донбассу неприятие украинского национализма, а нередко и самих западных украинцев было спровоцировано политикой Центральной Рады по "украинизации" Екатеринославской губернии и включении её в состав Украинской Народной Республики, затем содействием ЦР в австро-германской интервенции, затем войне гетмана Скоропадского и Директории УНР С. Петлюры с Советским правительством Украинской ССР и Донецко-Криворожской республики. Все эти противоречия получили продолжение в борьбе "национал-коммунистов" внутри КП(б)У за присоединение Донбасса от РСФСР к УССР, механической политике "коренизации" и "украинизации", что проводилось в массовом закрытии русских школ, лингвистическим экспериментам, насильственной украинизации рабочих и т.д. Во время "украинизации" практиковалась также ангажирование западных украинцев (из Галиции, входившей в состав буржуазной Польши) в аппарат Украинской ССР. Хотя в 1930-е годы "украинизация" была свернута, это оставило большие негативные восприятия, которые ассоциировались с западными украинцами. Таким образом, был как негативный опыт соприкосновения Донбасса с украинским национализмом в 1917-1920 гг., так и опыт экспериментов Советской власти по "украинизации" 1920-х годов, негатив которой списывался на "буржуазно-националистический уклон" и происки врагов внутри КП(б)У. Аналогично на Западной Украине в период Австро-Венгрии пропагандировалась борьба с местными русинами и русофобия, затем борьба с большевизмом и СССР. Очередной исторический опыт взаимодействия 1939-1940 гг. между Западом и Востоком Украины неизбежно должен был отразить те противоречия системного, цивилизационного характера, которые существовали перед этим. В мемуарах Павла Судоплатова говорится, что Молотов предлагал создание отдельной Галицкой автономной республики в составе СССР. Возможно, что реформирование Украинской ССР в федерацию (даже в социалистической форме) помогло бы сгладить противоречия и учесть особенности регионов. Но механическая унификация двух региональных субэтносов или общностей (Восток - Запад) в рамках Советской Украине не могла отменить имевшихся различий, и уже в конце 1980-х годов это дало о себе знать в форме центробежных тенденций. Недооценка национального вопроса и региональных особенностей вообще была характерна в практике СССР, хотя Советское руководство как раз рассматривало интеграцию Западной Украины как восстановление восточнославянских земель (с Закарпатьем в 1945 г.) в рамках единого социалистического государства. Преодоление различий и создание единого общества Украинской ССР как части советского народа стало политической задачей для республиканского и союзного руководства. В борьбе с теми же ОУН - УПА власти УССР официально заявляли, что именно в составе СССР Украина уже получила свою национальную государственность, т.е. идея "соборности" была как бы перенесена на советскую почву с противоположным политическим оформлением. На Востоке Украины это вызывало определенный скептицизм, который, однако, не имел большого распространения. В 1950-80-е годы очень многие противоречия в украинском советском обществе действительно сгладились, и понятие единства Украины получило закрепление в общественном мнении. В этом отношении современная Украина гораздо более расколота по региональному признаку, чем в период послевоенного существования Украинской ССР.

А.С.Мартынов

За наводку спасибо statehistory

Украина

Previous post Next post
Up