Oct 26, 2013 22:33
Суслов беседует с Гроссманом, объясняя тому мотивы запрета романа «Жизнь и судьба». Цитирую запись самого Гроссмана и обращаю ваше внимание на последнюю фразу:
«...В Вашей книге имеются прямые сопоставления нас с гитлеровским фашизмом. В Вашей книге неправильно, неверно описаны наши люди, коммунисты. Разве могли бы мы с такими людьми, как Вы описали, победить в войне? Ваша книга полна Ваших сомнений о правомерности нашей советской системы. … Напечатать Вашу книгу невозможно, и она не будет напечатана. Нет, она не уничтожена. Пусть лежит. Судьбу ее мы не изменим... Партия и народ не простят нам, если мы опубликуем Вашу книгу. Это только увеличит количество крови».
У нас сегодня распространено уничижительное отношение к сусловской пропаганде. И вот в этих нескольких фразах вся философия сусловых:
1)Антисоветская пропаганда - это лишняя кровь.
2)Ответственность за эту возможную кровь, ответственность перед народом и партией вынуждают запрещать антисоветскую прпаганду.
3)Правда истории все равно будет за коммунистами, поэтому коммунистам не нужно уничтожать книгу - пусть ход истории определит ее судьбу.
Сочетание идеологической ответственности и исторического фатализма.
идеология