Вот уже больше двух десятков лет после завоевания Батыем Владимирской Руси, владимиро-суздальские земли изнывали под гнетом ордынских откупщиков. Выкупая у хана право сбора дани, они собирали ее с подвластных монголам народов. Тем же, кто заплатить был не в состоянии, давали заем, в случае не выплаты которого, должника забирали в рабство. Политика монгольской империи в отношении владимиро-суздальской Руси в то время не отличалась от их политики по отношению к прочим завоеванным народам.
И. Гурьев. Баскаки[Spoiler (click to open)] Ханы утверждали права легитимных правителей, но уже как подданных хана.Для контроля в завоеванных землях назначались баскаки. Причем монголами, как правило, были сами баскаки, и командный состав, основную же массу войск составляли представители завоеванных народов, включая и местное население. Сбор дани осуществляли откупщики. Но известны случаи, когда в роли откупщиков выступали сами баскаки. Огромную роль в утверждении власти орды на Руси сыграла православная церковь. И если митрополит Киевский и всея Руси Кирилл долгое время власти ханов не признавал, не ездил в орду, а содействовал объединению Русских князей против захватчиков. При его посредничестве был заключен династический союз между Даниилом Галицким и великим князем Андреем Ярославичем, который носил явную анти-ордынскую направленность. Но сблизился со ставленником хана Батыя - Александром Ярославичем. И содействовал смешению с княжеского стола Андрея - после начала переговоров Даниила Галицкого с папским легатом. То епископ Кирил Ростовский был явным союзником орды, за что его епархия получила ряд привилегий. Но, незадолго до описываемых событий, Кирил Ростовский скончался, а приемник его, ставленник великого князя Александра и Бориса Васильковича Ростовского, еще не был утвержден митрополитом. И, видимо, некому было летом 1262 года усмирить словом божьим взбунтовавшеюся паству. На момент восстания - монгольскую империю раздирала гражданская война между Хубилаем и Арикбугой. В ходе этой войны управляемая ханом Беке Золотая Орда окончательно отделилась от остальной империи. Разумеется, воюющим сторонам были необходимы ресурсы, основным источником которых, надо полагать, были поборы с покоренных народов. И вот во владимиро-суздальские земли прибыл от хана Хубилая некий откупщик - мусульманин Титям, творящий, по словам летописца, "великую досаду христианам и кресту и святым церквям". Также в летописи упоминается, убитый за свои бесчинства, принявший мусульманство маннах чернец Изосима. Восстание вспыхнуло в древнейших городах суздальской земли: Ростове, Суздале и Ярославле, в которых, в отличие от городов, основанных князьями, как Владимир,Каломна,Москва и т.д., были сильны еще древние традиции. В старых городах власть князей все еще была ограничена вече, а вечевым центром, являлся древнейший из городов - Ростов. И именно Ростовское вече стало основным инициатором восстания подхваченного Суздалем и Ярославлем, а в след поднялись и прочие города. Правивший Ростовом князь Борис Василькович, в отличие от своего отца, воевавшего с захватчиком на реке Сити и выбравшего смерть подданству хану, суверенным князем никогда не был. В 13 лет он со своим дядей, Владимиром Константиновичем, а так же двоюродными и родными братьями ездил в орду просить хана отдать в княжение свои отчины. И правил, как и все прочие князья по ханскому ярлыку, дававшему ему авторитарную власть, которой Ростовские князья до этого не обладали. Так же Борис Ростовский - всегда был верным союзником Александра Ярославича, который после изгнания новгородским вече в 1259 года укрылся именно у Бориса. После Александр вернулся в Новгород с татарами и подавив возмущения, посадил там княжить сына Дмитрия. Как сообщает нам «Устюжский летописец», в Устюге ждали грамоту от великого князя Александра Ярославича о том, что «Татар бить». Судя по всему Александр, до последнего колебался, на чью сторону встать, а может даже был инициатором восстания. Но скорее всего Устюжане были дезинформированы. Но так или иначе, русские князья выступили против восставших вечевых городов. И княжеско-баскачьи войска нещадно подавили восстание.
На этом сопротивление не закончилось. В 1289 и 1320 годах Ростовское вече вновь поднималось против баскаков и откупщиков, но вновь подавлялись князьями при помощи ордынских войск. Отношение же самих князей с «Золотой Ордой» складывались весьма дружелюбно. Особенно у Федора Ростиславича Ярославского, который даже был женат на дочери хана Менгу-Тимура. С ханом Менгу-Тимурам Ростовские князья ходили войной на Кавказ. Так же большим почетом пользовалась в «Золотой Орда» и церковь, которая нарекла ханов царями и сакрализавала власть хана-царя - как власть от бога.Со временем сопротивление старого вечевого строя сошло на нет, и во владимиро-суздальских землях была установлена авторитарная власть князей, находящихся в подданстве царей-ханов.