Гуманистическая география (humanistic geography) призвана размышлять над географическими феноменами, чтобы достичь лучшего понимания человека и его состояния. Поэтому, в конечном счете, гуманистическая география - это не наука о земле. Она относится к гуманитарным и социальным наукам, разделяя с ними надежду [в стремлении] достичь адекватной/полноценной картины (accurate picture) человеческого мира… Гуманистическая география достигает полноты понимания человеческого мира через посредство изучения отношений человека с окружающим миром, его географического поведения (geographical behaivor) а также чувств и идей относительно пространства и места [P. 266].
Если история - основа всех гуманитарных наук (pillar of the humanities), то историческая география должна быть основой географии гуманистической. Однако, это обманчивая параллель, поскольку «историческая» - не просто прилагательное, образованное от слова «история». Эти два слова отличаются по своему значению. История связана с событиями; вне событий истории не существует. C другой стороны, прилагательное «историческая» отсылает нас к прошлому; но [прошлое] это статическое понятие (static concept).
Мы можем заниматься исторической географией землепользования или поселений какого-то района в некий период прошлого, или [исторической географией] целой последовательности таких периодов. Однако, события важны сами по себе, независимо от того, имеют ли они прямое и ясное отношение к земной поверхности. Согласно этому критерию, историческая география Калифорнии должна включать в себя Золотую Лихорадку. Однако, историческая география Европы, например, не нуждается в упоминании Французской Революции, даже несмотря на то, что это было значительное событие с точки зрения любого исторического исследования. Любого, но только не того, которое избирает в качестве основного критерия его непосредственное воздействие на форму полей (a historical geography of Europe, however, need not mention, the French Revolution, even though it was a major event by any historical standard other than its immediate impact on field patterns). Использовать физические изменения ландшафта как мерило значительности исторических событий, значит брать в качестве модели физическую географию. Историческая география может быть очень далека от того, что интересует географию гуманистическую. Кажется, что для географа история и география соединяются только в исследованиях продолжительных миграций. Массовые передвижения людей, такие как заселение Нового Света, - значительные события, и географы изучают их, но как только земля заселена, они словно бы теряют интерес к любой человеческой деятельности, кроме той, которая визуально изменяет ландшафт. Гражданская Война - водораздел в истории Соединенных Штатов, но все же исторические географы уделяют ей мало внимания.
Гуманистический элемент в исторической географии часто минимален. Гуманистической географии, однако, часто требуется знание истории и исторической географии. У людей есть история; другие создания ее не имеют. История не только последовательность событий, но их сознательная реконструкция в групповой памяти для достижения актуальных целей (for current purposes). История, таким образом, составляет важнейшую часть человеческого чувства территориальности (sense of territoraility) и места. Сравните Квебек и Американский Запад. Прошлое делает Квебек тем, чем он стал сегодня; дарует провинции ее совершенно не похожие на другие ландшафт и культуру. Гуманист (humanist) должен знать документальное (?) (factual) прошлое провинции, но не прошлое определяет сегодняшнюю идентичность Квебека. Сегодняшняя идентичность провинции создана квебекцами путем выборочного использования своего прошлого. Прошлое с такой точки зрения есть арсенал для созидания национального сознания и идеологии. Переделанная история (reconstituted history) не нуждается в том, чтобы быть реальной; она нуждается только в том, чтобы иметь подобие реальности. Американский Запад напоминает нам о том, что популярный образ места мало зависит от скрупулезного исторического знания. [P.272]*
*Tuan, Yi-Fu. Humanistic geography // Annals of the Association of American Geographers. 1976. Vol. 66. № 2. P. 266-276.
**
И-Фу Туан, американский географ, китаец по происхождению. Учился в Лондоне и Оксфорде, Ph.D. получил в Беркли, Калифорния. Работал в Торонто, Миннесоте, Висконсине. С конца 1960-х занимается гуманистической географией, направлением human geography, о сущности которого повествуется в процитированном отрывке.
Известна книжка «Топофилия», но для тюменско-сибирского материала еще более подходит другая, с обратным знаком -
Landscapes of Fear. Pantheon Books, New York, 1979.
Домашняя страничка географа.
Библиография.
Как он теперь поживает.
***Выше говорится о довольно специфическом понимании исторической географии, это не историческая география старого образца (как вспомогательная историческая дисциплина из советских учебников), это и не современная «широкая» историческая география в трактовке «Journal of Historical Geography». Имеется в виду «географическая» историческая география англо-американского образца середины-второй половины XX в. Другой автор характеризовал ее следующим образом: «Всех этих ученых (создателей такой исторической географии - Дарби, Зауэра, Кларка и Мейнига) не заботил собственно исторический взгляд на вещи, они рассматривали историческую географию как разновидность естественной истории человеческого обитания на земле». См.: Guelke L. Relations between Geography and History Reconsidered // History and Theory. 1997. Vol. 36. № 2. P. 261-234.