Объем физической и политической географии в школе. Наши прежние учителя географии, исключительно с историко-филологическим образованием, рассматривали географию, как вспомогательную науку при истории, и географическое обучение, как некоторый придаток к историческому. Поэтому у них главная тяжесть ложилась на политическую географию, а физические элементы служили лишь как бы подмостками для последней. На них обращалось сравнительно мало внимания; последнее сосредоточивалось преимущественно на протяжении границ государства и отдельных его областей, на государственном устройстве, на военных силах, на положении городов, на распределении населения по его плотности, национальности, вероисповедание и т.д., и это составляло тогда главное содержание географическое обучения.
О физических явлениях говорилось лишь вскользь и чрезвычайно поверхностно. Как в политической географии главную роль играли имена и числа, так и при рассмотрении физических особенностей какого-либо государства довольствовались простым перечнем имен и чисел: перечислялись горы с их вершинами (с указанием в точных цифрах их высоты), реки с их притоками и т.п. Все географическое обучение состояло, по выражению проф. Кирхгофа [1] в «статистико-административном государствоведении». А чтобы бессмысленное зазубривание не имеющих никакого значения названий и чисел сделать для учеников хоть сколько-нибудь интересным, старались «оживлять» преподавание различными рассказами и заметками преимущественно из области истории.
Такое вторжение исторического элемента является, конечно, педагогической ошибкой. Прежде всего это ошибка потому, что думают, что, благодаря историческим вставкам, географический материал делается для учеников интереснее. В подобных способах искусственного усиления интереса география совершенно не нуждается. Fritzsche [2] справедливо замечает, что ведь тот, кто стремится возбудить интерес своих учеников к географии легендарными заметками и историческими отрывками, выдает себе и своему методу testimonium paupertatis, так как он не обращает внимания на самое важное, что должно иметь в виду хорошее преподавание. Он хочет возбудить интерес и совершенно при этом забывает, что ученики никоим образом не могут вызвать в себе интереса и получить правильное представление об этих отрывочных исторических фактах, так как они висят в воздухе, а для более подробного рассмотрения их нет времени, да если учитель и станет при географическом обучении подробно говорить об исторических факта, он рискует уроки географии превратить в уроки истории [3]
При перевесе в преподавании политической географии не было в ней того содержания, которое могло бы действовать развивающим образом на ум учащихся, обучение было формальное, поверхностное, не возбуждавшее интереса учеников. Поэтому и результаты его были поразительно ничтожны.
После того, как география развилась в естественно-историческую дисциплину и стала переходить к учителям, окончившим курс физико-математических факультетов, не было недостатка и в таких преподавателях географии, которые впали в противоположную крайность. В страноведении они чуть не целиком все место стали отводить физической географии, смотря на политическую географию, как на необходимое зло…
Место государствоведения, чем было страноведение прежде, все более заметно начинает занимать настоящее страноведение, задача которого, по определению проф. Landgenbeck’a [4], - изучать отдельные ландшафты как географические индивидуумы, выяснять взаимные отношения между физическими явлениями с одной стороны, и развитием человеческой жизни - с другой и стремиться из отдельных физических и антропогеографических фактов, характерных для данного ландшафта, нарисовать общую его картину. Из таких задач страноведения вполне выясняется отношение физической части к политической и тот объем, в котором обе части подлежат изучению...
------------------
1) А. Kirschhoff. Ein Wort über das Verhältnis des physikalischen und politischen Elements in der Länderkunde. 1888.
2) R. Fritzsche. Die neuen Dahnen des erdkundlichen Unterrichts. Langensalza, 1906.
3) Тем не менее, исторический элемент никоим образом не должен быть совершенно изгнан из географического обучения. Не следует из одной крайности впадать в другую. И исторический материал может быть чрезвычайно полезен при географическом обучении. Но это возможно только тогда, когда ученики достаточно хорошо освоились с историческими событиями. Исторические факты, которые не нашли себе места в учебных программах истории, не могут затрагиваться на уроках географии; исторические события, о которых и речи не было на уроках истории, должны быть исключены и из исторического преподавания. Но если ученики хорошо знакомы с историческим материалом, он может привлекаться и на уроках географии. При этом само собою разумеется, что речь идет не о простом соединении исторических фактов и не о каких-либо сухих, фрагментарных сведениях, но только о том, что может указать на причинную связь между географическими факторами и историческими событиями. R. Fritzsche. loc. Cit.
4) Prof. Langenbeck. Ziel und Methode des geographischen Unterrichts. ‘Geograph. Zeitschrift’’, 1903. H. 2.
Изучение государств или ландшафтов. До сих пор основою географического преподавания было изучение государств и их отдельных частей. Но разделение на государства и последних на области не находится в соответствии (или только в очень небольшом) с естественным, ландшафтным подразделением земного пространства. В Европе единственное государство, у которого государственные границы вполне совпадают с естественными, - Англия, занимающая острова Великобританию и Ирландию.
Преподавание, которое основывается на государственных отношениях и на дробном изучении государств, разрывает тесно связанные между собою географические объекты и явления. Так, разбиваются на отдельные части горы (Альпы, Анды и др.), разрываются речные системы (Рейн, Дунай, Висла и др.), разрезаются равнины (низменности Северной и Южной Америки, Рейнская и др.), даже отделяются один от другого берега одной и той же реки (Нижний Дунай, Рейн, Парагвай, Аракс и др.) и т.д.
Делению на государства и последних на области не достает единства природы; они могут состоять из совершенно различных частей страны и различных ландшафтов. Это пестрое разнообразие, которое встречается внутри одного и того же государства, затрудняет понимание общей картины. У ученика не составляется отчетливого представления об естественных отношениях внутри данного государства, он не получает ясного и глубокого понимания культурного состояния населения, той тесной связи, какая существует между природой страны и ее жителями.
Так как у государственной единицы нет природного единства, так как государственными границами разрываются тесно связанные между собою географические объекты и так как вследствие этого затрудняется понимание общей картины и культурно-географических взаимоотношения, то изучение земли только по отдельным государствам не может быть признано целесообразным. Это единство дает нам лишь
географический индивидуум (название, данное Риттером). Географические же индивидуумы - это природные ландшафты, на которые подразделяется земная поверхность. Ландшафт должен представлять, по мнению Вecker’а, основу и исxодный пункт географического рассмотрения различных стран [1].
Естественный ландшафт - это большей или меньшей величины пространство земной поверхности, которое представляется нам, как одно замкнутое целое. По форме, устройству поверхности, по климату, орошению, культуре страны и пр. самостоятельный естественный ландшафт должен выказывать особенный характер, который резко отличает его от окружающих участков. Все объекты ландшафта - члены одного целого, и их вид, изменения и условия существования стоят в тесной взаимной зависимости. «Ландшафт, - говорит Fritzsche [2], - занимает в землеведении такое же место, как предложение в грамматике, и отдельные части ландшафта (поверхность, орошение, города и пр.) имеют внутри его то же значение, как отдельные части предложения внутри последнего. Как эти зависят друг от друга, и один без другого не могут существовать, так не могут обходиться друг без друга и отдельные члены ландшафта, которые так тесно соединены между собою, что, несмотря на свое количество и разнообразие, образуют одно целое, в котором, как зубья колеса, одно цепляется за другое».
Далее приводится классификация ландшафтов по Xайнце[3]. Для примера, выпишем оттуда описания Сибири, Англии, Франции.
IV. Азия (часть света с резкими контрастами).
D. Северная Азия (громадные равнины в крепких оковах негостеприимной природы).
1. Сибирь (суровая, малонаселенная страна).
V. Европа (часть света с высшим развитием культуры)
F. Англия (первое по промыщленности и торговле государство земного шара; величайщая морская держава во время войны и мира).
1. Горная страна Великобритании (замечательное горное дело и промышленность).
2. Низменность Великобритании (значительное сельское хозяйство и обширная торговля).
3. Шотландия (оживленная жизнь наряду с суровым однообразием).
4. Ирландия («зеленый остров»).
G. Франция (первая по производству вина страна в свете).
1. Альпийская страна (дикая горная страна с пастбищами и лесом).
2. Ронская низменность (благоприятная для культуры почва).
3. Центральное плато (естественные богатства внутри и на склонах).
4. Низменность (обширная обработка земли наряду с оживленной индустрией).
Россию («величайшая в Европе естественная и политическая единица; страна сырых продуктов») автор совсем не подразделяет на отдельные части.
--------
1) A. Becker. Landschaft und Wirtschaft als Ausgangs-und Endpunkt geographischer Betrachtung. ¸¸Der modern Erdkunde Unterricht. Beiträge zur Kritik und Ausgestaltung´´, herausg. von K. C. Rothe und E. Weyrich. Wien und Leipzig, 1912.
2) R. Fritzsche. Die neuen Dahnen des erdkundlichen Unterrichts. Langensalza, 1906.
3) H. Heinze. Der Unterricht in der Erdkunde auf der Grundlage des Landschaftsprinzipes. Zweite Auflage. Leipzig, 1909.
*Цит. по: Ивановский А. А. О преподавании географии. Москва: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1915. C. 41-45, 50-69.