Симабарское восстание - как христиане восстали против сегуна
Павел Зенцов 17 декабря 1637 года вспыхнуло Симабарское восстание. В этот день японские христиане, а вместе с ними обедневшие ронины и простой люд, замученный налогами и жестокостью правящей верхушки, начали с оружием в руках отстаивать свои права. Не отстояли, и в Японии до XIX века исповедовать христианство стало запрещено под страхом смерти.
Отвратительные мужики рассказывают, как это случилось.
Первые европейцы и взаимопроникновение культур
Японии в каком-то смысле повезло - ей довольно долго удавалось находиться вне пристального внимания западноевропейских держав. Но, начиная с 1543 года, все изменилось. Именно тогда на китайской джонке к острову Танэгасима прибыли португальские торговцы, ставшие первыми европейцами, завязавшими контакты со Страной восходящего солнца.
Контакты постепенно налаживались, и особенно самураев
порадовали пороховые ружья, которыми были вооружены европейцы. Надо сказать, что разобрались японцы с их устройством чрезвычайно быстро: талантливый мастер Яита Кимбэй произвел первый рабочий образец местного огнестрела меньше чем за год.
Как это часто бывает, японцы тут же придумали красивую легенду, о том как здорово обдурили глупых гайдзинов. Согласно этой
легенде, мастер отдал португальцу в жены свою дочь взамен на чертежи вожделенного оружия. Дочь же, поскучав в Европе, уговорила мужа съездить к ней на родину, где якобы скоропостижно скончалась. Во всяком случае, так родители сказали безутешному мужу, после чего даже имитировали похороны. Так он и уехал на родину - без жены и без ружья, а довольные японцы поставили вполне живой и здоровой женщине памятник.
Проникновение культур продолжалось, и вместе с торговцами прибыли проповедники-иезуиты, которые начали обращать местное население в христианство. Поначалу правители были даже не против - им самим хотелось поприжать буддистское духовенство, которое к тому времени получило слишком много влияния.
С обращением в христианство в Японии связано множество легенд и даже исторических анекдотов. Например, когда проповедники пытались объяснить новой пастве суть монотеизма, они использовали термин «дэусу», пытаясь сказать слово «Deus», то есть «Бог», как им казалось, на японский лад. Слушатели же были в крайнем изумлении, ведь это слово было очень похоже на японское «дайусо», что в переводе обозначало «великая ложь».
Опять-таки, по легенде правитель Японии
Ода Нобунага позволил португальскому миссионеру
Луишу Фройшу проповедовать христианство после того, как тот преподнес ему в подарок фляжку с
компэйто, сладкой леденцовой массой, которая понравилась полководцу.
Однако со временем правительство осознало, что христианизация начинает давать и неприятные плоды. Многие местные князья-дайме, принявшие христианство католического толка и получающие поддержку от португальцев, стали до опасного независимы. А когда в Японию прибыли голландцы, и выяснилось, что существует еще одно христианство - протестантизм, сегун окончательно решил, что пора прикрыть португальскую лавочку, вместе с религией варваров.
Гонения на христиан
Японская делегация на приеме у Папы Римского.
Уже в 1587 году фактический правитель Японии военачальник
Тоетоми Хидэеси издал
указ об изгнании священников, согласно которому христианство признавалось опасным лжеучением, проповедь которое в Японии запрещалась. Священники-иезуиты и их слуги должны были покинуть страну за 20 дней. Сами иезуиты в долгу не остались и начали распространять слухи о том, что Хидэеси запретил христианство из-за присущей ему похоти: якобы верующие японки
отказывались разделить с ним ложе.
Сразу после указа были разрушены церкви в центральной Японии, а город Нагасаки был конфискован у иезуитов. При этом торговля с Португалией и Испанией продолжалась. Еще десять лет отношения сохранялись на уровне «худого мира». Но в 1597 году власти перешли к открытому конфликту: в Нагасаки были зверски казнены 26 христиан, позже причисленных к лику святых.
Сначала каждому отрубили левое ухо, заставив так идти перед толпой, а потом распяли на крестах. После того, как один из них начал проповедовать прямо с креста, его и всех остальных закололи. Впрочем, показательная казнь не помешала толпе разобрать окровавленную одежду с трупов в качестве священных реликвий.
Дальше развернулся настоящий террор.
Токугава Иэясу, основатель сегуната Эдо, в 1614 году запретил исповедовать христианство по всей Японии. В эпоху Токугава было замучено около 3000 японских христиан, остальные претерпели заключение в тюрьмы или ссылки. Многие христиане после этого начали маскироваться под буддистов, и для выявления таких людей была придумана особая практика - попрание, или топтание икон -
фуми-э.
Фуми-э.
Подозреваемых заставляли вставать ногами на христианские иконы и топтаться на них. Некоторые, особо хитрые, пытались топтать только края икон, не проходя по лику изображения. Тех же, кто отказывался, пытали, а продолжавших упорствовать под пытками одевали в соломенную одежду и поджигали. Кого-то, если верить хроникам тех лет, и вовсе выкидывали в жерло вулкана в окрестностях Нагасаки.
Все это любви к властям не добавляло, особенно в сочетании с участившимися тайфунами и начавшимся голодом. Повышение и без того непосильных налогов послужило искрой, от которой 17 декабря 1637 года вспыхнуло восстание на острове Кюсю.
Симабарское восстание
Симабарское восстание началось с убийства сборщика податей, который истязал дочь одного из ронинов, за что и поплатился. Бунт сразу же перекинулся на острова Амакуса, достигнув большого размаха. По некоторым оценкам в нем принимали участие 23 тысячи человек, включая женщин.
Возглавил восставших
Амакуса Сиро, шестнадцатилетний юноша благородного происхождения, взявший себе христианское имя Иероним. Последователи представляли его «Четвертым сыном Неба», мессией, который ходил по воде и изрыгал из уст огонь, а на руки его садились птицы. Такое вот странное сочетание христианских и японских образов.
Амакуса Сиро в представлении современника.
Сам же Амакуса всегда открещивался от своей святости, что не мешало последователям придумывать про него легенды. Его образ до сих пор настолько популярен в Японии, что компания «Volks» выпустила куклу «Амакуса Сиро Токисада», стоимостью 92400 иен. А в фильме «Возрожденное зло» Амакуса отказывается от христианства, чтобы после смерти превратиться в демона и покарать своих убийц.
Восстание шло с переменным успехом. Разбив трехтысячное карательное войско, повстанцы мотались от одного замка к другому, не сумев взять ни один из них. Так продолжалось до тех пор, пока они не захватили полуразрушенный замок Хара на полуострове Симабара. Восстановив крепость, христиане сделали ее своей столицей. Здесь их и обложила подошедшая правительственная армия.
Замок Хара.
Надо сказать, что голландцы, будучи протестантами, были только рады помочь сегунату в борьбе против восставших, которые были в основном католиками. Голландцы снабжали осаждающих пушками, а сами обстреливали укрепления замка с моря, пока шальным выстрелом не убило одного матроса, который упал на палубу и задавил насмерть другого. После этого протестанты решили не испытывать судьбу и отплыли восвояси. Тем не менее, одно ядро даже залетело в башню и оторвало рукав от одеяния Амакусы.
Любопытный факт: в осаде участвовал легендарный боец
Миямото Мусаси, который едва не покрыл себя здесь позором. Об этом мы знаем из сообщения, в котором говорится, что его сбил с коня крестьянин, запустивший мастеру меча в голову камнем.
Восставшие не раз делали вылазки, во время одной из которых перебили две тысячи воинов противника. Но их силы постепенно истощались, а съестные припасы и порох подходили к концу.
Выяснив это у предателя, захваченного во время неудачной вылазки восставших, правительственные войска 12 апреля 1638 года пошли на приступ, и в тяжелых боях 15 апреля захватили крепость. При этом погиб сам Амакуса Сиро, чью голову затем нацепили на пику и вывесили на всеобщее обозрение.
Этой же участи поверглись и другие вожди восстания, всего же казнили 37 тысяч человек. В итоге христианство было окончательно запрещено, въезд в Японию иностранцам оказался закрыт, а отношения с Португалией и Голландией были расторгнуты. Хотя это не мешало сегунам полуоткрыто торговать с голландцами, получая за эксклюзивное право невероятные прибыли.
Участники симабарского восстания на современной «иконе».
Оставшиеся же христиане ушли в подполье, создав тайные общины
Какурэ-кириситан, маскирующиеся под буддийские секты, а Япония на сотни лет ушла в изоляцию.
https://disgustingmen.com/history/shimabara-rebellion Христиане против самураев: Из-за чего случился самый кровавый мятеж в истории Японии Японию традиционно связывают с двумя религиями - синтоизмом и буддизмом. Но на самом деле в ней несколько веков существует христианство. Правда, отношения Японии и христианства очень сложны, и, наверное, пиком сложности были события, известные как Симабарское восстание - после которого христиан синтоисты представляли кровавыми бунтовщиками, а христиане предъявляют счёт синтоистам за своих зверски замученных единоверцев.Пришествие Дэусу на острова
Христианство прибыло на Японию вместе с португальцами. До шестнадцатого века Япония долго жила практически в изоляции от мировых процессов (хотя, например, её пытались покорить монголы - но с кораблями они обращались куда хуже, чем с лошадьми). А в шестнадцатом веке случились два очень важных события: восшествие воинственного Оды Нобунага и знакомство с европейцами.
Кто знает, что было бы, приплыви португальцы в какой-нибудь другой период, но в политические планы Оды Нобунага входили ослабление власти буддийского духовенства, торговля с большим миром и разного рода реформы и инновации, которые он собирался, собственно, у большого мира позаимствовать. Так что португальцы вместе с христианскими миссионерами при них пришлись очень кстати.
Ода Нобунага глазами современного японского телевидения.
Правда, проповедники столкнулись с рядом проблем, вызванных тотальной разницей менталитетов. Были проблемы и чисто лингвистические. Поскольку в японском не было подходящего слова, чтобы обозначить всемогущее божество, не сопоставимое с какими-нибудь одушевлёнными деревьями, иезуиты просто использовали латинское слово «дэус», произнося его «на японский лад» - «дэусу». По иронии, это слово было очень созвучно слову «ложь», так что, пока не разберёшься, кажется, будто выслушиваешь прославление порока - ну, как если бы в Европе проповедовали во славу бога по имени Грехх.
Тем не менее, миссионеры были так успешны, что к моменту смерти Нобунаги (которого буддисты, не чинясь, звали демоном) княжество Симабара на острове Кюсю стало практически оплотом христианства. Там были построены монастырь и семинария, а количество католиков из числа местных оценивалось в семьдесят тысяч человек. К 1614 году католиков в Японии было уже полмиллиона.
Португальцы в Японии глазами японцев.
Топтание икон
Вскоре после смерти Нобунаги его проекты стали сворачивать. Для начала, сочтя христианское княжество слишком независимым, военачальник Тоетоми Хидэеси запретил распространять христианство в Японии и объявил португальских священников носителями опасного лжеучения. Им предписывалось под страхом смертной казни покинуть страну вместе со своими слугами. В течение двадцати дней. Кроме того, Хидэеси разрушил несколько крупных церквей.
Португальцы ушли, но успели сообщить пастве, что Хидэеси ненавидит христианство из-за своей неуёмной похоти: мол, простолюдинки-христианки отказываются радоваться, когда этот язычник затаскивает их к себе в постель, а его это коробит. Тем не менее, некоторое время после изгнания миссионеров христиане не подвергались особым гонениям. Но в 1597 году власти пошли на открытый конфликт, убив двадцать шесть христиан, притом - мучительно.
Сначала им отрубили по одному уху, потом заставили идти путём позора по улицам и, наконец, распяли на крестах. Смерть им предназначалась долгая, но один из распятых начал проповедовать, и, опасаясь бунта, власти отдали приказ срочно заколоть висящих на крестах. Одежда с убитых была немедленно сорвана толпой: люди спешили сохранить святые реликвии, ведь перед ними, без сомнения, были блаженные мученики за веру.
Первые христианские мученики Японии.
В 1614 году, узнав про полмиллиона католиков, Хидэеси запретил не только проповедовать, но и исповедовать христианство. Начались массовые гонения. Людей под угрозой тюрьмы или казни заставляли отрекаться от веры и топтать иконы (по легенде, самые хитрые проходили по иконам скраю, не оскверняя ликов, и таким образом могли считать себя христианами дальше). Самых стойких обряжали в солому и поджигали.
Удивительное совпадение: вскоре после начала гонений на Японию обрушились стихийные бедствия. Тайфуны и неурожай привели к массовому разорению и голоду; тут ещё власти увеличили налоги, которые и без того было непросто оплатить. От недоедания и нищеты люди не становятся добрее, а христиане увидели в произошедшем ещё и знак божьей кары. Поругание святынь, разрушение церквей, убийства верующих должны были быть остановлены. И ещё налоги. Налоги следовало остановить тоже. Всё это и привело к Симабарскому восстанию в 1637 году.
Кадр из фильма Восстание христиан.
Безголовые Будды
Об этом взрыве народного возмущения до сих пор напоминают на Кюсю статуи Будд, стоящие без головы - бунтовщики обезглавили «языческих идолов», которые для них ещё и олицетворяли поддерживаемые буддийским духовенством власти. По разным оценкам, в восстании участвовали больше двадцати тысяч человек. Здесь были мужчины и женщины, крестьяне и ронины (самураи без сюзерена). Их предводителем стал шестнадцатилетний мальчик по имени Иероним. По крайней мере, крестили его Иеронимом. В миру его звали Амакуса Сиро, и он был, конечно же, знатной семьи.
Последователи видели в Иерониме нового святого, очередного мессию, рассказывали о нём чудеса: что к нему прилетали и садились на руку птицы, как голубь садился на Христа, что он может ходить по воде и дышать пламенем. Иероним отрицал всё, кроме одного: он готов вести за собой людей сражаться.
Один из памятников шестнадцатилетнему Иерониму.
Правитель Нагасаки срочно послал против восставших - этой пёстрой толпы из благородных и низших - три тысячи профессиональных самураев. После столкновения с мятежниками выжили около двухсот, бежавших обратно в Нагасаки. Пришлось запрашивать подкрепление. Оно прибыло вовремя, и повстанцев удалось отбросить от города. Они потеряли около тысячи человек.
И обезглавленные люди
Бунтовщики изменили тактику. Они осадили и взяли замок Хара и превратили его в католическую твердыню. Стены замка украсили кресты. Правитель Нагасаки собрал несколько почти полторы тысячи самураев, чтобы взять эту твердыню. И не только самураев - на его стороне выступили голландцы. Они были протестанты и большого греха в том, чтобы стрелять в католиков, не видели.
Голландцы обстреливали замок с корабля, предусмотрительно не высаживаясь на берег - чтобы не терять своих. Но сидящего на мачте матроса повстанцы умудрились застрелить, тот упал и насмерть задавил своего товарища внизу. «Многовато жертв,» решили голландцы, и корабль отчалил. Воодушевлённые бунтовщики сочли это знаком. Они снова рассказывали друг другу о мальчике Иерониме чудеса: якобы ядро с корабля пролетело возле него так близко, что оторвало рукав, но сам он остался невредим.
Кадр из фильма Восстание христиан.
Но чуда хватило ненадолго. Со всего сёгуната к замку стянули полчища самураев. По легенде, во время штурмов замка 10 000 из них повстанцы убили. Потом замок был взят. 37 000 христиан - в том числе не участвовавших в восстании - на острове Кюсю были обезглавлены. Голову Иеронима выставили в Нагасаки. В Японии ещё раз запретили христианство, в том числе - европейцев, которые его исповедовали. На двести лет страна погрузилась в добровольную изоляцию.
Каково было удивление европейцев, когда они, снова открыв для себя Японию, обнаружили там христиан. И каково было, надо сказать, удивление Японии. Горстка выживших отказалась отрекаться от веры и продолжала тайно молиться, креститься и венчаться. Сейчас в Японии два с половиной миллиона католиков.
Интересно, не проиграй Нобунага, как бы пошла история христианства в его стране?
Искусство жарить рыбу и носить рубашки: при нём средневековая Япония чуть не повернулась лицом к Европе.
Текст: Лилит Мазикина.
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/220419/42898/