Самый быстрый советский танк- почему он не стал массовым?

Mar 25, 2022 18:44

Самый быстрый советский танк- почему он не стал массовым?


Танк БТ-7 по итогам реальных боевых испытаний показал довольно неплохие результаты - динамика, маневренность и огневая мощь помогли разгромить японскую армию у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Но оставалась ещё одна проблема, решение которой не позволяло в полной мере назвать танк "гордостью РККА" .

Всего, к началу Великой Отечественной Войны, в округах насчитывалось около 800 единиц БТ-7М, из них около 200 были оснащены радиостанциями (так называемые "командирские" машины). Но тонкая броня уже не отвечала требованиям танковых операций начала 40-х годов и одно это не позволяло применять БТ-7 без катастрофических потерь.


К примеру, дальность эффективного применения пушки 20К составляла не более 500 метров и то по стрельбе в борт, в то время, как немецкая пушка Kwk 38 калибра 50 мм обеспечивала пробитие брони БТ-7 на дистанциях до 1500 м. Именно поэтому, танкам БТ негласно предписывалось вести строго маневренный бой или действовать из засад на дистанциях уверенного поражения (не более 200 м) - широко известен бой 23 июня 1941 года, когда экипаж БТ-7 под командованием сержанта Найдина уничтожил немецкую колонну из 12 танков и 10 орудий, после чего в течение дня подбил ещё три машины противника.

Основная беда была в пожароопасности. А вот причиной вышеназванной пожароопасности стал, как ни странно, бензиновый двигатель М-17Т. Его "прожорливость" заставила устанавливать на броню дополнительные топливные баки. При их повреждении огнём противника, танк неминуемо загорался. Хоть во время конфликтов на озере Хасан и реке Халхин-Гол было потеряно мало танков БТ-7, этот вопрос требовал скорейшего решения.

Танковый "дизель" В-2. Фото в свободном доступе.
Решение проблемы нашли в замене двигателя - опытный на тот момент дизельный двигатель В-2, позволявший развивать мощность в 400 лошадиных сил, по расчётам инженеров не мог ослабить ходовых качеств. А самое главное - он был более экономичным, по сравнению с М-17Т, что позволило убрать внешние топливные баки с корпуса. Сам двигатель изначально создавался для авиации, но из-за невозможности выхода на требуемую мощность (1-1,5 тысячи л.с.), двигатель в авиацию не пошёл и после нескольких переработок был приспособлен для использования в танках.

В итоге новая модификация получилась не хуже предыдущей - новый двигатель позволил даже усилить динамические характеристики машины, увеличив максимальную скорость до 62 км/ч на гусеницах и до 86 км/ч на колёсах по шоссе. А также увеличился и радиус действия танка - более экономичный двигатель позволял покрывать по 600 километров при полной заправке. Помимо этого, была изменена конструкция воздушного фильтра, корпус танка укрепили за счёт распорок, а также в днище появился люк для доступа к мотору. Но самое главное новшество явилось в безопасности - дизельное топливо горит несколько хуже бензина, соответственно у экипажа было больше шансов на спасение при попадании снаряда в моторную часть.

В целом, БТ-7М вышел с завода уже стремительно устаревающим, но при этом он обладал фантастической для своего времени скоростью. С другой стороны, по пересечённой местности на такой скорости перемещаться можно лишь короткие промежутки времени - между укрытиями.

Но с другой стороны, танк стал проверочной базой для двигателя В-2. Впоследствии этот двигатель с некоторыми изменениями устанавливался на Т-34 и КВ, на его базе был разработан двигатель танка ИС, а также авиационный двигатель.

Подбитый БТ-7, лето 1941 года, Восточный фронт. Фото в свободном доступе.
Неудовлетворительные боевые характеристики стали причиной огромного количества потерянных танков этой серии. Доподлинно неизвестно, сколько единиц БТ-7М оставалось в войсках на конец войны, но факт, что большинство из них было сосредоточено в подразделениях "второй линии" (резервы), базировавшихся в частях Забайкальского и Дальневосточного боевых округов.

Именно там удалось сохранить несколько десятков машин, которые в последствии приняли участие в военном параде в Харбине. В дальнейшем машины использовались как учебные, но вскоре были заменены на более современные образцы. В настоящее время известно о примерно десяти единицах БТ-7 различных лет выпуска, установленных на постаменты в качестве памятников.

Вопрос к читателям:

Как Вы считаете, был ли БТ-7 удачным танком?

О последнем крупном оборонительном сражении Красной Армии есть отличное видео:

image Click to view


https://pulse.mail.ru/article/samyj-bystryj-sovetskij-tank-pochemu-on-ne-stal-massovym-1895911092100042791-487560639508767684/?utm_content=lenta_pulse_mail_ru_fulltext&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru

наука и техника, история, видео, люди и этносы

Previous post Next post
Up