Нет, они не полемизировали напрямую - они жили в разное время. Однако они спорят. О главном. О человеке.
А. Маслоу создал теорию иерархии потребностей человека. Горький написал свои художественные произведения.
Говорят, что теория Маслоу - логична и верна. Сначала, мол, физиологические потребности (дыхание, еда, одежда, жилье), потом в безопасности (защита от насилия, гарантированный заработок), потом социальные (дружба, любовь), потом престижные (признание), а уж потом духовные (самоактуализация, творчество). Как сейчас принято - это азбука обществознания и психологии (уж по крайней мере в школе и в институте).
Вульгарные марксисты, скажут то же самое. Не отрицая, негативного влияния неудовлетворения той или иной потребности, я всё же спрошу:
«Кто же такие тогда герои рассказов М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Коновалов» и «Мальва»? Кто эти сильные, красивые люди, которые поражают нас? Влюбляют в себя какой-то странной любовью. Чем прекрасны описанные в них люди? Может быть тем и прекрасны, что наплевали на всякие иерархии и обусловленности? Пирамида потребностей? Скажите это Радде или Мальве, и они покроют вас уничтожающим смехом. И будут правы на своем.
А может быть, в этом и заключается красота человека? Мне кажется, именно в этом.
Личность… Она начинается, когда человек способен преодолевать свою биологическую и социальную обусловленность. Ставить выше других духовные потребности. Люди способные на это, имеют повышенные запросы к жизни, к её осмысленности, к необходимости миссии и Пути. Да, большинство героев Горького, кончает жизнь трагически. Они не нашли ответов на главные вопросы (исключение - Данко). А жить «норррмально» им было скучно. Невыносимо. Они видели несправедливость и не свобода такой жизни. Им были оскорбительны эти тысячелетние правила и порядки. К сожалению, необразованность и темнота таких героев, как Челкаш, Коновалов - толкнула их на погибель. Страх перед новым, необычным растоптал сердце Данко. И всё равно герои Горького ближе нам, чем те, кто тушит огонь, убивает из-за денег, предает из-за плотских желаний… Ибо мы чувствуем - здесь и есть, самое настоящее - человеческое, гордое и сильное… Потом оказалось, что если такие люди находят то, что искали - они способны перевернуть весь мир. Пример тому - большевики.
Маслоу же строит свою иерархию на эгоистических интересах и обусловленности. Люди «Маслоу» - это не Данко, Радда, Зобар, Челкаш, Коновалов или Мальва. Это те, кто их уничтожает. Ну и может быть немного пляшет на уничтоженном. Такова неумолимая логика этой системы взглядов. Эту картину мира и представление о человеке навязывают в школах и институтах. Лепят общество обусловленных потребителей, а таких, как герои Горького обрекают на погибель. Уничтожают актив общества.
Однако человек не таков, как его описал психолог-«гуманист». Горького читать не запретишь, а жизнь и история не ложатся в прокрустово ложе "пирамид".
Данко