Меня всегда поражала живучесть нацизма и его стойкость. Положить в безнадежно окруженном Берлине около 500 000 человек, а потом возрождать нацистское подполье в послевоенное время - феномен, требующий серьезного осмысления.
В цикле своих статей
"Судьба гуманизма в XXI веке" С. Е. Кургинян подробно разбирает эзотерические и культурные корни фашизма и нацизма. Это очень важно для нас, так как позволяет увидеть врага не только «в лицо», но и изнутри. Такой подробный и глубокий анализ даёт нам представление о «духовных» основах людей, которые чуть не погрузили мир в мрак уничтожения культуры и истребления целых народов.
Становится понятна античеловеческая и иррациональная логика нацизма, которая в противном случае предстает как странная и необъяснимая патология целых народов, которые, между прочим, не исчезли с лица Земли с окончанием Второй мировой войны. Даже сужение фашистского субъекта до господствующего буржуазного класса не спасает ситуацию, ведь непонятно, чем же принципиально отличается буржуазный класс Германии 30-х годов от того же класса в США или Великобритании. С введением эзотерического, культурного и парарелигиозного слагаемого всё становится на свои места.
Сразу проясняется вопрос - почему нацисты организованно и грамотно отступали, по максимуму сохраняя кадры, вывозя материальные ценности, сохраняя старые структуры и создавая на их основе новые. В чём состоит их разительное отличие от КПСС и других коммунистических партий Восточной Европы. Скрепленные эзотерическими и мистическими практиками, имея черную метафизику во главе, нацисты оказались сущностно гораздо сильнее своих противников, которые были объединены только идеологией с огромным крёном в сторону материализма и рационализма.
Однако, что меня поразило больше всего, так это то, что нацизм нашёл плодотворную почву в, казалось бы, насквозь пропитанном позитивизмом и светскостью 19-ом и 20-ом веке. Разбираясь с новым для меня именем Блаватской, я с удивлением и ужасом обнаружил насколько эзотерические и мистические идеи и общества были распространены и популярны в то время.
Количество и влиятельность их поражает. Идеи Блаватской имели влияние, и на английскую элиту, и на Махатму Ганди, и на Льва Толстого... и как выясняется на нацистских идеологов. Список можно продолжить в сегодняшний день. Это только малая часть огромного айсберга, который сам по себе так же влиял на исторический процесс. Но Блаватской всё не ограничивалось, эзотерика цвела пышным цветом повсюду: от спиритуалистких обществ до ордена розенкрейцеров и масонских лож. И всё эти общества не канули в лету, они всего лишь вышли из публичного поля. Тот же теософский центр Блаватской не бедствует и имеет множество представительств, в том числе и в России. Всего этого в обычных учебниках истории и академических монографиях не сыщешь «днём с огнём».
Сам по себе факт популярности подобных течений показывает, насколько беззащитным оказывается рационализм и светскость против любого мистического или мистериального опыта, который захватывает человеческий разум настолько, что он соблазняется уверовать в совершенно антинаучные идеи о «корневых расах» и легенды об Арктогее. Но это вполне объяснимо, так как люди, подобные Гиммлеру или Розенбергу находили в них не только созвучные своим стремлениям к господству и власти идеи, но и утраченную светскими людьми целостность мифа, мистический религиозный опыт и метафизический смысл. Всё это должно было совершенно по-иному сплачивать элиту и делать её внутренне гораздо сильнее своих коммунистических и либеральных противников, которые основывали свои доктрины на рационализме и материализме. Поэтому полноценный ответ и победа над этими силами возможна, если только мы обретём настолько же глубокие культурные корни (вплоть до древнейших слоёв мифологии), метафизику и мистериальный опыт, который позволит поддерживать огонь коммунистических идей и передавать их через поколения.
----
На иллюстрации "
Черное солнце" в зале обергруппенфюреров в замке Вевельсбург.
Подробнее об эзотерических корнях в
цикле статей.