Кинообзор-2015

Dec 11, 2015 05:12

Пятый сезон оставил у меня двойственное впечатление. А ведь так все хорошо начиналось.

Уже первый эпизод сезона показал, что сериал пытается выйти на некий новый уровень. Ведь по первым трем сезонам вряд ли можно было предположить, что где-то в Эквестрии может быть выстроен скотный двор. Тогда все было просто: начинается сезон, где-то заводится страшное мировое зло, которое, естественно, и надо победить, важно лишь выяснить, как применить против него самую убойную магию. А в данном случае, казалось бы, вот оно, место, где это зло должно быть, только непонятно, в чем оно заключается.
Заключалось оно, как вскоре выяснится, в идее всеобщего равенства, которой противопоставлялась идея уникальности каждого персонажа. Не так чтобы в совсем чистом виде Оруэлл, но близко к тому. И, пожалуй, действительно тот самый уровень, который может легко воспринять основная часть аудитории. А для забавы не основной части были вставлены всякие пасхалки - вроде фразы All ponies are equal и тому подобные, притом вписаны они были очень органично. С другой стороны, пасхалки, как впоследствии выяснилось, стали трендом сезона.
Эпизоды предыдущих сезонов, особенно первых, в основном строились на идее преодоления. Все героини обладают своим безусловным достоинством - и неким симметричным недостатком (доброта, переходящая в трусость; доблесть, граничащая с гордыней, и т.п.); под влиянием неких обстоятельств, не всегда внешних, недостаток начинает доминировать, из-за чего и возникает конфликтная ситуация; разрешение ее, по сути, сводится к преодолению недостатка и признанию собственного заблуждения. Бывало и иначе, но скорее изредка. В этом сезоне схема была сохранена лишь в нескольких эпизодах. Так, в третьей серии, по сути, конфликта два: Твайлайт стесняется того, что ей не нравится замок; остальные, оформляя замок, действуют, по сути, ради себя, а не ради подруги, и не сообща. Оба "преодоления" случаются оперативно и не являются основным материалом серии, а решение проблемы выглядит не самым убедительным.
Еще одной доминантой сезона стало заполнение и латание дыр в картине мира (чем-то подобным с третьей книги занялась Роулинг, которой пришлось, например, объяснять, что в квиддич можно выиграть, даже если снитч поймал соперник). Апофеозом этой тенденции стал 9-й эпизод - Slice of Life, основанный на очень милой в принципе идее: главные героини неким неинтересным для зрителя образом спасают мир (гоняют bugbear'а), в то время как у всех остальных, ранее казавшихся относительно безликими пони, происходит самая что ни на есть киногеничная жизнь. Может, конечно, это и Hasbro пытаются повысить ценность игрушек, не изображающих главных героинь; ну да почему бы и нет. Впрочем, насколько интересной получилась эта серия, все же сказать трудно. Она, пожалуй, сомнительная.
Также на протяжении всего сезона подробно рассказывалось о знаках отличия (cutie marks) -они, собственно, и являются воплощением той самой уникальности каждого пони из первой серии. Ясное дело, ради этого в основном разрабатывалась линия cutie mark crusaders, и часть серий, посвященных этой теме, выглядят откровенно проходными (для двух, собственно, толком не придумалось удачных конфликтов, так что пришлось перенести действие куда-то в мир снов). Впрочем, как выяснилось, все это вело к ударному финалу линии - 19-й серии; она в принципе задалась (правда, больше половины эпизода занимают песни).
Появляются на сцене и два представителя ранее более или менее исправленного мирового зла. Принцесса Луна, творившая глупости на протяжении всего-то одной серии второго сезона (ну, не считая, естественно, первого эпизода), была после этого исправлена давно и прочно, пусть и как-то неожиданно; с тех пор она давно была оплотом мудрости и дружелюбия, но в пятом сезоне все же ей пришлось преодолеть один комплекс. С той самой серии второго сезона ее нишу прочно занял Дискорд, вынутый из своего полунебытия, видимо, за харизму: он остается довольно-таки непросветленным товарищем и обе свои серии (как и раньше) добросовестно творит бардак, пока ему не объяснят не понятые ранее аспекты дружбы. В принципе обе серии про него милы, вторая, правда, с довольно тяжелой идеей (не очень понятно, насколько целевая аудитория простит, что основная загадка серии - что же было такого смешного на празднике - так и остается неразгаданной). Отдельно интересно, вынут ли впоследствии из рукава гораздо более безликих Кризалис, Сомбру и Тирека: по крайней мере для последнего предпосылки явно есть. А Дискорд - ну, такой большой и опасный Спайк с репертуаром стэндап-комика (серии про Спайка, кстати, довольно классические и умеренно скучные).
"Строенные" эпизоды про парные визиты в разные непознанные места тоже выглядят неравноценно. Один мил, второй - скорее то самое латание дыр (место грифонов в Эквестрии), третий скорее для комплекта - довольно топорная обработка истории про Хетфилдов и Маккоев, в которой вся задача, по сути, сводится к тому, чтобы прочитать достаточно прочувствованную речь.
Серии про главных героинь также неравноценны. Из них особенно хочется выделить Hearthbreakers, где представлена очень милая семья Пинки Пай, да и сюжет сделан классическим образом - безусловный успех сезона, и Party Pooped - там все бы и хорошо, разве что зачем-то вставлена пасхалка про альбомы Beatles - совсем уж ни к селу ни к городу; ну то есть ясно, что на то она и Пинки, чтобы ломать четвертую стену и все такое, но можно же было и как-нибудь иначе (еще одна серия, где Пинки главная, представляет собой скорее набор гэгов, конфликта никакого нет в принципе). Столь же невнятными выглядят аллюзии на нуар в Rarity Investigates! (с другой серией про Рарити, надо сказать, все гораздо лучше - не только из-за отсутствия невнятных аллюзий, но и из-за классического конфликта, ответственность за который, правда, несут посторонние, а не Рарити). Остальные главные героини получили ровно по одной серии - про Твайлайт и Эпплджек несколько натужные, тем паче решение основной проблемы в обоих случаях сводится к тому, чтобы прочитать достаточно прочувствованный монолог, про Рэйнбоу и Флаттершай довольно милы. Эпизод про Флаттершай, кстати, как и последняя, не считая финала, не упомянутая еще серия - про Эпплблум и Биг Мака и неожиданно не про cutie marks, - по сути, клонируют идею двух эпизодов предыдущих сезонов: обе про те же традиционные мероприятия, что уже были освещены, в обеих конфликт очень похож на один из уже разыгранных, в обеих он решается подчеркнуто иначе.
Тем самым решающее впечатление о сезоне должна была создать последняя сдвоенная серия - ясно было, что в ней Старлайт Глиммер, пони, которая равнее других, вернется и отомстит (мало того, что начальный эпизод закончился ее побегом, внимательные зрители разглядели ее в паре серий; это, кстати, впервые - все остальное мировое зло пока было одноразовым). Казалось, эпизод должен был поставить точку еще в некотором количестве моментов: например, ответить на вопрос о том, действительно ли она ненавидит знаки отличия и хочет сделать всех пони, включая себя, равными, или все же желает всем зла и всех поработить (или там съесть). Но на деле серия создала больше дыр в мире, чем было залатано во всех предыдущих, вместе взятых.
Старлайт Глиммер действительно вернулась и овладела заклинанием, позволяющим переместиться в сравнительно далекое прошлое и отменить там своеобразный приквел - историю со звуковой радугой, связывающей главных героинь, - ну и, по сути, зачеркнуть события всех остальных серий; соответственно, благодаря ее усилиям шестерка (в момент, в который это случилось в неальтернативном прошлом) не получает свои знаки отличия. На упомянутый выше вопрос ответ вроде как есть: да, cutie marks ей действительно искренне ненавистны. А вот что дальше - неочевидно.
Ну, точнее, понятно, что дальше наступает будущее, оно же альтернативное настоящее, в котором все плохо. Первое, что видит Твайлайт в оном будущем, действительно напоминает 1984 год - вымерший Понивилль, урбанизм, конвейерное производство, внешний враг (победивший в данной версии Сомбра), безликие армии пони. Но выясняется, что это лишь одно из возможных будущих (настоящих). В следующем же альтернативном варианте развития событий (с победившей Кризалис) нам показывают Пинки и Флаттершай, на которых есть их знаки - вполне те самые. Как они их получили в отсутствие звуковой радуги, остается только догадываться.
В одном из вариантов развития событий приквела (в эпизоде показано несколько безуспешных попыток Твайлайт справиться с напастью технически - ну, помешать врагу сделать на этом этапе свое черное дело) Старлайт начинает проповедовать идею о том, что cutie marks вредны, но эта линия не ведет никуда.
Так или иначе, все потенциальные варианты будущего (настоящего), где шестерка не сложилась, плохи (в них побеждает одно из мировых зол). Как выясняется, основная мораль серии сводится к тому, что Старлайт невозможно помешать, ее можно только уговорить не делать того, что она делает. И Твайлайт действительно убеждает ее, закинув в самый неприглядный вариант будущего - где Эквестрия полностью вымерла, и поясняет, что не знает, почему без звуковой радуги все так плохо, но вот плохо же. И Старлайт Глиммер просветляется.
И никакого ответа на вопрос о том, почему же все плохо, нет.
Игрушки с машиной времени - вообще трудная штука. В одном из предыдущих сезонов, кстати, эта штука была провернута вполне мило, но сейчас получилось очень странно. Для начала, не очень очевидно, где же во всех этих альтернативных настоящих сама Старлайт. То ли просто ее нет, то ли она там строит свой скотный двор на своей окраине мира и это ни на что не влияет. Так или иначе, ни в одной из "альтернатив" миром она не правит, и представители шестерки (ладно, пусть пятерки - Твайлайт в свое время знак тоже не получила, это показано, но ни в одной из воспоследовавших ветвей событий она себя не встречает) - так вот, героини, очевидно, во всех вариантах все же в некий момент получают свои знаки. Почему все по-разному - трудно сказать. В ветвях истории про звуковую радугу все тоже чуть-чуть по-разному, но это, по сути, является лишь доказательством эффекта бабочки, а если так, то теоретически возможен и какой-нибудь более благостный (по крайней мере с точки зрения Старлайт) вариант развития событий. Остается предположить, что шестерка просто крута и незаменима для этого мира и без них с мировым злом никто не справится - но ведь это как раз то, в чем нас разубеждали на протяжении сезона; they are just ponies и все такое. Опять же, так толком и не прозвучало объяснение того, чем именно плоха идея глобального равенства и отказа от различий. В общем, очень сумбурное завершение вышло.
Остается и еще вопрос - но он, пожалуй, скорее перспектива на будущее: хорошо, Старлайт Глиммер исправлена, обласкана и принята в братство; что с нею дальше-то делать будут? Вроде бы поселить ее на окраине Понивилля и вспоминать только в случае необходимости, примерно как Зекору, нельзя - слишком уж значима; заменить ею Дискорда, чтобы она впоследствии периодически творила глупости и раз от раза бестолково признавала свои ошибки, тоже не должны. Было бы логично заполнить ею ту нишу, которую занимает в полнометражниках Сансет Шиммер, но тогда, по идее, героинь делается семь: тоже вроде странно; остается надеяться, она не станет первым умершим в сериале персонажем. Впрочем, это станет ясно только в следующем сезоне, который пока не анонсирован; и кто там будет следующим мировым злом, тоже посмотрим.
Если вы дочитали до этого места, то я вас поздравляю. Вообще говоря, это я проникся несколькими рецензиями на сериалы в духе "нам в этом сезоне все сделали неправильно" и опрометчиво заявил, что тоже могу написать непробиваемо серьезный пост аналогичного содержания - ну, меня и убедили, что это надо сделать. Вот, пожалуйста. Надеюсь, я побил все рекорды занудства. Вообще говоря, я сначала думал написать весь этот пост без непосредственных упоминаний имен и прочих реалий, будто бы про какой-нибудь вполне взрослый и идеологичный сериал с претензией, умными словами, а в конце этак хоп! - и раскрыть карты, но кого бы я тут обманул, в самом деле. Все же и так все знают.

А больше я в этом году ничего и не посмотрел. Разве что "Зеленого слоника" где-то в самом начале года, но что там о нем напишешь-то.

А из важного вот что: у меня тут все очень плохо с работой. Настолько, что я уже почти согласен на условного ночного сторожа или там конвейерщика, если за это хоть сколько-то разумную сумму платить будут (я так смотрю - за профнавыки сейчас что-то вообще везде дают примерно фигу с маслом). Правда, кроме литредактирования, корректуры и преподавания русского и литературы я толком ничего не умею, но могу пробовать научиться, в конце концов. Вот даже про кино могу занудно написать.
Previous post Next post
Up