Оригинал взят у
gorbutovich в
Астрономические наблюдения, XVIII век. Все картины выставки «Roma Aeterna»: часть 3 В архив. Выставка из Пинакотеки Ватикана в Москве.
Часть 3: Донато Крети. «Астрономические наблюдения»
Часть 1: от иконы XII века до «Оплакивания Христа» Джованни Беллини.
Часть 2: от Эрколе де Роберти до Веронезе. Караваджо. Пуссен.
Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли (1438, Форли - 1494, Форли). Фрагмент фрески, перенесенной на кадорит / Melozzo degli Ambrosi, detto Melozzo da Forlì, (Forlì 1438 - 1494) Un angelo che suona il liuto, 1480 ca. Frammento di affresco staccato, cm 93,5 x 117 Inv. 40269.14.10-1. Musei Vaticani. Pinacoteca.
Source Все работы выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Часть 3
Государственная Третьяковская галерея, 25 ноября 2016 - 01 марта 2017. На выставке были показаны произведения за 6 столетий - с XII по XVIII века. [
Начало.
Продолжение]
Нарушая хронологию, вначале XVIII век: серия картин Донато Крети. Эта серия заканчивала выставку в отдельном зале. А потом - все оставшиеся работы, которые на мой взгляд менее интересны, кроме, может быть, пары вещей.
2.
Луна. Фрагмент. Из серии «Астрономические наблюдения». Донато Крети
Донато Крети (1671, Кремона - 1749, Болонья). «Астрономические наблюдения». Солнце. Луна. Меркурий. Венера. Марс. Юпитер. Сатурн. Комета. 1711. Холст, масло. Каждый по примерно 51 x 35 см.
Серия картин, вставленных в одну раму, изображающая ночные наблюдения всех известных на то время планет Солнечной системы, была написана, чтобы сподвигнуть папу Климента XI на строительство обсерватории.
" Поступление. Дар в 1711 Луиджи Фердинандо Марсили папе Клименту XI; до начала XX века - во дворцах Ватикана; затем в Кастель-Гандольфо; с 1932 - в Пинакотеке Ватикана. Инв. 40432 - 40439.
3.
Солнце / Donato Creti, (Cremona 1671 - Bologna 1749). Osservazioni astronomiche, 1711. Olio su tela, cm 51 x 35 ciascun pannello. Inv. 40432 - 40439. Musei Vaticani. Pinacoteca.
Source В 1711 году граф Луиджи Фердинандо Марсили заказал Донато Крети серию картин на тему «Астрономические наблюдения» и, присовокупив к ней различные документы, послал папе Клименту XI, чтобы убедить его профинансировать строительство обсерватории в Болонье.
4.
Солнце. Фрагмент. Из серии «Астрономические наблюдения». Донато Крети
До того Марсили, страстный астроном-любитель, с помощью ученого, математика и астронома, Эустакьо Манфреди уже построил обсерваторию в своем дворце. Когда ее пришлось разобрать, он основал в Болонье Институт наук, которому требовалось собственное здание с обсерваторией. Так как Болонья входила в папские владения, то лучше всего было заручиться покровительством понтифика.
5.
Луна / Donato Creti. Osservazioni astronomiche, 1711. Musei Vaticani. Pinacoteca.
Source Марсили задумал серию небольших полотен с изображениями Солнца, Луны, Меркурия,
Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и кометы, а также астрономов, наблюдающих их с помощью различных приборов из его обсерватории. В списке планет отсутствует Уран, так как его открыли только в 1781 году.
6.
Луна. Фрагмент. Из серии «Астрономические наблюдения». Донато Крети
Манфреди снабдил художника своими записями и нужной фактической информацией и решил, что сами небесные тела должен написать миниатюрист Раймондо Манцини. В письме графу Марсили от 30 августа 1711 года Манцини обсуждает возможность использования под руководством Манфреди одного из новейших телескопов, подобных тем, что были созданы Ньютоном или Грегори, для наблюдения небесных тел, чтобы изобразить их с научной точностью.
7.
Меркурий / Donato Creti. Osservazioni astronomiche, 1711. Musei Vaticani. Pinacoteca.
Source Планеты, однако, представлены на картинах в чрезмерно увеличенном масштабе - словно через линзу телескопа или другого оптического прибора.
8.
Меркурий. Фрагмент. Из серии «Астрономические наблюдения». Донато Крети
Донато Крети, модный в то время пейзажист, в качестве фона для написанных Манцини небесных тел выбрал пасторальные ночные сцены и дополнил их фигурами астрономов. Однако элегантные наблюдатели в исполнении Крети скорее ассоциируются с игривой атмосферой рококо, нежели с серьезным интересом к научному изучению планет. Их легко воспринять как визуальное воплощение пасторальных литературных вкусов болонских авторов того времени.
9.
Венера / Donato Creti. Osservazioni astronomiche, 1711. Musei Vaticani. Pinacoteca.
Source Органически связанные с пейзажем, они напоминают fête galante, «галантные празднества», Антуана Ватто, но выражают новые ценности и просвещенное отношение к естественным наукам, предвосхитившие научную революцию XVIII века.
10.
Венера. Фрагмент. Из серии «Астрономические наблюдения». Донато Крети
«Астрономические наблюдения» Донато Крети, демонстрирующие благую роль науки, достигли своей цели и убедили Климента XI профинансировать Институт наук в Болонье, после чего их оставили в папском дворце для украшения апартаментов понтифика. " [1]
11.
Марс / Donato Creti. Osservazioni astronomiche, 1711. Musei Vaticani. Pinacoteca.
Source «Образ Вселенной, наблюдаемой в телескоп, созданный художником XVIII века, становится логическим завершением рассказа о семи веках из истории Lo Stato Pontificio, Папской области, начатого средневековым образом Христа Пантократора, повелителя Вселенной.» [2]
12.
Марс. Фрагмент. Из серии «Астрономические наблюдения». Донато Крети
13.
Юпитер / Donato Creti. Osservazioni astronomiche, 1711. Musei Vaticani. Pinacoteca.
Source 14.
Юпитер. Фрагмент. Из серии «Астрономические наблюдения». Донато Крети
15.
Сатурн / Donato Creti. Osservazioni astronomiche, 1711. Musei Vaticani. Pinacoteca.
Source 16.
Сатурн. Фрагмент. Из серии «Астрономические наблюдения». Донато Крети
17.
Комета / Donato Creti. Osservazioni astronomiche, 1711. Musei Vaticani. Pinacoteca.
Source 18.
Комета. Фрагмент. Из серии «Астрономические наблюдения». Донато Крети
19.
На выставке. Донато Крети. «Астрономические наблюдения». Солнце. Луна. Меркурий. Венера. Марс. Юпитер. Сатурн. Комета. 1711. Пинакотека Ватикана. Photo by
dmrog На
сайте Музеев Ватикана в хорошем качестве - в «Избранном», т.е. в обзоре
залов Пинакотеки, есть только следующие произведения, из тех, что побывали в Москве на «Roma Aeterna»:
1) Джентиле да Фабриано (около 1370 - 1427). Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Около 1425.
2) Фра Беато Анджелико (около 1395 - 1455). Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1447-1449 (?).
3) Карло Кривелли (около 1435 - 1494). Оплакивание. 1488.
4) Джованни Беллини (около 1432 - 1516). Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474.
5) Эрколе де Роберти (около 1450 - 1496). Чудеса святого Винченцо Феррера. 1473 - мелко, без деталей.
6) Mелоццо да Форли (1438-1494). Ангел, играющий на лютне (тот что в этом посте на верхней картинке). 1480. Двух других «московских» ангелов нет.
7, 8) Пьетро Перуджино (1448-1523). Святой Плакида. Святая Юстина. 1495-1498.
9, 10) Рафаэль Санти (1483-1520). Вера и Милосердие. 1507.
11) Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе (1528-1588). Видение святой Елены. Около 1575-1580.
12) Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1571-1610). Положение во гроб. Около 1603-1604.
13) Никола Пуссен (1594-1665). Мученичество святого Эразма. 1628-1629.
14) Донато Крети (1671-1749). «Астрономические наблюдения». Солнце. Луна. Меркурий. Венера. Марс. Юпитер. Сатурн. Комета. 1711. Представлена вся серия.
Таким образом, можно предположить, что все эти работы входят в число особо ценимых произведений собрания Ватикана.
Остальные картины, побывавшие на «Roma Aeterna», на сайте Музеев в нормально просматриваемом виде отсутствуют [*] (на март 2017 года). Но превью картинок (500 пикселей по большой стороне) можно извлечь из поиска по каталогу Музеев. Все оставшиеся произведения будут в завершающем выпуске по «Roma Aeterna».
Ролик Музеев Ватикана про Пинакотеку, 2:14 мин.:
20.
Click to view
Pinacoteca. Musica "Limited Music Trade". Musei Vaticani.
Source Ролик Музеев Ватикана о Музеях, 2:50 мин.:
21.
Click to view
Benvenuti ai Musei Vaticani - Welcome to the Vatican Museums. Musei Vaticani.
Source Окончание - в следующий раз
[*] Примечание. Попался в ЖЖ пост про выставку, там часть изображений с сайта Пинакотеки, часть воспроизведений работ - из других мест интернета. В конце сказано: «Все фото картин с сайта Музеев Ватикана museivaticani». Это лукавство: далеко не все. Могу допустить, что на сайте Музеев есть какие-нибудь скрытые директории, которые мной не обнаружены, но чтобы там оказалось изображение
с копирайтом Gallerix - совсем фантастика. Зачем вводить в заблуждение с источниками? Что страшного в том, чтобы сослаться на публикацию, из которой позаимствованы картинки или их часть (уж если берешься указывать источник)? Такое часто встречается на разных ресурсах.
Источники:
[1] Каталог:
Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо / Гос. Третьяковская галерея. - М., 2016. - 240 с. : ил. ISBN 978-5-89580-152-9
и прочее.
[2] Буклет-брошюра «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». 25 ноября 2016 - 19 февраля 2017. (В буклете с описаниями экспонатов почему-то отсутствуют датировки и прочая атрибуция - даны только имя автора и название работы).
Дополнительно:
Factum Arte:
Polittico Griffoni. Digital technology applied to the re-unification of a scattered altarpieceАфиша Daily, 14 сентября 2016: интервью с куратором выставки Аркадием Ипполитовым:
«Нужно брать Караваджо»: Аркадий Ипполитов о выставке Пинакотеки ВатиканаМультимедийный видеомост Москва - Ватикан, посвященный проекту Третьяковской галереи «Roma Aeterna». МИА "Россия сегодня", 25 октября 2016. Участники в Москве: генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова; куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов; директор Благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" Мария Красникова. Участник в Ватикане: директор Музеев Ватикана Антонио Паолуччи.
Информация о выставке:
- на сайте музея: «
Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»
- на сайте спасителя
Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова Начало:
«Вечный Рим». Картины выставки «Roma Aeterna» из Ватикана в Москве. Часть 1: от иконы XII века «Христос Благословляющий» до «Оплакивания Христа» Джованни Беллини. 2017-03-01
«Вечный Рим». Картины выставки «Roma Aeterna» из Ватикана в Москве. Часть 2: : от Эрколе де Роберти до Веронезе. Караваджо. Пуссен. 2017-03-03