Оцуп Петр Адольфович. Первомайский парад на Красной площади. Вторая половина 1920-х, возможно, 1925 год. Источник МАММ / МДФ, фонд Рыбчинского и Гладкова. Место съемки г. Москва, Красная пл. «История России в фотографиях». Source. [На сайте Russiainphoto.ru стоит дата съемки: май - сентябрь 1920, но мавзолей этому противоречит]
Между тем Петр Адольфович Оцуп (1883-1963) оставил яркий фотографический след в истории России XX века. Он оказался в гуще событий, расколовших время и отечественную историю на "до и после".
По рисункам его снимков делался барельеф на ордене Ленина и изображения вождя на советских деньгах. В числе произведений Петра Оцупа немало "классических" работ, публиковавшихся по всему миру. Это портреты Ленина, первых лиц Советского государства 1920-1930-х годов: Михаила Калинина, Иосифа Сталина, Якова Свердлова, Вячеслава Молотова, Михаила Фрунзе, Климента Ворошилова, Семёна Будённого, Григория Котовского, Валериана Куйбышева, Сергея Кирова и других, зарубежных деятелей - Клары Цеткин, Анри Барбюса и др., документальные фотографии событий 1917 года, портреты представителей русской культуры.
В конце жизни Оцуп становится живой фотографической легендой.
2.
1920-е. Петр Оцуп. Военный парад на Красной площади в день 1 Мая. Атрибуция на сайте «История России в фотографиях»: Петр Оцуп. Военный парад на Красной площади в день 1 Мая. Дата съемки: май - сентябрь 1920. Источник МАММ / МДФ, фонд Рыбчинского и Гладкова. Место съtмки Москва. Source. По поводу даты - см. илл. №1.
Статья Оцупа "Как я фотографировал Ленина" вводит в обращение фразу, якобы сказанную Ильичем:
"Историческое значение фотографии очень велико. Картина художника не может так быстро и точно зафиксировать события, как фотоснимок. Делайте поменьше снимков отдельных лиц, уделяйте больше внимания массам, старайтесь зафиксировать события". Статья опубликована, если я ничего не путаю, 19 января 1941 в "Комсомольской правде". [1]
3.
1925. Оцуп П.А. Фанфаристы на параде на Красной площади. Москва. Номер единицы хранения: 452. Шифр: П-452 ч/б. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Source
В 1960-х эта "сентенция" отчасти стала толчком к изменению статуса фотографии в СССР, развитию фотоклубного движения, обновлению языка репортажной фотографии, которая за годы правления Сталина превратилась в откровенную постановку. [2]
4.
Не ранее 1919 г. Петр Оцуп. Участники парада на Красной площади в честь дня Коммунистического Интернационала Молодежи. Москва. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование. Печать 1920-х гг. Шифр: П-369 ч/б. Номер единицы хранения: 369. РГАКФД. Source, via
-------------- В девическом фотографическом альбоме 1880-х годов, принадлежавшем дворянке из Вышнего Волочка Софье Николаевне Манзей, в замужестве Волковой (1861-1942), внучке приятеля Пушкина генерал-майора Николая Логиновича Манзея (1784-1862), рекламная марка на одном из фотопортретов гласит: "А. Оцуп. СПБ. Бассейная, 2. Тел. 45-63. Пассащ. Невский, 48". Марка на обороте информирует: "Удостоен Высочайших наград и благодарностей Их Императ. Велич. Государя Императора и Государынь Императриц. На Всемирн. Выставках высшая награда". Фотопортрет выполнил Адольф Оцуп, вероятно, это отец Петра Адольфовича Оцупа [3].
5.
1925/1929. Оцуп П.А. Поэт Владимир Маяковский. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, химическое отбеливание, тонирование, ретушь: тушь. Печать конца 1920-х гг. П-457 ч/б. РГАКФД. Source, via
Занятие фотографией в еврейской среде во второй половине XIX века играло роль ремесла. Евреи пользовались возможностью расширить круг традиционных промыслов и стремительно завоевывали эту область профессиональной деятельности, несмотря на трудности: ремесло фотографа предполагало владение новыми техническими навыками, наличие художественного дарования; фотооборудование, материалы и т.п. требовали значительных финансовых вложений. Кроме того, власти нередко чинили препятствия при выдаче разрешений на открытие фотостудий. К концу XIX века во многих городах Российской империи еврейские фотографы занимали заметное место. [4]
Петр Оцуп был третьим ребенком в семье Адольфа и Хаи Оцуп. Когда Петр появился на свет, его старшие братья были уже подростками и жили в учениках, отдельно от семьи. Младший осиротел в 7 лет. Сбежал из дому и, в конце концов, поступил в ученики к фотографу Александру Андреевичу Елкину, яркому представителю профессиональной фотографии в столице, сочетавшему знание профессии и талант коммерсанта.
6.
16 октября 1918 г. Петр Оцуп. Владимир Ильич Ленин в своем кабинете в Кремле. Москва. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток. Печать 1920-х годов. Музей истории фотографии, Санкт-Петербург. via
Ателье Елкина на Вознесенском проспекте Петербурга состояло из представительной парадной части с портретами знаменитостей в качестве рекламы; хорошо оснащенных больших съемочного павильона, лаборатории и ретушерной комнаты, что было непременным условием успешной работы фотостудии в те годы. В студии состоял штат из 8-10 учеников. Одним из них, самым младшим по возрасту, в 1892 году становится Петр Оцуп.
7.
1918. Оцуп П.А. Гражданская война. Член РВСР Иосиф Виссарионович Сталин под г. Царицыном. Место съемки: Россия, Царицын г. Шифр: П-358 ч/б. Номер единицы хранения: 358. РГАКФД. Source
Старая цеховая система образования от учителя к ученику была плодотворной: ученик проходил через все стадии погружения в профессию, от черновой работы по подготовке к съемке, от ретуши и ассистирования - к концу обучения он уже самостоятельно снимал в павильоне и был в состоянии оценить как результат своей работы, так и качество подготовленных к съемкам материалов, а потом проявки и печати снимка. Но система образования от учителя к ученику была консервативной.
8.
1920. Петр Оцуп. Член РВСР Иосиф Сталин. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: процарапывание, тушь. Печать 1930-х годов. via. (Видимо, РГАКФД. В статье в Foto&Video везде значится РГАЛИ, но скорее всего это ошибка, тем более что РГАЛИ в выставке Оцупа 2007 года не участвовал)
После 7-летнего обучения в мастерской Елкина Петр Оцуп отправляется с рекомендательным письмом учителя в студию Василия Ивановича Ясвоина, где проведет еще несколько лет. Параллельно начинает работать самостоятельно. В 1900 г. он принят в штат журнала «Огонек». [5]
9.
Середина 1930-х. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Портрет. Шифр: П-490 ч/б. Номер единицы хранения: 490. РГАКФД. Source
С 1900 по 1917 год Петр Оцуп был фотокорреспондентом журналов «Нива», «Родина», «Искры», «Огонек», «Солнце России». "Я путешествовал с большими деревянными камерами... Кассеты тоже были деревянные. Каждый негатив весил около фунта, а все мое снаряжение - больше пуда" [6][7].
10.
1 мая 1917. Оцуп П.А. Демонстрация революционных солдат Петроградского гарнизона. Россия, Петроград г. Шифр: П-466 ч/б. Номер единицы хранения: 466. РГАКФД. Source
В 1904-1905 гг. Оцуп снимает на Русско-японской войне. С фронта Русско-японской войны в 1905 году Оцуп возвращается в Петербург, бурлящий революцией. В 1907 он арестован «за распространение прокламаций», после двух месяцев в одиночке Литовского замка и ссылки в Старую Руссу возвращается в журнал «Огонек». По редакционному заданию Оцуп работает вплоть до 1917 г.
11.
Июль 1917. Оцуп П.А. Июльская демонстрация в Петрограде. Петроград г. Шифр: П-445 ч/б. Номер единицы хранения: 445. РГАКФД. Source
В 1911 г. в Петербурге состоялась первая персональная экспозиция фотографий Оцупа, среди прочих там были портреты ведущих представителей российской интеллигенции того времени: Льва Толстого, Антона Чехова, Ильи Репина, Валентина Серова, Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова и других.
12.
Июль 1917. Оцуп П.А. Июльская демонстрация в Петрограде. Петроград г. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Шифр: П-445 ч/б. Номер единицы хранения: 445. РГАКФД. Source
1917 год Оцуп проводит в Петрограде. Он, как и многие другие фоторепортеры российской столицы, снимает для изданий происходящие в городе события. Наиболее характерными иллюстрациями исторических перемен в стране служат уличные беспорядки, массовые митинги и демонстрации.
13.
1917. Оцуп П.А. Демонстрация матросов в Петрограде. Петроград г. Шифр: П-353 ч/б. Номер единицы хранения: 353. РГАКФД. Source
Издания 1917 года публикуют снимки Виктора Буллы, Якова Штейнберга, Павла Жукова, Петра Оцупа и других. В дальнейшем исторические труды в качестве иллюстраций, как правило, воспроизводили снимки Буллы (без указания авторства, Виктор Булла был расстрелян в 1938 году) и Оцупа.
14.
.
1-10 сентября 1917 г. Оцуп П.А. Место съемки: Могилев г. 14-1: Верховный главнокомандующий Александр Федорович Керенский и генерал от инфантерии Михаил Васильевич Алексеев у вагона поезда в Ставке. Шифр: 5-9516 ч/б. Номер единицы хранения: 9516. Source. 14-2: Верховный главнокомандующий А.Ф.Керенский, полковник [В.Барановский] ( в центре) у поезда в группе офицеров. Шифр: 5-9515 ч/б. Номер единицы хранения: 9515. Source. РГАКФД
В истории такое распределение акцентов привело к сложению легенды об Оцупе как едва ли не единственном фотографе знаменательных событий революции в Петрограде.
15.
1921. Оцуп П.А. Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин пробует пищу в военном госпитале. Место съемки: Россия. Шифр: П-470 ч/б. Номер единицы хранения: 470. РГАКФД. Source
В июле 1917 года Петр Оцуп делает заказной портрет Михаила Ивановича Калинина, избранного городским головой Петрограда. Это стало началом знакомства и многолетнего приятельства государственного мужа и фотографа.
16.
1920. Оцуп П.А. Председатель ВЦИК Михаил Калинин (второй слева) среди крестьян-односельчан. Тверская губерния, деревня Верхняя Троица. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь. Печать 1920-х гг. Шифр: П-464 ч/б. Номер единицы хранения: 464. РГАКФД. Source, via
Их пути пересеклись не только в 1917 в революционном Петрограде, но и в 1918, когда, вероятно по ходатайству Калинина, Оцуп получает доступ в Смольный и снимает Ленина, а потом в Москве, где Оцуп становится руководителем «Фотографии ВЦИК» и первым снимает Калинина в должности председателя этого важнейшего коллективного органа управления советским государством.
17.
1922. Оцуп П.А. Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин с деревенскими детьми на родине. Россия, Тверская губ. Шифр: П-382 ч/б. Номер единицы хранения: 382. РГАКФД. Source
"Оцуп сопровождает Калинина в его ежегодных поездках на родину, в Тверскую губернию, где фотографирует одного из руководителей государства во время разговора с односельчанами, на сенокосе, в окружении детей. Его репортажные портреты Калинина и крестьян шедевры фотографического мастерства, точные по композиции, свету, настоящие многофигурные исторические картины.
18.
.
Оцуп П.А. Россия, Тверская губ. 18-1: 1920. Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин в родной деревне. Деревня Верхняя Троица. Шифр: П-463 ч/б. Номер единицы хранения: 463. Source. 18-2: 1921. Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин на покосе. Шифр: П-355 ч/б. Номер единицы хранения: 355. Source. РГАКФД
Сделанные в самом начале 1920-х гг. такие фотографии, как «Калинин и деревенские дети», «Калинин на сенокосе», опережают появление живописных полотен «на современные сюжеты» с участием узнаваемых персонажей.
19.
.
Оцуп П.А. Россия, Тверская губ. 19-1: 1922-1923. Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин со своей учительницей товарищем Ильинской. Шифр: П-469 ч/б. Номер единицы хранения: 469. Source. 19-2: 1923. Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин беседует с крестьянином. Шифр: П-354 ч/б. Номер единицы хранения: 354. Source. РГАКФД
Они, по сути, являются прообразом того вида художественного агитационного продукта, который советская власть требует с начала 1920-х гг. от живописцев столь настойчиво, возможно, имея яркие образцы нового жанра в фотографии.
20.
25 октября 1917 года. Оцуп П.А. Октябрьская революция. Красногвардейцы у броневика "Лейтенант Шмидт", захваченного у юнкеров. Имя броневику дано в честь героя революции 1905 г. в России. Петроград г. Шифр: П-479 ч/б. Номер единицы хранения: 479. Source
В конце октября 1917 Оцуп оказывается в Смольном, где находится штаб руководителей Октябрьского вооруженного восстания большевиков в Петрограде. Сохранились фотографии Оцупа, изображающие революционных рабочих и матросов в Петрограде осенью 1917 г. Стилистически они напоминают опубликованные в «Огоньке» снимки дореволюционных событий, особенно Русско-японской и Первой мировой войн.
21.
1918. Оцуп П.А. Гражданская война. Бронепоезд под г.Царицыном. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь. Печать 1930-х гг. Шифр П-389 ч/б. РГАКФД. Source, via
В той же стилистике Оцуп снимает и во время Гражданской. Чаще всего это изображения парадов, марширующих и стоящих во фронт колонн военных, техники." [5]
22.
1941 г. Оцуп Петр Адольфович. Женщины во время обучения стрельбе из винтовки. Место съемки: Москва. Российский государственный архив кинофотодокументов. Архивный номер: арх. № 3-6443. Source, via
Один из характерных приемов Оцупа в военной съемке - динамичная диагональ композиции, линия воинов, начинающаяся за пределами кадра и уходящая в перспективу в глубину так же без видимого конца.
23.
1927. Петр Оцуп. На первом съезде женщин-работниц в Кремле. Фотография Петра Оцупа репродуцирована из Антологии советской фотографии, Планета, М, 1986. via
В 1919-1935 годах объектами съемок фотографа становятся заседания различных съездов, конференций, торжественные парады и демонстрации на Красной площади, крупнейшие стройки периода индустриализации. Снимки Петра Оцупа неоднократно публиковались в газетах «Правда», «Известия», журналах «Красная звезда», "Коммунистический интернационал", "Красная нива", "Красная панорама», «Советское фото», «Огонек». Многочисленные фотоработы в течение десятилетий иллюстрировали книги, учебники истории. [7]
24.
1923. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК РКП(б) Иосиф Сталин с супругой Надеждой Аллилуевой в автомобиле «Роллс-Ройс». За рулем Павел Удалов. Москва, Кремль. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь, соус. Печать 1920-х гг. Шифр П-455 ч/б. РГАКФД. Source, via
С 1918 г. правительство советского государства работает в московском Кремле. Там же с 1918 г. работает Петр Оцуп. На протяжении 1918-1935 годов он снимает высших должностных лиц государства, Коммунистической партии, высших военачальников Красной Армии. Оцуп не был единственным фотографом, работавшим над портретами первых лиц. Но он руководил «Фотографией ВЦИК» с 1918 по 1925 г. и «Фотографией ВЦСПС» с 1922 по 1935 г.
25.
1930. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Москва г. Шифр: П-422 ч/б. Номер единицы хранения: 422. РГАКФД. Source
В 1920-1930-х гг. Кремль был не только центром советского государства, но и жилым комплексом, городом в городе, отделенном от Москвы кремлевской стеной. Поэтому неудивительно, что в наследии Оцупа есть снимки Сталина с женой в автомобиле, Сталина, идущего на съезд партии по кремлевским улочкам, внутренних караулов Кремля и другие фотографии из жизни «запретного города».
26.
1920. Буденный, Фрунзе и Ворошилов над картой. Степь - это задник, они лежат в ателье. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: процарапывание, тушь. Печать 1930-х гг. via
Однако, главной задачей Оцупа - фотографа правительства было создание парадных портретов деятелей советского государства.
27.
.
.
Оцуп П.А. 27-1: 1920. Командующий Первой Конной Армией Семен Михайлович Буденный в полный рост. Шифр: П-449 ч/б. Номер единицы хранения: 449. Source. 27-2: Август 1921. Командарм Первой Конной Армии Семён Михайлович Буденный. Шифр: П-350 ч/б. Номер единицы хранения: 350. Source. 27-3: 1935-1939. Инспектор кавалерии РККА, Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный. Портрет. Шифр: П-487 ч/б. Номер единицы хранения: 487. Source. РГАКФД
"Портреты делались в рабочих кабинетах и в ателье фотографа на фоне нейтральных задников. Во многих работах Оцупа-портретиста особое значение имеет ретушь на негативе. Фотограф применяет этот старинный прием фотоателье для создания идеализированных портретов. Нереальная гладкость и округлость щек немолодых военачальников и отсутствие морщин на лбу государственных мужей превращают их в архетипических героев народной культуры, над которыми не властно время.
28.
.
.
Оцуп П.А. 28-1: 1919. Член РВС Южной группы войск Восточного фронта Валериан Владимирович Куйбышев. Портрет. Шифр: П-478 ч/б. Номер единицы хранения: 478. Source. 28-2: 1933. Французский писатель Анри Барбюс. Портрет. Место съемки: Россия. Шифр: П-465 ч/б. Номер единицы хранения: 465. Source. 28-3: 1936. Секретарь МК и МГК ВКП(б) Никита Сергеевич Хрущев. Портрет. Москва г. Шифр: П-460 ч/б. Номер единицы хранения: 460. Source. РГАКФД
Так же иконописец в лике отказывается от временного, но должен написать опознавательные знаки святого (борода, форма носа, губ; соблюдение пропорций лица), но не зафиксировать его возраст, его минутное состояние: для иконного лика нет изобразительной категории времени. Подобно иконописцам, Оцуп придает героям своих портретов вневременные канонические черты: вечно моложавый веселый Сталин, вечно молодцеватый Ворошилов, усатый Буденный… Создание фотографического портрета превращается в акт творчества, направленный на канонизацию образа, извлечение его из времени.
29.
1922. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК РКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Место съемки: Россия. Шифр: П-383 ч/б. Номер единицы хранения: 383. РГАКФД. Source
Это особенная задача официальной портретной фотографии была выполнена Петром Оцупом в 1930-х гг. Его портреты вождей не имеют авторства в распространенном понимании этого феномена: узнаваемого почерка, стиля изображения, приемов оформления фона при печати, приемов подачи напечатанного произведения… И здесь напрашивается вновь параллель с иконописью с отсутствием подписи иконописца на сделанном его руками изображении.
30.
1935-1937. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин (слева) и 1-ый секретарь МК и МГК ВКП(б) Никита Сергеевич Хрущев на трибуне Мавзолея В.И. Ленина. Москва. Шифр: П-489 ч/б. Номер единицы хранения: 489. РГАКФД. Source
Оцуп ощущает себя причастным творчеству культа, к созданию официальной государственной иконографии. Это большая ответственность и честь, которые выше сиюминутных эмоций на лицах героев снимков, выше его личного стремления быть узнанным по стилю фотографии. Он как бы отказывается от права быть художником, воплощая задачу большего масштаба - управление изображением." [5]
31.
1935-1937. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин на трибуне Мавзолея В.И.Ленина. Москва. Номер единицы хранения: 485. Шифр: П-485 ч/б. РГАКФД. Source
Оцуп сошел со сцены официального государственного портрета после смерти Сталина, новые вожди имели новых художников.
В ноябре 2007 года к 90-летию Октябрьской революции в России в Московском музее современного искусства состоялась выставка Петр Оцуп. Пространство Революции: Россия. 1917-1941. Из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) впервые постсоветскому зрителю было показано 142 выставочные фотоотпечатка, экспонировавшиеся на прижизненных выставках Петра Оцупа в 1940, 1947 и 1956 годах. Также в составе экспозиции были фотографии из Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские", Музея истории фотографии Санкт-Петербурга.
32.
25 октября 1917. Оцуп П.А. Отряд металлистов-красногвардейцев у Смольного перед отправкой на выполнение боевого задания. Петроград. Шифр П-425 ч/б. РГАКФД. Source 1. Source 2
Из аннотации к каталогу выставки: Творчество выдающегося фотографа XX века Петра Адольфовича Оцупа - "своеобразный мост между студийными фотографами конца XIX века и мастерами репортажной и портретной съемки XX. Он был ярким представителем такого направления как пикториализм - течения, для которого характерны: графическая техника ретуши, тонкая работа со светом, маскированная печать для создания портретов. Его работы - это история России первой половины XX века, отраженная в фотографии."
33.
1923 г. Митинг на Ходынском поле при передаче знамени Парижской Коммуны московским рабочим. Москва. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь. Печать 1920-х гг. РГАКФД. Source, via
Один из кураторов выставки кандидат искусствоведения Ирина Чмырева, Московский музей современного искусства: "О самом Оцупе и в 1970-1990-х годах писали много, но чаще противопоставляли его творчество знаменитому русскому конструктивизму, фотографии Родченко. Считалось, что сюжет на снимках Оцупа застыл и архаичен, как на репортажных фотографиях дореволюционной России.
34.
1922. Оцуп П.А. Немецкий революционный деятель, руководитель Международной организации помощи борцам революции Клара Цеткин (на первом плане слева) и партизан Иван Гуляев (рядом) среди курсантов Военной школы имени ВЦИК. Москва. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, ретушь: акварель. Печать 1920-х гг. Шифр: П-432 ч/б. Номер единицы хранения: 432. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Source, via
Оцуп действительно был ярким представителем старой школы профессиональной фотографии, был мастером света и многофигурных сцен. Но только масштабное знакомство с его наследием позволяет увидеть, как этот художник создавал в своих фотографиях исторические композиции, до сих пор впечатляющие зрителя грандиозной панорамой событий 1920-1930-х годов. Многие приемы съемки Оцупа начала 1920-х опередили стиль того времени и даже спустя десятилетие не были осмыслены в полной мере."
35.
16 октября 1918 года. Петр Адольфович Оцуп. "Культовая" фотография советских времен: Ленин читает «Правду». Москва, кабинет Ленина в Кремле
В апреле 1967 года очеркист «Правды» Владимир Чачин провел расследование при чтении какого именно номера газеты фотограф Петр Оцуп запечатлел Ленина. Выяснилось, что день съемки - 16 октября 1918 года и газета от этой же даты. Дело было накануне первой годовщины Октябрьской революции, «Правда» в том выпуске писала:
36.
1918. Оцуп П.А. Демонстрация в первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Москва. Шифр: П-375 ч/б. Номер единицы хранения: 375. РГАКФД. Source
"Тамбов. 14.10. Лихорадочным темпом идут работы по устройству октябрьских праздников. В некоторых местах города поставлены трибуны. Весь рабочий дворец драпируется в красную материю. Детям будут выдаваться бесплатный чай, сахар и хлеб. Будет открыт памятник Карлу Марксу". Далее в газете сообщения о том, что бойцам Пятой армии в честь праздника будет выдано по пять штук свежих яиц, и что в Москву ожидается поступление 50 вагонов сухой моркови. [8]
37.
1919. Оцуп П.А. Гражданская война. Красноармейцы на станции Белгород. Место съемки: Россия, Курская обл./Белгород г. Шифр: П-372 ч/б. Номер единицы хранения: 372. РГАКФД. Source