Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 3

Mar 09, 2016 19:50

Оригинал взят у gorbutovich в Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 3
Карнавал в немецкоязычной традиции - фастнахт (Fastnacnt /Канун поста) или фашинг (Fasching) - празднества, происходящие в течение шести "жирных дней", предшествующих Пепельной среде /Aschermittwoch, началу Великого поста - Квадрагинте. Карнавал в Германии существенно отличался от карнавала в итальянских регионах, хотя многое у него заимствовал. Немецкий карнавал - высокоупорядоченная и достаточно замкнутая структура, гораздо более близко стоящая к церковным канонам, чем карнавал итальянский или французский.

С 1449 года в городе Нюрнберге, что в Баварии, проходили масленичные игры, карнавал - шембартлауф, привлекавший множество паломников. В 1539 году любимый городской праздник был запрещен как вредный.

Продолжение. Предыдущие эпизоды: Часть 1. Часть 2.



"Ад" 1508 года / Los Angeles, Getty Research Library, 2009.M.38. Lauf 1508. Hauptleute: Seyfried Koler, Sebastian Haller. via. По клику - целый лист

В 1475 г. с появлением "ада", "адовых повозок" /Die Höllen нюрнбергский шембартлауф вступил в новую фазу развития. Если прежде ряженые в их разнообразных масках исполняли в первую очередь роль спутников и охранников мясников, занимающихся своими танцами, то теперь они обрели театральное пространство для собственных действий. Летописцы лаконично сообщают: "...и еще был большой зеленый дракон" [27]. Среди устроителей шембартлауфа все больший вес приобретает патрициат, его жажда влияния, его деньги и фантазия сыграли немаловажную роль в нововведении. Объекты "адовых повозок" монтировались на полозьях, а позднее на колесах.

Объекты были такие:


2.


1507 год. "Бегун" - участник шембартлауфа и уменьшенное изображение "адовой повозоки" с василиском / Schembertbuch. Nuremberg, c.1540. Year of publication: ca. Mitte 16. Jh. Language German. Christies.com. via

- 1475 и 1511 - дракон;
- 1493 - четырехугольная башня с эркерами и аистом на верхушке;
- 1495 - два замка;
- 1503-1524 - слон;
- 1504 - двойная башня;
- 1506 - корабль;
- 1507 - василиск;
- 1508 - замок с людоедом;
- 1510 - фонтан с колоннами и маленькой башенкой;
- 1512 - мелочная лавка с продавцами и шутами;
- 1513 - фонтан и печка для выпекания хлеба;
- 1514 - пушка со старухой подле нее;
- 1515 - ветряная мельница с гнездом аиста на крыше и с ослом;
- 1516 - башня с четвероликим чертом;
- 1517 и 1520 - дом, окруженный деревьями ("дом умалишенных");
- 1518 - декорации "Венериной горы";
- 1521 - ловушка для птиц;
- 1523 - дом с "колесом счастья", обвитым шутами;
- 1539 - корабль на полозьях, стоящий посреди ратушной площади.

3.


1508 год. Замок с людоедом / Germanisches Nationalmuseum Nürnberg, Handschrift Merkel 271. Die weil dieses Hievorbemeltes Schempart Buch', fol. 118r. Lauf 1508. Hauptleute: Seyfried Koler, Sebastian Haller. Source. По клику - целый лист

"Адовы повозки" до известной степени можно рассматривать как театральные подмостки - на них совершались определенные игровые действия и разыгрывались небольшие сценки. Некоторые исследователи склонны называть "адовы повозки" сценой /Stage, прототипом которой послужила сцена материального театра [28].

Одним их главных признаков средневековых праздников было сочетание технических трюков, массовок и действий отдельных персонажей. Секреты функционирования сценической техники шембартлауфа утрачены. По рисункам "адовых повозок" порой невозможно даже определить, идет ли речь о куклах или о людях.

4.


1510 год. На повозке фонтан с колоннами и маленькой башенкой. Вода пока не льется. См. илл. #25 и #26 / Schoenbartbuch (Nürenberg Carnival Book). Creation XVIex. 1590/1620. Nürnberg, Germany [Place Of Origin]. Coll. 170. Ms. 351. Page 128 v. University of California, Library, Los Angeles. Source

Предшественником шембартовых повозок считаются повозки религиозных мистерий, хотя некоторые исследователи указывают на еще более древние повозки дохристианских культовых процессий [29]. Повозки средневековых триумфальных шествий, наподобие той, которую сконструировал Альбрехт Дюрер для императора Максимилиана I в 1492 г. в честь победы над турками, имели очень мало общего с шембартлауфом: у Дюрера - "художественные абстракции", в шембартлауфе - повозки, облепленные чертями и шутами.

По сей день продолжаются споры о том, почему такому зрелищному пространственному элементу шембартлауфа дали название "Hölle" /"ад". Конечно, в первую очередь приводится тот аргумент, что шембартлауф призван был служить театрализованной иллюстрацией картин ада и многообразных проявлений дьявола. Известны более ранние религиозные игры, в которых, подобно Дрезденской игре об Иоанне 1430 г., черт волок за собой печку, называвшуюся "Hölle".

Для одних исследователей «дефиниция понятия "ад" вполне очевидно обоснована поучительным христианским содержанием». Понятие "ад" должно было вызывать у средневекового зрителя "целый комплекс негативных оценок" и указывать "на порочность поступков и желаний тех, кто переступил заповеди и таким образом опустился в лоно Купидона" [30].

5.


1516 год / Los Angeles, Getty Research Library, 2009.M.38. Lauf 1516. Hauptleute: Ulrich Haller, Hieronymus Peßler, Veit Schüz (Schütz), ein Fleischhacker. via

"Адовы повозки" усиливали наглядность христианских этических идей. Для католика шембартлауф - «спектакли духовного наставничества, не случайно привлекавшие не только благочинные семьи, но и целые толпы паломников. Кульминация шембартлауфа - сожжение "адов" - <…> демонстрировало зрителю путь от жизни во грехе и проклятии к спасению» [31].

При этом содержание "адовых повозок" шембартлауфа значительно шире иллюстрации ада, шире моралите. Часть исследователей видят в них карнавальные аллегории - символы Зла, Глупости, Любви, а их "благую весть" - в проповеди возможности обновления жизни через карнавал [32].

Неоспоримо влияние на шембартлауф религиозной символики и изобразительных мотивов иллюстрированной Библии, с XII в. получившей в Германии скромное распространение, а с изобретением книгопечатания в XV в. пережившей свой расцвет.

6.


Дракон - первый "ад" шембартлауфа, 1475 год. См. его же в варианте из библиотеки Калифорнийского университета: Часть 1, илл.#12 / Nuremberg Shrovetide Carnival (1449-1539). Schembartsbuch. c. 1590-1640 (?). MS. Douce 346, fol. 207v. Bodleian Library. Image description: Hanss Frey, Benadicks Frey, 1475. Captains. Source. По клику - целый лист

Первый "ад" на нюрнбергском шембартлауфе появился в 1475 г., лишь 26 лет спустя после его учреждения, и совпал по времени с первой публикацией на немецком языке известного трактата о сущности пороков "Этимахия", Аугсбург, 1474. Второе появление "адовых повозок" 18 лет спустя совпало по времени с широким распространением в Германии ранних переводов "Божественной комедии" Данте.

Юрген Кюстер, представитель школы фольклористско-теологического "карнаваловедения", дал очень обоснованное истолкование объектов "адовых повозок" как христианских аллегорий всевозможных пороков. Краткое толкование смысла аллегорий шембартлауфа по Кюстеру:

7.


Дракон, Die Höllen или "адова повозка" 1511 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 130 v. Source. По клику - целый лист

Дракон. Символ четвертого смертного греха - зависти, клокочущего гнева, который ввергает человека во грех и увлекает в ад. В средние века также считался воплощением дьявола. Изображение дракона как символа зависти встречается уже на фреске церкви Св. Иоанна в Кюснахте, 1470. Борьба человека с дьяволом в облике дракона была предметом множества мистерий: Вассербург-на-Инне, 1476; Боцен, 1483. Для сравнения: для философов-мистиков победа над драконом символизировала познание мира и победу над собой.

8.


Nuremberg Shrovetide Carnival (1449-1539). Schembartsbuch. c. 1590-1640 (?). MS. Douce 346, fol. 243v-244r. Bodleian Library. Manuscript, paper. Page size: 310 x 185 mm. German, Nuremberg. Image description: Anno 1511: 53rd Schembart with 61 men. Captains, Hanss Tucher and Gabriel Bessler. Sledge with three-headed hydra, a woman sitting on its tail, holding a flag. Source

В Нюрнберге огнедышащий дракон крепился на полозьях и богато разукрашивался. В 1511 г. на хвосте дракона появилась фигура с флагом в руке, которую одни летописцы обозначают как мавра, другие как девушку. Религиозная традиция трактует эти фигуры как грешников, заключивших союз с дьяволом и ведомых в ад. Сожжение "ада" означало символическое преодоление этого пакта.

9.


1507 год. Василиск / GNM Nürnberg, Hs. Merkel 271, fol. 117r. Germanisches Nationalmuseum. 47. Lauf 1507. Hauptleute: Sigmund Führer (oder Sigmund Pfinzing), Berthold Strobel. Source

Василиск. Согласно трактату об этимахии - ядовитый злой червь и персонификация роскоши. Монахи считали олицетворением черта, произведшего на свет человека с порчей, пораженного непомерной завистью. В народе же василиск считался сказочным существом, полупетухом-полузмеей. В средние века была широко распространена вера в его смертельно разящий взор, не случайно на гербе Базеля изображен василиск.

10.


1507 год / Nuremberg Shrovetide Carnival (1449-1539). Schembartsbuch. c. 1590-1640 (?). German, Nuremberg. MS. Douce 346, fol. fol. 239v-240r. Bodleian Library. Image description: Anno 1507: 49th Schembart with 40 men. Captains, Sigmundt Fuerer and Berholdt Strobel. Sledge with grotesque bird: cockrel with horns and a dragon’s tail. Source

В 1507 году, когда на "адовой повозке" демонстрировали василиска произошла единственная в своем роде стычка между министрантами шембартлауфа и ремесленниками, так называемая "шембартова война", вылившаяся в красочное театрализованное действо. Шестьдесят юношей в малиновых шелковых костюмах на турецкий манер, при саблях и с пышными украшениями направились на конях к ратуше. На глазах чиновников городского совета они расселись за длинными столами и стали разыгрывать сцены оживленной торговли. Барабаны и тромбоны, лошади, сгибающиеся под тяжестью сундуков, груженных драгоценностями, золото, жемчуга, драгоценные камни в руках пеших участников подчеркивали серьезность их намерений. Члены совета наблюдали за этим действом целый час. В другом месте собрались ряженые-"дикари" для отпора. Им удалось сбросить противников, сидевших на сей раз на лошадях. Прогнав конкурентов, клика собралась в трактире, где вскоре появился бургомистр, требуя снять маски и угрожая засадить всех в башню. Этой случай демонстрирует, как высоко ценили нюрнбергские ряженые свою привилегию масок [33].

11.


1503 год. Слон / Schembart Buch. Los Angeles, Getty Research Library, 2009.M.38, Schembartbuch des 16. Jahrhunderts. 44. Lauf 1503. Hauptleute: Jörg Közler (Ketzel), Caspar Paumgärtner. via

Слон. Животное "адовой повозки" тащило на спине башню, облепленную солдатами. Этот излюбленный мотив шембартлауфа заимствован из Первой книги Маккавейской, где слон предстает как боевое животное иудеев в споре с сирийцами: на слонах были "крепкие деревянные башни, покрывавшие каждого слона, укрепленные на них помочали, и в каждой из них по тридцати двух сильных мужей, которые сражались на них... (6, 37).

12.


1503 год. Слон / Coll. 170. Ms. 351. Page 108

Раннехристианские авторы называли слона не иначе как дьяволом. Бестиарий определял слона как аллегорию грехопадения. Для зачатия слоны якобы уходили на Ближний восток, где слониха под воздействием мандрагоры производила на свет такого же воинственного слоненка. Существовала и светская традиция вождения слона на ярмарках, которая могла повлиять на шембартлауф. В 1483 г. такого слона провели через всю Южную Германию до самого Франкфурта.

Шембартова ритуалема слона, таким образом, была сконструирована на основе многих источников и характеризовала фастнахт как время агона и борьбы. Вертеп со слоном мог вызывать целый круг религиозных, мифологических, но и литературно-художественных ассоциаций.

13.


1495 год. На шембарте были два замка / Coll. 170. Ms. 351. Page 98 v Source

Башни. При том что архитектурно-зрелищная функция "ада" сохранялась, роль его как сцены с развитием шембартлауфа постоянно возрастала. Башни и замкоподобные декорации на шембартлауфе с 1493 по 1523 год вывозили шесть раз. Вне сомнения, они создавали возможность для яркого, демонстративного, постоянно меняющегося действия. После первых обычных демонстраций в 1504 г. появилась башня, на верхушке которой во время хода спорили шуты и толпились черти. В конце карнавала башню брали штурмом и сжигали.

14.


1508 год. Замок с пожирающим детей людоедом / Schembartbuch UB of California Coll. 170 Ms 351. По клику - целый лист

Замок с людоедом пожиравшим детей, появившийся спустя четыре года и повторенный в 1522 г., был более сложной пространственной декорацией. На полозьях выстроили четырехстенный замок, внутри которого стоял или сидел великан в шутовском одеянии, доставая из сумки маленькие куклы "деток или шутов", которых он собирался проглотить.

Для "адовых повозок"-башен, в отличие от масок, подбирались отдельные игровые темы на известные библейские или мифологические сюжеты: штурм замка, людоед, колесо счастья.

15.


"Ад" 1522 года / Schoenbartbuch (Nürenberg Carnival Book). Creation XVIex. 1590/1620. Nürnberg, Germany [Place Of Origin]. Coll. 170. Ms. 351. Page 150 v. University of California, Library, Los Angeles. Source. По клику - целый лист

Для сторонников светской традиции "шембартоведения" башни шембарта навеяны штурмами замков рыцарями, которые были католиками, добивавшимися своих избранниц. Для защитников церковной интерпретации в "шембартоведении" - башня прежде всего символ Вавилона, представлявшего, согласно учению св. Августина, исторический вариант "царства дьявола", а также символ греховности человека, оторвавшегося от Бога и низвергнутого в ад. Религиозная символика закрепляется за каждой деталью оформления вертепа. Гнездо аиста, согласно кодексу аллегорий, - символ безбожия, великан-людоед - воплощение первородного греха, сатаны, соблазняющего человека, пожирателя душ. Согласно другому толкованию, великаны - это первоначально весьма известные люди, как и строитель Вавилонской башни гигант Нимруд, которые затем отступили от Бога и принялись отвращать от него детей.

16.


1516 год. Та же повозка на илл. #16 и илл. #4 в Части 2 / Coll. 170. Ms. 351. Page 142 v. Source

Фигура черта из "ада" 1516 г. считается очевидной реминисценцией дантовского Сатаны, которого в иллюстрациях того времени изображали с крыльями и о трех головах. В этой "адовой повозке" восседал огромный черт, на животе и коленях которого располагалось еще три его изображения. Как и в "адовой повозке" с людоедом, этот черт также пожирал кукол. Неизвестные нам художники шембартлауфа свободно и с легким оттенком сатиры трансформировали дантовский образ.

Большое влияние оказывала на мастеров шембартлауфа деятельность Альбрехта Дюрера в тогдашнем Нюрнберге. Показательно, отмечал Юрген Кюстер, что фигуры чертей-пожирателей душ и фигуры великанов появились лишь после 1515 г., когда знаменитый художник и график дал свою интерпретацию этих библейских образов в гравюре "Пожиратель шутов" [35]. В 1510 г. Дюрер создал "Большую мистерию в гравюрах", на одном из листов которой была изображена башня, оккупированная шутами. Мастера шембартлауфа многое почерпнули из сокровищницы изобразительного искусства своей эпохи.

Католически ориентированные исследователи причисляют к символам грешников и богохульников всю армаду шутов, веселящихся или юродствующих в "адовых повозках" в своих абсолютно шутовских нарядах: колпаках с бубенцами и дву- или трехцветных костюмах (красное-желтое-зеленое) в стиле ми-парти [36].

Ми-парти (от лат. и φρ. - "разделенный пополам") - двухцветная одежда с вертикальным делением на разные цвета - двуцветной раскраской одной из частей костюма, например, брюк или сорочки. Брюки в таком половинчатом стиле встречаются уже в X веке, но наибольшее распространение ми-парти получила в мужской моде XIV-XVI вв.

17.


1523 год. Колесо Фортуны / Coll. 170. Ms. 351

В 1523 г. на шембартлауфе вновь была продемонстрирована башня, но уже без людоеда, а со стоящим на "адовой повозке" колесом, по которому вверх-вниз катались шуты. Конечно, публикой шембартлауфа оно ассоциировалось с колесом фортуны.

В средневековой литературе, в романе о Ланселоте и Граале, эпосе об Артуре, колесо Фортуны - мотив хрупкости и бренности всего значительного в мире. Полагают, что религиозное обоснование колеса в аллегориях средневековья восходило к мнению св. Августина о том, что деяния Фортуны не сочетаются с божественным промыслом, хотя об этом задумывались и до св. Августина. Восхождение глупо, т.е. безбожно и ведет к утрате права на прощение, к гибели [37].

18.


1523 год. Колесо Фортуны / Bodleian Library, MS Douce 346, fol. 255v-256r. Image description: Anno 1523: 67th Schembart with 53 men. Captains, Hanss Tucher and Martin von Plauen.Sledge with castle on top of which four fools turn a wheel, one swings a bladder. Source

Для верующего эта "адова повозка" служила иллюстрацией глупости толпы, относящейся к жизненным подъемам и падениям как к следствию избытка или недостатка везения. Колесо могло прочитываться как атрибут дьявола, но и как сатира на избыточное религиозное морализаторство. То, как читался смысл этого "ада" - более широко, эпически-сатирически или более узко, согласно вероучению, было уже делом зрительского воспитания и его карнавальной "установки".

19.


1523 год. Колесо Фортуны / Das Nürnbergische Schönbartbuch. II. Handschrift, f. 202. Heinrich Heine Universität Düsseldorf. Source

"Колесо - один из основных образов карнавала", которое Бахтин называл зрительным воплощением "веселой карнавальной относительности", а Реутин, вослед Бахтину, - "эмблемой пародии" [38]. Элемент пародии обнаруживается и в нюрнбергском колесе. Если на гравюрах молодого Дюрера, не отступавшего, как и Себастьян Брант в своем "Корабле дураков", от августиновской морально-назидательной модели, колесо с размещенными в нем шутами и ослами вращала простирающаяся с небес рука с помощью некоего привода, то колесо шембартова "ада" вращал черт.

Впрочем, тему данного нюрнбергского "ада" не стоит считать "ни новой, ни оригинальной", так как она была хорошо известна со времени первых представлений мистерий. Во Франции, в Аррасе, еще в 1270 г. демонстрировали "колесо счастья", опутанное городскими шутами, перевернутыми вниз головой [39].

20.


Повозка 1513 года / GNM Nürnberg, Hs. Merkel 271, fol. 123r. Lauf 1513. Source. По клику - целый лист

Многие из "адовых повозок" (1512, 1513, 1517, 1520, 1539 гг.) были заняты сплошь шутами и служили изображению шутовского мира. Этой теме в Германии посвящено огромное количество литературы, множество серьезных и веселых иллюстрированных исследований [40].

Образ карнавального шута чрезвычайно богат и противоречив. Для церкви шут уже с XIII в. являлся символом безбожника и еретика, обреченного вследствие этого на губительный нарциссизм. Священников вполне устраивало изображение шутов как жертв духов ада. Приравнивая глупость /Narrheit к первородному греху, церковь и шута /Narr рассматривала как символ бренности земного существования, фигуру, чрезвычайно близкую Смерти [41]. Для католических проповедников шут являлся "духовной субстанцией глупости" (Томас Мурнер).

Напротив, гуманистические писатели, подобно Себастьяну Бранту, наделяли шута сверхъестественной мудростью ("шут-мудрец") [42].

21.


1513 год / Nuremberg Shrovetide Carnival (1449-1539). Schembartsbuch. c. 1590-1640 (?). MS. Douce 346, fol. 245v-246r. Bodleian Library. Manuscript, paper. Page size: 310 x 185 mm. German, Nuremberg. Image description: Anno 1513: 55th Schembart with 39 men. Captain, Hieronimus Pessler.Fountain and oven, bordered by bushes, on a sledge. Clowns are taking water out and baking figure of Schembart man. Source

Сложную композицию имела целая группа поздних "адовых повозок", объединенных темой лечения и исцеления шутов, продолжая иллюстрацию "перевернутого мира".

22.


Повозка 1513 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 134 v. Source. По клику - целый лист

"Адова повозка" 1513 г. на тему "извлечение шутов" впервые в истории шембартлауфа иллюстрировала мысль об исцелении от жизни в глупости и от проклятия. В этой "адовой повозке" шуты размещались вокруг фонтана и печки, - вернейшего, согласно религиозным трактатам, средства излечения от глупости /Narrheit. Гравюра Томаса Мурнера этого же времени изображала процедуру мытья трясущегося шута грубым веником. Изгнание глупости из тела пациента практикующим врачом - тема бесчисленных фастнахтшпилей. Извлечение шутов из тела пациента - высший момент подобного изгнания, двойная аллегория.

23.


"Адова повозка" 1513 года / Lauf 1513. Schembartlauf Getty Research Library 64. По клику - целый лист

Впрочем, замечает Юрген Кюстер, на рисунках этой "адовой повозки" в летописях нигде не видно улетающих от шутов паразитов или других свидетельств исцеления [48]. Стоит задуматься над тем, что скрывается за этим умышленным просчетом мастеров шембартлауфа, напомнив и другие аллегорические толкования печки. В светской традиции печь является аллегорией женской волшебной силы, женского лона, рождения. Средневековые алхимики считали печь телом человеческой души, в которой происходит процесс Великого Деяния, преодоления человеком греховного состояния [49].

24.


1520 год. "Дом умалишенных" / Coll. 170. Ms. 351. Page 146 v. Source. По клику - целый лист

В шутовском доме, стоявшем на полозьях "адовой повозки" 1520 г., находились, по свидетельству летописца, танцующий черт, шуты, женщины. Согласно другому свидетельству, черт, турок-нехристь, шут и голая женщина.

25.


1510 год. Фонтан с колоннами и маленькой башенкой. См. другой вариант изображения - илл. #4 / GNM Nürnberg, Hs. Merkel 271, fol. 120r. Source

Другим излюбленным мотивом средневековых карнавалов была игра в омоложение в бане, источнике или водяной мельнице. Человека, который пытается застраховаться от течения времени, от божественного порядка, от старости и смерти, церковь нарекала глупцом /Narr.

26.


1510 год. Фонтан с колоннами и маленькой башенкой / Los Angeles, Getty Research Library, 2009.M.38, Schembartbuch des 16. Jahrhunderts. Language German. Getty.edu. 50. Lauf 1510. Hauptleute: Berthold (oder Barthel) Haller, Christoph Tetzel. via

"Адова повозка" 1510 г. являла взорам публики фонтан, из средней колонны которого била "омолаживающая" вода.

Источник, фонтан в христианстве воплощал спасение и очищение. В светской же традиции он, подобно печке, олицетворял женский принцип, женское лоно. Вода наделялась магической исцеляющей силой, поскольку считалось, что лоно непосредственно соединялось с преисподней [50].

Этот объект также сжигался в конце карнавала. Описаний игровых действий шутов не сохранилось, хотя по рисунку видно, что они и тут были предусмотрены, так как в цоколе имелась решетчатая дверь, которая вела внутрь фонтана.

27.


1515 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 138 v. Source

Мельница "ада" 1515 г. рисуется в разных хрониках с разночтениями. В Гамбургской летописи изображена мельница, на крыше которой видно гнездо аиста, перед мельницей стоит навьюченный осел. Другие летописи добавляют сюда еще и шута, погоняющего осла. В Кильской летописи изображены два аиста в гнезде, один из которых держит в клюве лягушку, в летописи Германского национального музея в Нюрнберге - три аиста, клюющих змею.

28.


Bodleian Library, MS Douce 346, fol. 247v-248r. Anno 1515: 57th Schembart with 33 men. Captain, Captains, Hanss Tucher and Benadicks Rumel. Carnival man carrying a display of sausages and cured fish on his chest.Sledge with windmill on post surmounted by stork’s nest in which stands stork with frog in its beak; below, donkey led by fool. Source

Кроме того, расхождение толкований этих символов христианской и светской традициями, как всегда, значительно:

Мельница
Символ мирового непокоя, вероломства; Символ ветра и воздуха, а также урожая и плодородия.

Аист
Символ безбожника, но также символ целомудрия, чистоты, набожности, бдительности.

29.


1493 год. Четырехугольная башня с эркерами и аистом на верхушке / Coll. 170. Ms. 351. Page 96 v. Source

Аист - уничтожитель рептилий, поэтому считается солнечной птицей, ассоциирующейся с водами творения. Также символ прихода весны и новой жизни [51].

Немецкие исследователи убедительно говорят о необходимости опоры на ключевые аллегорические произведения средневековья. Они исходят из того, что при изготовлении "адов" мастера шембартлауфа руководствовались "сигнальными ценностями", "сигнальными функциями определенных знаков" [52]. Но не стоит забывать и о многозначности символа. Картина иных параллельных значений очень часто разрушает построения церковного негативного знакового смысла, связанного с порицанием того или иного порока.

Будет заключительная часть.

Основной источник для текста: Колязин Владимир Федорович. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья / В.Ф. Колязин; Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. - М.: Наука, 2002. - 208 с: ил. Текст не цитируется, изменен, обработан.

Примечания:
[Spoiler (click to open)]
[27] Sumberg S.L. The Nuremberg Schembart Carnival. N.Y., 1941. S. 868.
[28] Weissbach W. Trionfi. В., 1919. S. 15. Oтто Хёфлер считал предшественником "адов" культовые повозки празднеств древних германцев (Höfler О. Kultische Geheimbünde der Germanen. Frankfurt a. M., 1934. Bd. 1). Сегодня это мнение считается фантастическим домыслом.
[29] См.: Küster J. "Spectaculum vitiorum"... S. 74.
[30] Ibid. S. 75.
[31] Sumberg S.L. The Nuremberg Schembart Carnival. S.136, 139.
[32] См.: Küster J. "Spectaculum vitiorum"... S. 167-168.
[33] Ibid. S. 80.
[34] Ibid. S. 87.
[35] Ibid. S. 88.
[36] Ми-парти (от лат. и φρ. - "разделенный пополам") - двухцветная одежда с вертикальным делением на разные цвета (двуцветной раскраской) одной из частей костюма, например, брюк или сорочки. Ми-парти встречается уже в X веке (брюки), но наибольшее распространение получила в мужской моде XIV-XVI вв.
[37] См.: Küster J. "Spectaculum vitiorum"... S. 90.
[38] Реутин М.Ю. Народная культура Германии. С. 108.
[39] Жак Хеерс, впрочем, не считает тему данного нюрнбергского "ада" "ни новой, ни оригинальной'*, ссылаясь на то, что она была хорошо известна со времени первых представлений мистерий, а во Франции, в Аррасе, еще в 1270 г. демонстрировали "колесо счастья", опутанное городскими шутами, перевернутыми вниз головой. См.: Heers J. Op. cit. S. 283.
[40] Как пример фундаментального исследования приведем 600-страничную монографию фрайбургского профессора Вернера Мецгера "Шутовская идея и карнавальный ритуал" {Mezger W. Narrenidee und Fastnachtsbrauch. Studien zum Fortleben des Mittelalters in der europäischen Festkultur. Universitätsverlag Konstanz, 1991), где шутовская идея рассматривается во множестве аспектов, в том числе как антимодель святого учения. Назовем и ряд других иссследований: Narrenfreiheit: Beiträge zur Fastnachtsforschung. Tübingen, 1980; Petzold L. Narrenfeste: Fastnacht, Fasching, Karneval in der Bürgerkultur der früheren Neuzeit. München, 1983; Johannesmeier R. Spielmann, Schalk und Scharlatan. Die Welt als Karneval. Volkskultur im späten Mittelalter. Hamburg, 1984.
[41] Не случайно в Большой базельской пляске Смерти [*], наложившей свой отпечаток не только на базельский карнавал, Смерть появляется не в обычном виде танцующего скелета, а в шутовском костюме. [*] XV век, оригинал на кладбищенской стене Монастыря доминиканцев, уничтожен в 1805 г.; сохранились лишь копии.
[42] Возводя шута, по выражению Реутина, "в степень нравственного императива, в ранг мелкобуржуазного бога": Реутин М.Ю. Народная культура Германии... С. 107-108.
[43] Küster J. "Spectaculum vitiorum"... S. 92.
[44] Cooper F.С. Illustriertes Lexikon der traditionellen Symbole. Wiesbaden, 1986. S. 178.
[45] Ibid. S. 172.
[46] KüsterJ."Spectaculumvitiorum'*...S.94.
[47] Mezger W. Bemerkungen zum mittelalterlichen Narrentum // Narrenfrheit: Beiträge zur
Fastnachtsforschung. S. 53-54.
[48] KüsterJ. "Spectaculum vitiorum"... S. 98-99.
[49] В светской традиции печь является аллегорией женской волшебной силы, женского лона, рождения. Средневековые алхимики считали печь телом человеческой души, в которой происходит процесс Великого Деяния, преодоления человеком греховного состояния. См. об этом: Cooper F.С. Illustriertes Lexicon.... S. 131.
[50] Источник, фонтан в христианстве воплощал спасение и очищение. В светской же традиции он, подобно печке, олицетворял женский принцип, женское лоно. Вода наделялась магической исцеляющей силой, поскольку считалось, что лоно непосредственно соединялось с преисподней. См.: Cooper F.С. Op. cit. S. 29.
[51] См.: Küster J. "Spektakulum vitiorum"... S. 103, а также: Cooper F.C. Op. cit. S. 215, 187.
[52] Küster J. "Spektakulum vitiorum"... S. 71-72. 53 Ibid. S. 105.


Ранее:
Авангард в средневековом Нюрнберге. Карнавал. Часть 1
Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 2

15 век, театр, Нюрнберг, 16 век

Previous post Next post
Up