Советское и древнегреческое: ВДНХ, космическое яйцо, Дельфы
Одна из самых знаменитых легенд ВДНХ связана с памятником Сталину. Он находился примерно там, где сейчас космическая ракета, а на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке возвышался у павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», позже преобразовавшимся в «Космос».
Фотограф Маргарет Бурк-Уайт, США. 1941 год, май или июнь (?). Датировка LIFE августом, скорее всего, ошибка. Об этом и о Бурк-Уайт - в другой раз / Visitors fr. all corners of the vast Sovier Union passing the concrete statue of Communist Ldr. Josef Stalin in front of hangar covering tractors & all kinds of heavy farming equipment on display at Agricultural Exhibition. Location: Moscow, Russia. Date taken: August 1941. Photographer: Margaret Bourke-White. Source
Событие, достойное древнегреческих мистерий, произошло в Москве в 1939 году, а участниками были советские граждане-коммунисты. Известно все со слов первого главного конструктора выставки Сергея Алексеева.
2.
Памятник Сталину на ВСХВ. 1939. "Одно за другим осуществляются грандиозные сооружения сталинских пятилеток - Московский метрополитен, Волга-канал, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, свидетельствуя о неисчерпаемой, созидательной мощи социалистической родины и творческой силе нашего искусства." Статья «Смотр наших побед». Source
Гигантская скульптура Сталина была создана из железобетона и имела высоту 25 метров: 15 м скульптура и около 10 м постамент. Монумент был поставлен на приподнятой площадке с цветниками и каменными скамьями и подчинял себе обширную площадь с расположенными по периметру четырьмя павильонами и стендами с машинами. Строили монумент снизу вверх. Вот как описывает произошедшее Владимир Паперный в книге "Культура Два":
На ВСХВ "Перед главным павильоном было решено поставить скульптуры Ленина и Сталина, сверху, на башне Главного павильона - скульптуру «Тракторист и колхозница», а перед новым павильоном Механизации - 25-метровую железобетонную статую Сталина.
3.
Памятник Сталину на ВСХВ
Любопытно, что, когда эта статуя была почти полностью смонтирована, руководители строительства (а почти все они были из НКВД) потребовали, чтобы главный конструктор выставки, С. Алексеев залез внутрь пустотелой статуи и убедился, что вредители не положили туда бомбу. Это тоже очень характерное опасение, прямо указывающее на мифологический характер мышления культуры: вредителям достаточно разрушить изображение вождя, чтобы причинить вред ему самому.
4.
Фотограф Маргарет Бурк-Уайт, США. 1941 год, май или июнь (?). LIFE / Huge concrete statue of Stalin wearing a belted Army greatcoat standing on the grounds of the Agricultural Exhibition. Location: Moscow, Russia. Date taken: August 1941. Photographer: Margaret Bourke-White. Source
Наверху, на спине Сталина, оставалось небольшое отверстие. Решено было опускать Алексеева через него. Но тут Алексееву пришла в голову мысль: захватить с собой небольшую модель статуи и установить ее внутри большой.
5.
Почтовая марка СССР, 1940. Памятник Сталину на ВСХВ у Павильона механизации. Каталог почтовых марок СССР ЦФА #767, MICHEL-Briefmarken-Katalog #779.
Представители НКВД поддержали его. Алексеева обвязали веревками, дали ему в руки фонарь и модель и опустили вниз. Бомбы там не оказалось. Алексеев установил модель, его вытащили, а отверстие зацементировали. Обе статуи простояли друг в друге до 1954 г. [на самом деле скульптура была демонтирована в 1951 году - примечание gorbutovich]
6.
"В самом центре высится гигантская стальная арка, ослепительно горящая в солнечных лучах. Это - павильон «Механизация», символ могучей машинной силы, созданной нами, любовно освоенной, послушно отдающей всю свою мощь новым людям, строителям свободного бесклассового социалистического общества." Статья «Смотр наших побед». Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка, павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», перед котороым стоял железобетоный Сталин. Фотограф Маргарет Бурк-Уайт, США. 1941 год, май или июнь (?). LIFE / Huge hangar covering tractors & all kinds of heavy farming equipment on display in at Agricultural Exhibition where people arrive to visit it fr. all corners of the vast Soviet Union. Location: Moscow, Russia. Date taken: August 1941. Photographer: Margaret Bourke-White. Source
Это тоже чисто мифологическое событие. Модель статуи после изготовления самой статуи была не нужна. Но разрушить эту модель никто не мог решиться, поскольку с точки зрения культуры это могло причинить ущерб большой статуе и дальше - вождю. Поэтому и хранить ее где бы то ни было казалось слишком рискованным - это было как то самое яйцо, в котором заключена смерть Кощея Бессмертного. Наиболее безопасным сочли хранить смерть Кощея внутри самого Кощея. «Кощей Бессмертный, - как уверяет Олжас Сулейменов, - олицетворение злой непрекращающейся неистребимой агрессии степи в эпоху Ига... И в слове "кощун" - богохульник тоже раздается знакомый отголосок речи и поступки нехристя - кощунство» (Сулейменов О. Аз и Я. Книга благонамеренного читателя Алма-Ата. «Жазушы», 1975, с. 155)".
Владимир Паперный. Культура Два. [1]
7.
1939. "Около десяти лет тому назад мудрый кормчий страны социализма - товарищ Сталин писал: «Разве не ясно, что наше молодое крупное социалистическое земледелие (колхозное и совхозное) имеет великую будущность, что оно будет проявлять чудеса роста?»." Статья «Смотр наших побед». Source
По мнению профессора Сергея Аркадьевича Иванова, в душе советского инженера и коммуниста Алексеева действовали какие-то невероятные глубинные мифологические мотивы, вызвавшие решение поместить маленького товарища Сталина внутрь большого товарища Сталина.
Сергей Иванов считает, что это миф о мировом яйце, что вечно порождает из себя мир, о котором сам конструктор Алексеев, разумеется, не слышал-не знал. Человек не понимает механизма, но действует в соответствии.
Мировое или космическое яйцо известно во многих мифопоэтических традициях. Из космического яйца возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, герой-демиург, иногда - род людской. Пример такого мифа - древнегреческий омфал - камень, про который было известно, что он одновременно является и всей вселенной и зарождением всей вселенной внутри самой себя. Такая мифологическая диалектика - символ вечности.
Сталин, который вечно порождает из себя нового Сталина - это идея вечности товарища Сталина. Естественно, конструктор Алексеев, подобными категориями не оперировал, а просто чувствовал, что надо маленького Сталина поставить в большого Сталина.
9.
Сталин за некоторое время до демонтажа. Кадр из телепередачи про ВДНХ на телеканале «365 дней». Съемка сделана в феврале-марте 1951 года. Источник: bcxb.livejournal.com/37943.html
С другой стороны, эти культурологи напридумывают всякого, а вот что бы они сами делали на месте товарища Алексеева, у которого в 1939 году оставалась модель Великого Сталина в половину человеческого роста? Задумаешься тут о мировом яйце. Инстинкт самосохранения губже любой мифологии запрятан.
10.
Мраморный омфал, украшенный рельефным покрытием в виде сети. Произведение эллинистической эпохи. Археологический музей, Дельфы / Oμφαλός. Delphi Archaeological Museum, Delphi. Photo by Tatiana Gorbutovich
Если про омфал говорить без сложной мифологической диалектики, то истории и мифы про него всем известны - кто ж из нас не знает как оно всё происходило в Древней Греции, а особенно у греческих богов. Омфал или омфалос /ὀμφαλός означает пуп, один из древнейших культовых объектов Эгеиды. Он считался центром, пупом земли и упал с неба. Самый знаменитый омфал хранился в Дельфах в целле храма Аполлона. Посвященный Аполлону камень имел вид монолитной глыбы.
Середину плоского земного круга Зевс установил экспериментально: однажды он послал с востока и запада напротив друг другу двух орлов или голубок. Они встретились как раз над этим местом. Из точки встречи птиц Зевс кинул на землю камень, который приземлился в Дельфах. Золотые изображения этих орлов были укреплены на штыре, вбитом в дельфийский омфал.
11.
Дельфы /Δελφοί, святилище Апполона: 37 - Храм Апполона. 51 - колонна с танцовщицами. Фрагмент реконструкции из книги "Дельфы", автор Дора Консола. Издание: Афины, Olympic color. Source
Около этого камня Аполлон когда-то стрелой своего серебряного лука убил дракона Пифона, сына Земли-Геи. В земле осталась расселина, из которой шли дурманящие пары, делавшие человека, подышавшего ими как будто безумным. "Он обуян богом", говорили греки, то есть его устами говорит бог. По другой версии омфал считался надгробием Диониса - второго бога, связанного со святилищем в Дельфах.
Раз в месяц на треножник над этой расселиной садилась старая прорицательница: в память о драконе Пифоне она называлась "пифия". Она отвечала на задаваемые вопросы несвязными криками, а а жрецы перекладывали ее слова благозвучными стихами и передавали спрашивающим. Давать двусмысленные ответы жрецы умели. Если у спрашивающих дело не удавалось, то либо боги остались недовольны жертвами, или люди оказались недостаточно надежными, или не так поняли. Оракул тут ни при чем.
Кроме омфала в Дельфах, у греков был другой центр, пуп земли, рассматриваемый как вход в лоно, в чрево - в городе Энна в центре Сицилии, где находился храм Деметры в память о том, что в этом месте Аид похитил Персефону. Греки также представляли, что существует и пуп моря.
В Дельфийском святилище было много копий священного омфала. Один из вариантов подобной копии выставлен в Дельфийском археологическом заповеднике рядом с Сокровищницей афинян.
Небольшой омфал обнаружили близ Эфеса. Там относительно недавно был открыт хорошо сохранившийся оракул прославленного Храма Аполлона в Кларосе. Оракул представлял собой подземелье с двумя помещениями для прорицаний, где и был найден мраморный омфал высотой 0,68 м. Античные авторы описывают Дельфийский оракул аналогично сведениям, полученным археологами.
13.
Три части (?) "Колонны танцовщиц", 330-320 г.г. до н.э. Археологический музей, Дельфы / Dancers of Delphi. Delphi Archaeological Museum, Delphi. Photo by Tatiana Gorbutovich
Дельфийское прорицалище, видимо, находилось в подземелье, глубоко под поверхностью целлы, а внутри разделялось тонкой стенкой или занавесом на две части. В одной из частей (пещере /antron) и должны были быть "зияние", из которого поднимались испарения; пророческий треножник, на который садилась пифия и омфал. В пещеру со святынями позволялось входить только пифии, тогда как жрецы и вопрошающие бога (феопропы) оставались в другом помещении снаружи. Омфал, возможно, покрывался плетеной сетью из шерсти, а на вершине находились изваяния двух золотых орлов.
14.
1939. Москва, ВСХВ. Павильон Главмясо. В павильоне продажа колбасных изделий вареных, фаршированных, полукопченых и копченых сортов, свинокопченностей, мясных консервов и пищевых концентратов. НА КРЫШЕ ПАВИЛЬОНА ЗАКУСОЧНАЯ, где посетители могут получить горячие московские котлеты, горячие сосиски, горячий бульон и разнообразные бутерброды из колбасных изделий. Source
Тот омфал, что сейчас выставлен в Дельфийском музее - это произведение эллинистического времени. Считается, что он связан с колонной танцовщиц. И тут мы опять можем сделать петлю в сторону Иосифа Сталина и искусства его эпохи, потому как уж очень похожи красавицы IV века до н.э. в растительном обрамлении на сталинский декор ВСХВ.
15.
Реконструкция "Колонны танцовщиц", 330-320 г.г. до н.э. Информационный стенд, фрагмент. Археологический музей, Дельфы / Dancers of Delphi. Delphi Archaeological Museum, Delphi. Photo by Tatiana Gorbutovich
Так называемая Колонна танцовщиц (330-320 г.г. до н.э.) - посвятительный дар афинян. Первоначальная высота колонны 13 м. Это мраморная колонна в виде растения, окруженного густыми листьями аканта.
16.
"Колонна танцовщиц", 330-320 г.г. до н.э. Археологический музей, Дельфы / Dancers of Delphi. Delphi Archaeological Museum, Delphi. Photo by Tatiana Gorbutovich
Вершину колонны украшают три статуи изящных девушек, в которых ранее усматривали танцовщиц, а в настоящее время - дочерей легендарного царя Афин Кекропа. Головы девушек поддерживали большой котел на треножнике. Сверху треножник закрывал большой камень конический формы, покрытый рельефной сетью - омфал. Раньше этот омфал не считался частью Колонны танцовщиц и находился у входа в музей.
17.
Дельфы. Одна из реконструкций / Place du temple et de l'autel au 'e siècle av. J.-C., Delphes. Restitution par D. Laroche. Source
Как известно, "в Греции всё есть", но и во всем есть немного Греции, почти во всем.
Странный получился замес: Сталин, ВСХВ, мировое яйцо, омфал, танцовщицы, Дельфы… Как тут ни вспомнить записи Гаспарова:
" Актуализация второстепенных значений слова, по Тынянову, - это все равно что читать книгу, при каждом слове вспоминая весь набор его значений из толкового словаря. Приблизительно так работают искатели подтекстов. А еще более современные вместо толкового словаря смотрят в "Мифы народов мира". " [2]
И да, если бы манипуляции с большим и маленьким Сталиным были настоящими греческими мистериями, то конструктор, наверное, остался бы замурованным внутри.
Источники:
[1] Владимир Паперный. Культура Два. «Новое литературное обозрение», Москва, 1996. С. 205-206 [2] Гаспаров Михаил Леонович. Записи и выписки, 3-е изд. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 10 [Spoiler (click to open)] Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: 1996 Гаспаров М.Л. Путешествие по культурной карте Древней Греции. - М.: Фортуна ЭЛ, 2004 Мифы народов мира. Т.2. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998 Мифологический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990 Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1998 Иоанну Константантину. Дельфы. - Афины: Hannibal. Год не указан, куплено в Дельфах в 2014 Дора Консола. Дельфы. - Афины: Olympic color. Год не указан, куплено в Дельфах в 2014 Информационные стенды в Дельфах Лекции Сергея Аркадьевича Иванова