История вещей Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIII века. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле не всегда благотворно влияло на остроту зрения средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг. Правда, сколько их было тех грамотных.
Евангелист Марк в очках образца около 1500 года / Mark the Evangelist. The British Library. Yates Thompson 5, f. 12. Book of Hours, Use of Rome ('The Tilliot Hours'). Origin: France, Central (Tours). Date c. 1500. Language Latin. Script Gothic cursive. Artists Jean Poyer (Poyet). Source
В Средние века в Западной Европе большая часть населения, в том числе политической и экономической элиты, не умела писать и читать даже на родном языке, не говоря уже об основном языке культуры - латыни. Исключение составлял клир, но он тоже был неровно образован. Однако, в среде немногих грамотных подспорье для глаз - вещь необыкновенно важная.
Кто изобрел очки? Этот вопрос - один из самых дискуссионных в истории науки. Претендентами на авторство слыли изобретатели из Италии, Бельгии, Германии, Англии и Китая. Версия об итальянском происхождении очков намного предпочтительнее, но не потому, что на этот счет имеются простые и ясные доказательства.
2.
Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска 1352 года. Высота 150 см. Кардинал Гуго де Сент-Шер из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо. via
Художника болонской школы монаха-доминиканца Томмазо да Модена /Tommaso da Modena (1325/26-1379) пригласили в Тревизо, что в регионе Венето, Италия. Здесь в 1352 году он расписал стены зала капитула в местном монастыре Сан Никколо портретами знаменитых представителей ордена доминиканцев, наиболее известных святых, ученых. На фресках друг подле друга изображены сорок монахов, сидящих каждый в своей келье за стойкой для письма. Одни, задумавшись, читают, другие пишут или подготавливают перо для письма, некоторые листают книги.
3.
1352 год. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фрагмент фрески - портрета Гуго де Сент-Шера. Монастырь Сан Никколо в Тревизо, Италия. via
На одной из фресок изображен Гуго де Сент-Шер /Hugh of Saint-Cher /Ugo di Santo Caro (около 1200-1263) - французский кардинал и богослов. Гуго из Сент-Шера сосредоточенно пишет или изучает некие рукописи, явно с помощью очков. Данная фреска считается первым изображением очков. Очевидно, очки были изобретены незадолго до ее появления. Об этом свидетельствуют литературные источники, относящиеся к началу XIV в. Хотя они и немногочисленны, но все указывают на то, что очки появились недавно.
4.
Моисей. Около 1441-1449 / Bibel/Bible, Hagenau. ca. 1441-1449. Universitätsbibliothek Heidelberg, Cod. Pal. germ. 19, fol. 141v. Source
История изобретения очков в средневековой Италии странным образом связана с определенными интригами, и историки науки столкнулись с большими трудностями при их распутывании.
Суть вопроса была запутана учеными XVII в. Вопрос об авторстве изобретения в XVII веке поднял Карло Роберто Дати из Флоренции (1619-1676) в работе “Очки, являются ли они изобретением древности или нет?”.
5.
Археологическая находка, Флоренция / The only rivet spectacles ever found in Italy (Florence), the definite country of origin of eyeglasses for the world; medium brown thin bone, by permission from the Superintendancy for Archeologica of Tuscany. via
Цитата из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения":
" Изобретение очков он [Карло Роберто Дати] приписывает некому Алессандро Спина, монаху и ученому из Пизы, умершему в 1313 г. Дати допускает, что, возможно, кто-то еще мог первым изобрести очки, но заявлял, что он “не желал бы приписывать это изобретение другим”. Тем не менее Спина, по мнению Дати, обладал таким блестящим умом, что мог воссоздать “все, что бы ни увидел, или то, о чем бы ни услышал”, поэтому вполне возможно, что он самостоятельно изобрел очки независимо от других изобретателей.
6.
Современная реконструкция. Очки, носимые Шоном Коннери в фильме «Имя Розы» / Reproduction rivet spectacles worn by world-renowned actor Sean Connery in the movie “The Name of The Rose”, Cinecitta, Rome Studios, Pallone Collection. via
Казалось бы, на этом дело должно было закончиться - мир поверил, что Спина надел очки на свой нос. Так бы оно и было, если бы не тщательное изучение корреспонденции Дати, а также источников, опубликованных в 1956 г. Эдвардом Розеном, историком науки, сотрудником городского колледжа в Нью-Йорке. Розен обнаружил, что информация была предоставлена Дати его коллегой - Франческо Реди, главным врачом великого герцога Тосканы. В сохранившемся письме Реди поведал Дати историю изобретения Спина, приведя в его пользу цитату из “Хроники Доминиканского монастыря святой Катерины в Пизе”. В цитате, по версии Реди, говорится: “Что бы он [Спина] ни увидел или о чем бы ни услышал, он действительно знал, как это сделать”. Вернувшись к оригиналу “Хроники", Розен обнаружил, что Реди исказил текст. На самом деле он звучал так: “Что бы ни было сделано, когда он видел это собственными глазами, он действительно знал, как это сделать”. Дати вслед за Реди исказил смысл оригинала.
7.
Майоликовая плита с изображением очков. 1510, Венеция. Очки и книга - символ интеллектуала и ученого / Glazed (Majolica) tile showing rivet spectacles, School of Marche, Church of S.Sebastian, originally on the floor of the S. Annunziata Chapel, 1510, Venice, Italy “The glasses and the closed book are considered symbols of the everyday life of a scholarly person”. via
Из всего этого следует, что ученые XVII в. сговорились и поверили Спина, замолчав безымянного изобретателя очков. Розен мог найти объяснение этой странной интриги. Ученые, о которых идет речь, были соратниками или поклонниками великого Галилео Галилея (1564-1642), репутация которого частично зависела от признания его как изобретателя телескопа. Однако в это время ходили слухи, что Галилей прежде видел телескоп, созданный фламандским оптиком Жоанном Липпсрти. Сам же Галилей утверждал, что он только слышал о телескопе и разработал его путем глубокого изучения теории преломления лучей.
8.
Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via
Друзья Галилея ревностно защищали его. В 1678 г. Реди опубликовал “Письмо об изобретении очков”, в котором говорилось: “Если брат Алессандро Спина не был первым изобретателем очков, то, по крайней мере, именно он без чьей-либо помощи вновь изобрел метод изготовления очков... То же самое по иронии судьбы случилось и с выдающимся Галилео Галилеем. Услышав о том, что какой-то фламандец изобрел длинную подзорную трубу... он, никогда не видя [оригинала], разработал точно такую же трубу самостоятельно, опираясь на теорию преломления света”.
9.
Успение Девы Марии. Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via. По клику - полный вариант
Итак, чтобы спасти репутацию Галилея, Спина было приписано самостоятельное изобретение очков, тогда как о роли неизвестного мастера, чью работу он так искусно скопировал, умышленно умалчивалось.
10.
Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the 'Sforza Hours'. Source
Однако кто же этот таинственный изобретатель, у которого Спина заимствовал идею очков? Другие летописи знали его и, возможно, даже могли назвать дату изобретения: примерно 1285 г. Сошлемся на отрывок из проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто (1305 г.):
11.
Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the 'Sforza Hours'. Source
“Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним”.
12.
Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the 'Sforza Hours'. Source
<...> Однако, вероятнее всего, мы никогда не узнаем подлинное имя изобретателя очков. В лучшем случае, опираясь на различные факты, приведенные в доступных нам документах, мы можем сказать, что изобретателем был, во всяком случае, не монах Спина, а светский человек, и, похоже, он жил в Пизе.
13.
1403-1404. Конрад фон Зост (1370-после 1422). Апостол в очках. Фрагмент алтаря церкви в городе Бад-Вильдунген, Германия. Считается старейшим изображением очков к северу от Альп / Conrad von Soest The "Glasses Apostle" painting in the altarpiece of the church of Bad Wildungen, Germany. Painted by Conrad von Soest in 1403, "Glasses Apostle" is considered the oldest depiction of eyeglasses north of the Alps / Anachronisme de l'apôtre «aux lunettes» de Conrad von Soest (1404). via
Как бы то ни было, открытием очков быстро воспользовались изготовители самого изящного стекла в средневековом мире - венецианские мастера. Начиная с 1300 г. в уставах гильдии стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла. Уставы, очевидно, были прекрасным барометром скорости, с которой новые очки вошли в моду в Венеции. Если это так, то становится понятным, почему неуловимый изобретатель, чье изделие копирует Спина, так скрывал свое авторство этого изобретения: в эпоху, когда еще не было авторского права, он, по-видимому, ревностно хранил тайну в надежде заработать немного денег, пока она не стала слишком широко известна. "
14.
1466. Обрезание Христа. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов, фрагмент. Ротенбург, Германия / The Circumcision of Christ, Friedrich Herlin (German), oil on panel (?), 1466, St. Jakob Church, Rothenburg ob der Tauber, Germany. Source. Фрагмент. По клику - почти целый вид
Первыми в XIII веке появились выпуклые линзы, применявшиеся для улучшения зрения дальнозорких людей. Вначале линзы были для одного глаза, а потом, когда линзы соединили вместе - для обоих.
Вогнутые стекла для коррекции близорукости появились в XVI веке.
15.
1466. Фридрих Херлин. Читающий Апостол Петр. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург, Германия / Friedrich Herlin, Reading Saint Peter (1466). Depiction of a reading Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church in Rothenburg ob der Tauber, Germany. Фрагмент, Source.
По одной из главных версий изобретение в 1280-х годах выпуклых линз приписывается флорентийскому монаху Сальвино дельи Армати /Salvino degli Armati (XIII в.-1317). Считается, что Сальвино предложил пользоваться двумя стеклышками, привязанными к шляпе или вставленными в обвязываемую вокруг головы кожаную ленту. В XX веке историки сочли, что авторство очков Сальвино совершенно не доказано - это обман.
16.
1466. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург-об-дер-Таубер / Friedrich Herlin, 1466. St-Jaacobkirche, Rothenburg ob der Tauber, Bavaria via
Первое упоминание о Сальвино дельи Армати как изобретателе очков относится к тому же XVII веку. В 1684 году флорентиец Фердинандо Леопольдо дель Мильоре /Ferdinando Leopoldo del Migliore (1628-1696) издал книгу "Firenze città nobilissima illustrata" /"Флоренция, благороднейший город, с иллюстрациями". В этой книге Фердинандо ссылася на имеющийся у него реестр похоронных записей церкви Санта-Мария-Маджоре. В этом реестре якобы имелась следующая запись: "Qui diace Salvino d'Armato degl' Armati di Fir., Inventor degl'occhiali. Dio gli perdoni la peccata. Anno D. MCCCXVII" /"Здесь покоится Сальвино, сын Армато дельи Армати из Флоренции, изобретатель очков. Да простит Господь его грех. 1317". Этот реестр, однако, Мильоре этот так никому и не показал, никто из из ученых его никогда не видел. Фердинандо утверждал, что у Сальвино дельи Армати в Санта-Мария-Маджоре была могила, увенчанная статуей; но во время восстановления церкви, и статуя, и надгробье с эпитафией дескать были уничтожены.
17.
1499. Ульм. Фридрих Херлин. Апостол Матфий. Музей горного дела и готики, Леоганг, Зальцбург, Австрия / Museum of Mining and Gothic art in Leogang (Salzburg state). Gothic collections- Christ surrounded by apostles by Friedrich Herlin, Ulm, 1499, detail: Saint Matthias. via
Вслед за Фердинандо авторство очков Сальвино дельи Армати продолжили приписывать и другие авторы. Называют его предполагаемым изобретателем и сейчас. В 1920 году итальянский ученый Исидоро дель Лунго /Isidoro del Lungo (1841-1927) указал на ряд неточностей в сообщении Фердинандо Леопольдо дель Мильоре. В том числе, что сам термин "изобретатель" появился во Флоренции намного позже. Исидоро дель Лунго также показал, что некий Сальвино дельи Армати в 1340 году действительно скончался, однако он был скромным ремесленником и к очкам не имел отношения.
Одним словом, кто изобрел важную вещь - науке точно не известно.
18.
Фрагмент фрески 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-1352. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via
До очков, с древнейших времен, для увеличения использовались разные способы: капля воды; стеклянные шарики, наполненные водой; линзы из отшлифованных прозрачных камней - кварца и берилла, стекла. Например, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в зале "Древняя Троя и раскопки Генриха Шлимана" среди экспонатов клада L имеется большая круглая линза (d 5.65 см) из горного хрусталя, которая вполне могла использоваться как увеличительное стекло - она дает примерно двукратное увеличение.
19.
Фреска 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Высота 150 см. Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-52. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via
В XI веке арабский ученый Ибн-ал-Хайсан Альхазен (ок.965-ок.1039) создал фундаментальный труд по оптике. В Европе это сочинение известно как «Opticae Thesaurus» /«Сокровище оптики», в котором он описал линзу как сферическую поверхность. Он назвал ее «камень чтения». Около 1240 года был сделан перевод «Сокровищ оптики» Альхазена на латинский язык, что способствовало развитию оптики на западе.
Англичанин Роберт Гроссетест /Robert Grosseteste (ок.1170-1253) в написанном между 1220 и 1235 годами трактате «De Iride» /О радуге, упоминает использование оптики при «чтении наименьших букв на невероятном расстоянии».
В 1262 году английский энциклопедист Роджер Бэкон (около 1214 - после 1292) упоминает об увеличительном свойстве линз. Роджера Бэкона также иногда называют предполагаемым изобретателем очков.
21.
Монах в очках на соборе в Мо, Франция / Monk with glasses, Meaux Cathedral, France. via
Свойства глаза как живого оптического прибора были изучены немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630), являющимся одним из изобретателей телескопа. Усовершенствованием очков занимался Френсис Бэкон (1561-1626), который в свое время занимался оптикой.
22.
1436 год. Ян Ван Эйк (ок.1385/1390-1441). Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале». Масло на дереве, 122 x 157 cm. Музей Гронинге, Брюгге. По клику - вся картина. via
В средневековой Италии очки крепились к краю шпляпы. У испанского короля Филиппа II их пристраивали на плоском деревянном клине, острый конец которого прятался также под шляпу. Пенсне, изображенное на старинных картинах, схватывало нос, как большая прищепка, и было неудобным. [1]
В конце XVII в. в моду вошли очки со шнурочками, которые завязывались на затылке. В некотрых случаях они держались с помощью груза на концах веревочек, предварительно заведенных за уши. [1]
Около 1750 года к очкам стали приделывать дужки, чтобы они могли держаться на ушах. Вроде бы, первый [2] это сделал в начале XVIII века лондонский оптик Эдвард Скарлетт.
23.
Евангелист Марк в очках образца около 1500 года. Илл.1 / Mark the Evangelist.'The Tilliot Hours', Tours, ca. 1500. British Library, Yates Thompson 5, fol. 12r. Source. По клику - лист целиком
Явившись в предметный мир в конце XIII века, очки долгое время оставались очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.
Очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Иногда случалось, что очки носили не в силу необходимости, а из желания показать богатство и положение.
24.
Около 1518. Портрет папы Льва X с двумя кардиналами. Рафаэль Санти. Уффици. Фрагмент. По клику - вся картина / Around 1518. Original Title: Ritratto di Leone X coi cardinali Giulio de' Medici e Luigi de' Rossi. w1195 x h1555 mm. Oil on panel. Uffizi Gallery. The painting depicts Pope Leo X (Giovanni de' Medici, 1475-1521), son of Lorenzo il Magnifico, with Giulio de' Medici (1478-1534), future Pope Clement VII to the left and Luigi de Rossi (1474-1519), his cousin, to the right. The painting was sent to Florence in 1518 for the wedding of Lorenzo de' Medici, Duke of Urbino, and Maddalena de la Tour d'Auvergne. It was exhibited in the tribune from 1589. Source+zoom
После изобретения в середине XV столетия книгопечатания, возросла потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких, как уже говорилось, были изобретены позднее - в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством [3] использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.
Очками теперь пользовались относительно широко.
25.
1599. Франсиско Пачеко (1564-1644), один из учителей Веласкеса. Портрет испанского поэта и писателя Франсиско де Кеведо (1580-1645). По мотивам утраченной картины кисти Диего Веласкеса (1599-1660) / Retrato de Francisco de Quevedo en Francisco Pacheco, El libro de descripción de verdaderos retratos, ilustres y memorables varones, Sevilla, 1599. via
В русских землях очки известны с XVII века, были они очень дорогими. В «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется». Первым в России оптических дел мастером был Иван Елисеевич Беляев, который основал оптическую палату при Императорской академии наук.
26.
Эль Греко. Около 1600. Портрет Кардинала Дона Фернандо Ниньо де Гевара. Фрагмент. По клику - полный вид / Cardinal Fernando Niño de Guevara (1541-1609). El Greco (Domenikos Theotokopoulos) (Greek, Iráklion (Candia) 1540/41-1614 Toledo). Date: ca. 1600. Medium: Oil on canvas. Dimensions: 67 1/4 x 42 1/2in. (170.8 x 108cm). Classification: Paintings. The Metropolitan Museum of Art. Source
В изобретатели очков записывали также китайцев.
Из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения":
" Интенсивного исследования вопроса о происхождении очков, хотя и незавершенного, оказалось достаточно, чтобы поторопиться с утверждением: изобретателями были китайцы. Многие годы эта версия основывалась на следуюем факте, приведенном в книге “Разъяснение загадочных вещей”, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.
“Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки”.
27.
По мере распространения очки стали также символом духовной слепоты. "Тщеславный собиратель книг, носящий очки, который смахивает с книг пыль, но не читает их". Ксилография. 1497 г. / De inutilibus libris (1497), Harvard University. Of Useless Books. This woodcut is attributed to the artist the Haintz-Nar-Meister. It is an illustration from the book Stultifera navis (Ship of Fools) by Sebastian Brant, published by Johann Bergmann in Basel in 1498. / По клику вариант: Johannes Geiler von Kaysersberg: Navicula sive Speculum fatuorum. Straßburg, (sog. Postinkunabel oder Frühdruck: Drucke nach dem 31. Dezember 1500). Date 1510. Ex Bibliotheca Gymnasii Altonani (Hamburg). Anonymous. Source
Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., <...> то исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако <...> в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке оисхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 г., описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.
28.
Голландская пословица: Какой толк в свече и очках, если сова не хочет видеть. Подпись: Еретики не могут видеть лучей божественной истины / Хотя ярче света дня она сияет. Джордж Уитер "Коллекция эмблем" / George Wither, A Collection of Emblemes. London, 1635, Book 4, Illustr. XLV. // Caecus Nil Luce Iuvatur / Caecus nil facibus nil lychni luce iuvatur / Nec videt in media noctua stulta die. / Hee that is blind, will nothing see / What light soe're about him bee. via 1, via 2, via 3.
Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в “Записях о часах досуга”, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе. "
29.
?
И в заключение - армянский след в истории. Основываясь на литературных данных, Р.Г. Отьян в издании "Известия Академии наук Армянской ССР, Общественные науки", №3, 1963, приводит сведения, которые доказывают, что в начале XIV в. некоторые из армянских переписчиков книг - гричнер пользовались очками и даже высоко их оценивали.
"Представленные в тексте фотоснимки сделаны с фрагментов фаянсовых сосудов и изображают два человека в очках. Эти фрагменты, обнаруженные при раскопках города Ани академиком И.Я. Марром, относятся к XII-XIII векам." К моменту публикации они хранились в Государственном историческом музее Армении.
" Приведенные данные свидетельствуют о том, что существующее мнение о появлении очков у разных народов СССР в XV-XVII веках не верно, т. к. очки в Армении (а, может быть, и у соседних народов) имеют более раннюю историю. "