Смех XIII века

Aug 12, 2015 18:54

Оригинал взят у gorbutovich в Смех XIII века
XIII век - важная европейская веха. Тогда католическая проповедь начала приобретать характер «средства массовой информации» [выражение Жака Ле Гоффа]. С XIII века в западноевропейском изобразительном искусстве появляются эмоции. Историк средневековой науки Ги Божуан назвал XIII век «вершиной Средневековья» и важнейшим периодом в развитии средневековой науки, той же точки зрения впоследствии придерживались и другие исследователи, например, Жак Ле Гофф [*].



Маргиналия из рукописи «Книги источника всех наук». Другие названия сочинения: «Книга Сидрака», «Источник всех наук», «Сидрак-философ» - анонимная диалогизированная энциклопедия, написанная после 1268 года. Межуниверситетская библиотека Монпелье, Франция. Раздел Медицина, H 149, фрагмент f. 148v. «Книга Сидрака», 13 век / Montpellier, Bibliothèque interuniversitaire. Section Médecine, H 149, f. 148v. Livre de Sydrac, de toutes les sciences, au roy Boctus, traduit par Roger de Palerme. Langues: latin. Date: 13e s. Source

Существенные изменения в сути проповеди произошли прежде всего благодаря деятельности нищенствующих орденов. Это "СМИ" XIII и последующих веков стало допускать остро актуальные темы, невозможную прежде степень эмоционального подхода к сакральному. В проповеди появляется игра ума и более того, остроумие, рассчитанное на то, чтобы вызвать у слушателя смех. Раннесредневековая католическая духовность негативно оценивала смех, так же как и православная. Однако, после Франциска Ассизского (1181/1182-1226), этого «скомороха Божьего» /ioculator Dei, в отношении к эмоциям, смеху и комическому начинаются сдвиги, которые вполне проявят себя к эпохе барокко.




«Книга Сидрака», 13 век. Лист 148v целиком / Montpellier, Bibliothèque interuniversitaire. Section Médecine, H 149, f. 148v. Livre de Sydrac, de toutes les sciences, au roy Boctus, traduit par Roger de Palerme. Langues: latin. Date: 13e s. Source

В истории католицизма XIII век стал особенно важным. Тогда разрабатывается целый ряд форм религиозной практики, которые становятся типичными для католической «набожности» /лат. devotio, происходит "демократизация" молитвенно-медитативных норм.

Литература:
Словарь средневековой культуры. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). Под ред. А. Я. Гуревича. 2003. Стр.227-228.
[*] Панфилов Федор Михайлович «Научные представления в аллегорико-дидактической литературе на новоевропейских языках XIII-первой половины XIV веков (на материале «Книги источника всех наук» и «Романа о Розе»)». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. // Ги Божуан: Beaujouan G. La science dans l’occident médiéval chrétien. / Histoire générale des sciences. T. 1. P., 1957. P. 518; Жак Ле Гофф: Le Goff J. Pourquoi le XIIIe siècle a-t-il été plus particulièrement un siècle d’encyclopédisme? / L’enciclopedismo medievale. Ed. M. Picone. Ravenna, 1994. P. 21.

Также см.:
Веселая геральдика
Веселая философия
Дурак
Без головы: комическое снижение - существенное качество средневекового мировоззрения.

illuminations, 13 век, средневековье

Previous post Next post
Up