30 августа, раннее утро. Я стою у билетных касс Казанского вокзала, здесь уже толпится куча народа. Сегодня, в этот жаркий предпоследний день лета, состоится закрытие 12-го Московского авиакосмического салона. Мой путь лежит туда же.
Не сказать что я какой-то большой фанат авиации, но посмотреть на фигуры высшего пилотажа не откажусь.
На МАКСе я не впервые, до этого уже был дважды - первый раз в 2007, а затем еще в 2009.
В 2009 шел дождь, были толпы народу, штурмующие автобусы под конец мероприятия, и скудная летная программа.
Так что, с последнего раза, у меня осталось больше отрицательных эмоции, чем положительных. В большей степени огорчила сама организация. Поток людей контролировался, мягко говоря, не очень. Все стремились залезть в первый же автобус, была самая настоящая давка. Летная программа в тот день была урезана и летали далеко не все, в основном из-за плохой погоды. Так же настроение было омрачено недавней катастрофой, в которой погиб летчик, ведущий пилотажной группы «Русских витязей», Игорь Валентинович Ткаченко. После этого я как-то позабыл об авиасалоне на последующие годы и решил съездить снова только сейчас, посмотреть что поменялось.
Сразу отмечу, что этот пост больше о статической экспозиции и о моих впечатлениях. Летную же программу я выделю в отдельную статью, с минимум текста и кучей фоток летающих агрегатов различной масти.
Ну, а теперь все по порядку. Уже на кассах возникала некая путаница. Дело в том, что есть два типа электричек на МАКС, одна из них «экспресс», а вторая самая обычная, со всеми остановками. Я купил билет на обычную, но сел на экспресс, сам того не зная. Объявляли ее просто как «электропоезд до авиасалона МАКС». Через две остановки после отправления пошли контролеры, с радостью объявляя всем, что это экспресс, и что нужно доплатить =)) Я сначала подумал, что я тут один такой, слошарил, но в итоге оказалось, что почти все люди из вагона, да и вообще, по видимому, из всей электрички, не знали о том что это экспресс. У контролеров был настоящий праздник.
Выйдя на платформе «42 километр» я увидел все те же толпы людей, ломящихся в автобусы. Словно машина времени перенесла меня обратно в 2009. На этот раз предо мной предстала картина маслом - небольшая опушка, с тремя высокими соснами, набитая людьми. Вдали виднеются подъезжающие автобусы, за ними тянется шлейф пыли, словно это какое-то ралли. Поток людей потихоньку двигается к заветной цели.
Но вот подъезжает еще одна электричка, и судя по бегущим из нее людям, это уже не экспресс. В нашей толпе слышатся возмущенные голоса и растущее беспокойство. Граждане с электрички принимаются штурмовать нас с правого фланга, стараясь первыми прорваться к автобусам. Наш строй держит оборону. Полицейские кричат в рупор что-то невнятное о соблюдении порядка и резолюции ООН.
Разворачивающиеся события больше напоминают фильм-катастрофу.
Спустя некоторое время меня относит в сторону проходной.
Тут происходит досмотр, причем досматривают далеко не всех. На это, видимо, у полицейских попросту нет времени.
Игра в русскую рулетку - жахнет или нет, никто не знает.
Во всем этом представлении отельную роль еще играют люди с детьми. Нет, нет! Не с подростками, а именно с младенцами.
Младенцы как правило располагаются в колясках, которые каким-то непостижимым для меня образом вколачиваются в уже набитые под завязку автобусы, словно пробки в бочку.
Со стороны может показаться немного меланхолично, но уверяю вас, на деле же все напоминает некую игру, вроде той, где нужно успеть сесть на стул.
Только стулья здесь заменяются автобусами. Здесь царит настоящий азарт и веселье!
Ну а если серьезно, дорогие организаторы, поставьте уже наконец к автобусам змейки, стоят они не так уж и дорого.
Кстати, было бы интересно узнать мнение автомобилистов. Как вам организация парковок и подъездов?
Были ли какие-то трудности? Стоит ли вообще ехать на следующий МАКС на машине?
В итоге я кое-как залез в автобус и даже занял место. Счастье-то какое!
Нужно отдать должное, все автобусы новые. Но как мне показалось, они предназначены далеко не для МАКСа и даже не для города, а скорей всего для строящегося аэропорта, более известного как «Рампорт».
Но все равно приятно. По крайней мере, это уже лучше того, что ездило в 2009.
На КПП народу уже меньше, так как входных групп много и никто не задерживается.
Пройдя очередной досмотр, слышу визг шин, дым, куча народа столпилась у ограждения. Что это? Я точно по адресу? Подхожу ближе, а там дрифт! Гонщики нарезают круги на своих скайлайнах и сильвиях! Клубы дыма вырываются из под колес, свистит турбина. Неожиданный ход от организаторов, но где же авиашоу?
Но вопрос отпадает сам собой, в воздухе я сначала замечаю какой-то аэростат, а затем из-за здания «выныривает» Sukhoi Superjet 100, делает пару кругов и снова скрывается за ангарами. Летная программа уже началась, я покидаю дрифтеров, и иду к взлетке.
На поле ничего не поменялось за все эти годы. Может, конечно, есть какие-то косметические изменения, но я их не углядел.
Повсюду летают воздушные змеи в расцветке флагов ДНР и ЛНР, развеваются флаги с портретами Путина и Медведева.
Патриотизм на этом МАКСе зашкаливает. Ларьки с футболками в духе «Крым наш» и пункты сбора денег на помощь новообразовавшимся республикам были практически на каждом шагу. Все это пользуется достаточно большим спросом у посетителей.
Еще порадовало название новой пилотажной группы - Крылья Тавриды. Напомню дорогому читателю, что Таврида, это историческое название Крымского полуострова, которое обрело новую силу после его присоединения к Российской Империи в 1783 году.
Про цены на еду и прочее писать не буду. Водичку и бутеры берите с собой, если не хотите окочуриться с голоду.
Ладно, вернемся к полетам. Я протискиваюсь сквозь толпу к забору, мне везет, находится удачное место. Можно получать удовольствие наблюдая весь пилотаж от взлета до посадки.
Вообще летная программа, это, наверное, единственное зачем толпы людей едут на МАКС. Здесь и впрямь получаешь кучу эмоции и радости. Как-никак, рев двигателей пролетающих на форсаже Су-27 или МиГов мало кого оставят равнодушным. Единственный минус это то, что невооруженным глазом вы вряд ли сможете разглядеть в воздухе что-то большее, чем какие-то точки, делающие забавные пируэты. Так что имейте в виду, что на МАКС лучше идти с биноклем или с хорошим длиннофокусным объективом.
В этот раз летали много и хорошо. Отдельного внимания заслуживают два Douglas DC-3 , которые специально сделали исторический перелет с Аляски, через всю Россию, вплоть до Москвы. Насколько я понял, после авиашоу они будут безвозмездно переданы в музей Центральных Вооруженных сил России. Согласитесь, хорошая новость.
Понравились выступления пилотажных групп «Русь» и «Первый Полет», неплохо выступили латыши «Baltic Bees». Ну а о легендарных «Стрижах» и «Русских Витязях» и говорить нечего, они как всегда на высоте.
Интересная задумка с гонками самолетов и автомобилей, понятное дело что это шоу, но все равно забавно, что-то вроде Топ Гира.
Жаль, что практически отсутствовали иностранцы, хотя это вполне объясняется текущей политической и экономической обстановкой в мире. Так, например, не было традиционных участников, таких, как французский «Patrouille de France»и итальянский «Frecce Tricolori». Из пассажирских лайнеров летал только новый A350 XWB от Airbus, да и то, только в первые дни выставки, для прессы.
Здорово, что в этот раз не подвела погода. Было солнечно, с небольшой облачностью.
Под конец, правда, прошел небольшой дождь, но он был только в помощь. У реактивных самолетов начали появляться красивые завихрения, эффект Прандля-Глоерта.
Что насчет статической экспозиции, прошел я ее достаточно быстро, в основном что бы скоротать время перед закрытием, подождать пока разойдется народ, и без толкучки сесть в автобус. Ничего примечательно нового я там не увидел.
На центральной рулежке стоят памятники былого величия, вроде Ту-144, которые редко разбавлены чем-то новым. Хотя и новым-то это можно назвать с большой натяжкой. Вот все тот же Суперджет в ливрее «Ямал», неподалеку от него стоит старенький Ил-76, переоборудованный в космическую лабораторию.
На глаза попадается интересный вариант некого возрождения легендарного «Кукурузника» Ан-2 с композитным крылом, но для кого он сделан? Ради каких целей? Такая же история с чешским L-410 Turbolet, насколько он интересен российскому рынку? Есть ли для него здесь перспективы?
C военной авиацией ситуация получше. Сейчас идут завершающие испытания истребителя пятого поколения ПАК-ФА, который обещают поставить на вооружение уже под конец этого года. «Вертолеты Росиии» показали множество модификации Ми-8, но вот гражданский Ка-62 пока прячут.
Сухой ограничился Су-30 СМ для ВМФ. Теперь это уже не опытный образец, а настоящий современный истребитель класса «4++», оснащенный по последнему слову техники. По крайней мере так заверяют производители.
Внутри павильонов показывают какие-то снаряды и бомбы, двигатели, модели перспективных самолетов и видеоролики не переведенные на русский язык. Все рассчитано на покупателя, но никак не на обычного человека. Делать там абсолютно нечего, скукотища.
В итоге получаем неплохое шоу и все тот же МАКС во всем остальном.
Принципиальных изменении я не увидел. Новинок мало, иностранцев практически нет, а то, что все же привезли, выглядит больше как некая формальность.
Наш МС-21 уже который год показывают в виде макета и кабины-тренажера. Когда уже настоящий-то выкатят? Правда, разработчики заверяют, что первые испытания начнутся уже в этом году. Возможно на следующем МАКСе мы все же увидим новый лайнер, будем надеятся.
Кстати говоря не совсем понятно куда перенесут следующий салон, так как Жуковский уже в первом квартале 2016 станет пассажирским аэропортом.
О личных впечатлениях даже и не знаю что написать. С одной стороны порадовали выступления пилотажных групп, с другой же огорчило развитие авиасалона, а точнее отсутствие этого развития. Организация осталась практически на том же уровне что и в 2009. В ангарах и на статической экспозиции стоит все то же самое, за редкими исключениями. Не интересно.
Поеду ли я на следующий МАКС? Пока не могу ответить на этот вопрос. Честно говоря, если не представят что-то принципиально новое, ехать туда смысла не вижу.
Остается только ждать 2017 и надеяться на светлое будущее нашей авиации =))