Ответствуя камраду
kaschey-lp на
его мысли о потерях американцами лидерства в автодизайне, решил запилить маленький постик.
На самом деле, все случилось гораздо раньше.
В 40-50ые был высмеян и отвергнут
Деминг с его теорией менеджмента, после чего тот отправился в Японию и нашел очень благодарных слушателей и учеников. Результат нам всем давно известен.
В 60ые не уделили внимания продвижению компактных авто, получив взрыв популярности сначала фольксвагеновского жука, а потом началу проникновения японского импорта.
К началу 70-х сама концепция "ниже, шире, длиннее", подпитываемая дешевым бензином, себя изжила, так как авто достигли совершенно идиотских пропорций. Да, это красиво смотрится сейчас и все такое, но большинству надо ездить, а не шашечки. Когда бабахнул первый энергокризис, отечественным производятлам тупо было нечего предложить. Тогда-то в полный рост о себе заявили японцы.
Корпорации стали жертвами своего длительного успеха и закрытости рынка: командные цепочки удлиннялись, к рулю попадало все больше бухгалтеров и тупых карьеристов. Ушли харизматичные и властные гении промдизайна, им на смену пришли комиссии и комитеты.
Идиотские попытки заткнуть рот Ральфу Надеру (который, конечно, тот еще гнид) привели к противоположному эффекту и созданию единого фронта из активистов, адвокатов и госчиновников. На выходе получаем введение стандартов по чистоте выхлопа и безопасности.
Ну и как розочка на торт - неуклонное падение качества.
И еще такой интересный моментик - очень показательно, что появление в новых автомобилях отсылок к прошлому, анахронизмов - практически всегда указывает на социально-культурный кризис в обчестве. С послевоенных лет и до конца 60-х дизайн всегда был устремлен в будущее, никаких заимствований, новее, свежее, модерновее. Ретро было просто непонятно, не говоря уже про "популярно".
А вот 70-ые были очень невеселым для американцев десятилетием. И в политике, и в экономике, и - главное - в социальных аспектах.
И смотрим на авто - opera windows, каретные элементы орнаментации, завитушки и пуфики...
Что до лидерства в дизайне - оно осталось. Квадратичность и нарочитая примитивность форм - первая пошла у американцев, после чего была отпопугаена японцами (которые стали все больше уходить от европейских корней к штатовским, чтобы позже уже начать кастрюлить что-то сугубо свое), потом - уже смягченно и переосмысленно - в Европе.
Биодизайновые обмылки - концепты первыми выкатили американцы, когда в массовом производстве вовсю царили кубики.
Ну а к середине 90х случилась глобализация и понять, кто что придумал первым стало и вовсе сложно - основные дизайн-студии, кроме итальянцев, и так теперь все сидят в Калифорнии.