Галерея на Солянке, январь 2010. Выставка "Когда зажигаются елки", на которой, кроме российских и советских мультфильмов про Новый год, показывают новогодние игрушки и дедов морозов из коллекции А. Татарского.
Выставка замечательная, а ее экспонаты прибыли из детства, причем даже не моего - скорее, из детства моих родителей, бабушек и дедушек. Все они живые.
Очень хотелось оставить себе воспоминания об этих игрушках, поэтому снимал много. И очень хочется, чтобы побольше людей пришло и посмотрело выставку, поэтому выкладываю снимки в минимальном разумном разрешении.
Сходите, не пожалеете! Выставка заканчивается 30 января.
Адрес и схема проезда.
Кажется, этот испугался собственного отражения:
Они совсем разные, правда?
- такие, как я понял, собирались самостоятельно по выкройкам из журналов
- Снегурочки тоже в наличии
- на любой, так сказать, вкус...
- это парашютист, не подумайте плохого!
- зайки тоже на любой вкус...
Из одного из последних интервью с покойным Татарским:
- Александр Михайлович, какие вещи из вашего окружения можно назвать коллекцией?
- Возможно, игрушки 1950-х годов, Деды Морозы (их собралось «человек» сто), елочные игрушки - революционных лет, советских времен, немецкие… Остальные вещи - мебель, швейные и пишущие машинки, граммофоны, патефоны, пластинки, старые телевизоры и приемники, несколько советских автомобилей, которые для меня тоже большие игрушки, - вряд ли можно назвать коллекциями: это просто быт, который меня окружает.
В каком-то возрасте я осознал: мне приятно жить среди предметов моего детства. Потому и не собираю антикварные вещи, которых не доводилось самому видеть в детстве. При этом интересуюсь не только предметами 1950?х годов: в квартире у бабушки, например, была мебель даже не XIX - XVIII века! Так что это могут быть домашние, бытовые вещи разных периодов времени, но те из них, которые по типу, доступности, уровню жизни (в то время мы жили в коммуналке) могли окружать меня и моих близких. Так что я - собиратель скорее по ощущениям, чем по классификаторам и книгам. Это не вложение денег, не составление музейной коллекции.
- У каждого предмета коллекции своя история. Ваши игрушки, наверное, тоже о многом могли бы рассказать…
- У меня есть удивительный Дед Мороз, сделанный из бумаги, самый простой во всей коллекции. Это склеенная выкройка из довоенного журнала «Круглый год». Его история трагична. Моя мама во время войны работала в действующей армии, вольнонаемной в полку Марины Расковой, и возила с собой мою старшую сестру. Когда немцы вышли к Волге, полк перевозили на двух пароходах: на первом плыли летчики и летчицы, на втором - штаб и обслуживание. Пароходы шли один за другим. Налетели немецкие бомбардировщики и полностью разбомбили, уничтожили и потопили первый пароход. Все это происходило на глазах маленькой Ляли - и мама, чтобы отвлечь ребенка, нашла на пароходе старый журнал, вырезала и собрала игрушку...
- Но существует мнение, что старые вещи сохраняют энергетику прежних хозяев, не всегда позитивную…
- У игрушек не может быть плохой энергетики! «Маленькие» игрушки надо вымыть, пропылесосить, почистить, починить, склеить. И как только ты повозился с вещицею, она становится твоей. А мебель многое «видит» на своем веку, и, согласен, все в себя впитывает. Но старая мебель подвергается циклевке: с нее нужно снять весь старый лак, жир, грязь. Я умею и очень люблю это делать сам: здесь нужно терпение и хорошие инструменты. И когда ты снял с вещи старую «кожу» и сверху еще тоненькой шкурочкой отшлифовал, а потом еще сам заморил, подобрал цвет, покрыл лаком, - она становится твоей. Ты сроднился с нею и можешь смело говорить, что это буфет твоего дедушки, даже если это не так...
А еще на выставке крутят разные новогодние мультфильмы, начиная с дореволюционных.
В общем, очень-очень стоит сходить!