"Пожалуйста, не трогайте Мухаммеда"

Jan 13, 2015 11:27

Так много всего сказано за прошедшую неделю расстреле редакции журнала "Шарли Эбдо", что нового ничего и не добавить. Было множество высказываний, которые, в большинстве своем, можно было легко разделить на черное и белое... Хотя, в сложившейся ситуации, наверное, все-таки на черное и черное. Да, это совершенно два разных оттенка черного, но базовый цвет один. В ненависти и злобе никто не подумал о том, чтобы попытаться найти какую-то грань и сделать эти оттенки хотя бы немного светлее. Уже не говоря о том, чтобы добавить туда какой-то другой, яркий цвет.

Когда эмоции улеглись и уступили место здравому смыслу, способности мыслить трезво, моя коллега Настя Кондратьева написала хорошую колонку, в которой доходчиво объяснила все, что произошло и все, что теперь с этим делать.

В Париже подготовили к выпуску очередной номер журнала "Шарли Эбдо". На обложке будут новые карикатуры на пророка Мухаммеда. И уже миллионный тираж...

"Мы не отступимся, иначе в этом нет никакого смысла", - декларировали накануне мои французские коллеги.

Они не отступились.

Я полагаю, многие их родные, друзья, соотечественники сказали: "Они герои!"

Но большая часть наверняка подумали: "Мон дьё, какие же идиоты"! Я уверена, что их жены, бабушки, соседи подумали именно так.

Но героев порой так трудно отличить от идиотов. И это уж каждый для себя рассудит.

Я пытаюсь представить этих художников, которые собрались на планерку, показывали друг другу картинки, обсуждали, смеялись, спорили, пили кофе. И того пожилого карикатуриста, который выжил, потому что ненавидит редакционные летучки и не ходил на них. Я люблю художников, у меня много друзей, "рисующих картинки", как говорит один из них. Они видят мир немного по-другому, и да, могут посмеяться над тем, что кажется неприкосновенным. Например, изобразить Папу Римского в карнавальном костюме, как сделали в том же "Шарли".

Не буду говорить о качестве этой сатиры, это на любителя. Мне лично симпатичнее Бидструп.

Но я не понимаю, как можно прийти и расстрелять из автомата беззащитных людей. За "картинки". Нет, не понимаю. К тому же мне, начинавшей в 90-е, так дорого все, за что мы так яростно бились. Свобода слова, свобода прессы, тот самый Ларри Флинт - мы могли горло перегрызть за все эти демократические ценности. Теперь мы стали старше, толще, мудрее и, собираясь на митинги, поддеваем-таки теплое бельишко, как мама велела. Да и не ходим вовсе, признаться…

А Париж вышел. И весь мир вышел. Но о чем говорили люди в тех колоннах? О чем толковали меж собой? Может быть и о том, что в мире так много насилия и зла, и не стоит дразнить злых собак, если ты живешь в одном с ними доме, а их хозяин любит спустить их с поводка? Ведь ладно он откусят тебе уши - ничего, как-нибудь без ушей. Но дети! Твои дети, которых в следующий раз порвут эти псы! Они должны страдать за твои дразнилки? И, как выразился другой мой друг, если каждый день выходить на крыльцо соседу-еврею: "С новым холокостом тебя!" - то когда-нибудь в твой дом прилетит совсем не письмо от Санта-Клауса.

Где-то есть эта грань, за которую нельзя. Потому что там заминировано все: шагнул - и оторвало тебе ноги к чертовой матери. И я не очень понимаю, зачем туда ходить. Я не верю, что они это сделали для защиты тех самых свобод, которые во всем мире уже оплыли жирком. Да и есть ли они вообще, эти свободы?

А дети есть. Есть живые теплые люди, которые в любой момент могут превратиться в месиво, в кровавую кашу. И не только в Париже - в любой точке мира. Мне эти люди дороже любых свобод.

И если бы я была сейчас в Париже, я бы тихонько встала на Елисейских с табличкой: "Пожалуйста, не трогайте Мухаммеда". Ибо нет пророка в своем отечестве…

Полная версия текста тут.

журналистика

Previous post Next post
Up