ГОСПОЖА Б. ИСТОРИЯ ЖЕНЩИНЫ ИЗ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ

Nov 25, 2016 15:09

ГОСПОЖА Б. ИСТОРИЯ ЖЕНЩИНЫ ИЗ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ
MADAME B., HISTOIRE D’UNE NORD-CORÉENNE
Режиссёр: Черо Юн
Программа: Конкурс документального кино
Франция, Республика Корея
2015
74 минуты
http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38018

Госпожа Б. бежала из КНДР в Китай. Или её туда продают торговцы людьми? Во всяком случае, где-то там она оставляет мужа и двух сыновей, а в Китае выходит замуж за местного жителя в маленьком отдалённом посёлке. Купившая её семья бедна, а мужчины в таких семьях в Китае зачастую не могут найти себе местных жён (сказывается демографическая ситуация).

Оказавшись на полулегальном положении в глухой китайской провинции, она быстро осваивается и разворачивает кипучую деятельность. Госпожа Б. начинает с контрабанды наркотиков, потом организует перевозку людей из КНДР в Китай, а оттуда и в Южную Корею, по сути, торговлю людьми. Через некоторое время ей удаётся вывезти из КНДР свою прежнюю семью: мужа и двух сыновей. После этого начинается их кружной путь через несколько государств и границ разными видами транспорта, а где и пешком, в Южную Корею.

На поверку Южная Корея оказывается не лучше Северной, если не в плане общего уровня жизни, то уж в плане идеологической составляющей уж точно. Бегущая строка в метро призывает сдавать коммунистических шпионов и всячески стучать друг на друга по разным, главным образом, политическим поводам. Радио рассказывает об ужасах коммунизма, коварстве и жестокости северян. Спецслужбы и полиция, которых она и её дети так боялись на родине, и здесь принимаются за госпожу Б., обвиняя её в шпионаже. Человек оказывается пешкой в руках государственной машины независимо от конкретной идеологии.

История главной героини, захватывающая и детективная, показана, несомненно, мастерски, а драматургия повествования держит зрителя в напряжении на протяжении всего фильма. Можно сказать, что с профессиональной точки зрения картина практически безупречна. Но в тоже время не оставляет ощущение ангажированности авторов фильма. О Северной Корее, которая в фильме не показана, говорится только плохо. Люди оттуда бегут абы куда, и даже положение дешёвой рабсилы без каких либо прав и перспектив кажется им лучшим выходом из коммунистического ада. Казалось бы, на этом можно поставить штамп “Южнокорейская пропаганда”. Но в Южной Корее Госпожа Б. сталкивается с реальностью, которая по модулю неотлична. Более того, в этой реальности она оказывается совершенно чужой, как и её дети. Лишь первому мужу, кажется, вообще всё равно где жить. В результате Госпожа Б. рвётся в Китай ко второму мужу, хотя его семья бедна даже по китайским меркам. Складывается ощущение, что авторы фильма с исключительным изяществом действуют в китайских общественно-политических целях, виртуозно работая едва ли не на подсознательных уровнях. Впрочем, режиссёр это отрицает, ссылаясь на исключительно французское финансирование своей ленты, которое, к тому же, было нестабильным.

Конечно, мы многого не знаем о жизни всех тех стран, в которых разворачиваются события, но на сторонний взгляд в фильме множество логических неувязок. С одной стороны, Госпожа Б. продана торговцами людьми, но с другой это её устраивает, и она сама активно участвует в этом бизнесе впоследствии. И в Китае, и в КНДР торговля наркотиками наказывается, в том числе, смертной казнью, но Госпожа Б. совершенно не скрывая своего лица рассказывает и об участии в этом деле (она смотрела фильм и не возражала против показа своего лица). Более того, она не прячется в Южной Корее, где не совершала преступлений, а планирует вернуться в Китай, где она также организовывала незаконное пересечение границы, торговлю людьми, а возможно совершала и другие уголовно наказуемые действия. В Южной Корее её обвиняют в шпионаже, но в тоже время она находится на свободе, а её дети получают квартиры от властей. Принимать всё на веру там, где со всех сторон льётся масса взаимной идеологической пропаганды и просто лжи не получается, а эти и другие вопросы оставшиеся фактически без ответа и на пресс-конференции ставят под сомнение и документальную основу картины.

Оценка: ****

Рекомендации к просмотру: с исключительным интересом.

КНДР, корейское кино, Корея, ММКФ, Северная Корея, Московский Международный Кинофестиваль, Южная Корея, 38 ММКФ, Китай, документальные фильмы, Черо Юн, документальное кино, кино

Previous post Next post
Up