Киноосень 2. Австрия (и северный верблюд)

Sep 15, 2021 11:22

Юбилейный 10-й фестиваль “Новое кино Австрии” по традиции прошёл в открытом кинотеатре парка Музеон. Впечатления от фильма, когда его звуки переплетаются с шумом города, шелестом листьев, а фоном для экрана служат не стены кинозала, а московское небо, огни Президент-отеля, купола Церкви Николая Чудотворца в Голутвине, чей колокольный звон стихает перед самым началом сеанса, конечно, самые необычные. На этот раз публика состояла в основном из студенческой молодёжи, даже людей среднего возраста было меньшинство.

В очередной раз организаторы “заставили” познакомиться не только с новинками австрийского кинематографа, но и не дожидаясь самого фестиваля - с литературной классикой. Если в прошлом году перед началом кинопоказов пришлось прочитать роман Германа Гесса “Нарцисс и Гольдмунд”, то в этом - “Шахматную новеллу” Стефана Цвейга. На мой взгляд, Филиппу Штёльцлю, режиссёру “Королевской игры” (у нас он известен по биографической драме “Эгон Шиле: Смерть и дева”), не вполне удалось передать подлинный ужас весьма комфортного (с бытовой точки зрения) одиночного заключения в номере “Метрополя”, в котором оказывается главный герой, венский нотариус, после аншлюса Австрии гитлеровской Германией. Случайно оказавшаяся в его руках книга с разбором шахматных партий становится и выходом из ментальной изоляции, и воротами к одержимости на грани с умопомешательством. Впрочем, сравнение книги с её экранизацией всегда отдаёт вкусовщиной. Любое киновоплощение - это самостоятельное произведение. В любом случае стоит прочесть “Шахматную новеллу” Цвейга, прежде чем смотреть “Королевскую игру”, которая вскоре выйдет в прокат.

Комедия “Риски и побочные эффекты” Михаэля Крейхсля сначала заставляет хохотать на протяжении полутора часов, а затем задуматься над тем, на сколько мы готовы к самопожертвованию ради близких нам людей? Можем ли мы пожертвовать даже не жизнью, а частью бытового комфорта или здоровья ради любимого человека? Не достать абстрактную звезду с неба, а поступиться собой прямо сейчас? Где границы эгоизма, инстинкта самосохранения, в какой момент и чем мы начинаем оправдывать нашу слабость и банальную трусость? Вообще есть ли мы без любимых и что есть наша любовь к ним? В очередной раз пришлось убедиться, что разрешение этого вопроса невозможно в рамках так называемой светской морали и этики, а существует лишь в христианском мировоззрении,  взгляде на мир и любовь.

“Лис в норе” Армана Т. Риахи (его комедия “Сойди за своего” демонстрировалась на австрийском фестивале в 2018 году) - это основанная на реальной истории драма о подростках-заключённых, их учителях и надзирателях. Главный герой - учитель средних лет, переживая личную трагедию, словно заключает себя в ту же тюрьму, назначая самому себе наказание в отчаянной попытке исправить то, что исправить невозможно. Вместе с более пожилой коллегой он занимается с учениками арттерапией. Она, возможно, и способна решить какие-то психологические проблемы его подопечных (хотя со сложным случаем справиться не удаётся), но совершенно точно не способствует социализации, получению профессии или образования. Исключительно формальный подход надзирателей тоже не слишком результативен. Сами заключённые молодые люди и девушки, как правило, из числа мигрантов, в массе своей не испытывают никаких угрызений совести, а потому вызывают сочувствие лишь эпизодически. Финал этой картины остаётся, по сути, открытым. Поэтому её нельзя назвать трагедией в полной мере, хотя в реальности жизнь этих подростков вряд ли переменится, когда они повзрослеют с годами, а их учителя всё также будут мучить угрызения совести.

“Риски и побочные эффекты” и “Лис в норе” до 26 сентября будут доступны для просмотра на платформе COOL PLAY за 195 рублей каждый. “Риски…” готов рекомендовать к просмотру, а без “Лиса в норе” вполне можно обойтись.

На той же платформе, но совершенно бесплатно можно увидеть документальный мини-сериал (3 серии по 25 минут) “Мой друг северный верблюд”. Эти показы, организованные совместно с норвежским посольством, проходят в рамках специальной программы XXI международного фестиваля документального кино “Флаэртиана”. Посмотреть на верблюда можно с 18 по 22 сентября.

австрийское кино, кино

Previous post Next post
Up