43 ММКФ. 21 апреля, день 0 (разминочный)

Apr 22, 2021 07:41

Говорят, что хорошее начало - половина дела. Дослушав (ну, почти) обращение нашего вождя граду и миру киноведы, кинолюбы и кинокритики собрались 6 зале Октября на первом пресс-показе (и вообще на первом показе) 43 Московского Международного Кинофестиваля. Часто первый пресс-показ - это фильм открытия, но на сей раз мы увидели документальную драму египетского режиссёра Али Аль Араби “Капитаны Заатари” (Captains Of Zaatari). Как правило, фильмы про беженцев меня больше раздражают, чем вызывают сопереживание - они либо лживо пропагандистские (как, например, “Дитя любви”), рассчитанные на аудиторию, живущую штампами мировых СМИ, либо слащаво-слезливые. Герои этой картины - в начале юноши-школьники, а под конец молодые люди 22-23 лет (фильм снимался на протяжении 6 лет) - выходцы из Сирии, живущие все эти годы в иорданском лагере беженцев. Их мечта и увлечение футбол, с помощью которого они надеются пробиться в “большой” мир. Авторы намеренно не делают акцент на страданиях, нищете или бытовых трудностях, неизбежно сопровождающих жизнь в таких местах. Их цель в другом: показать, что смысл человеческого существования - это вовсе не базовые потребности пирамиды Маслоу, а возможность самореализации, исполнение мечты, а не набивание брюха, что эта цель есть даже там, где её достижение почти невозможно. Немного приоткрывая завесу скажу, что герои своей мечты достигли, но не в той форме, в которой она им виделась. Конечно, фильм не только рассказывает историю, но и ставит множество вопросов. Например, о том, что показная благотворительность арабских шейхов, устроивших детско-юношеский турнир в оборудованной по последнему слову техники футбольной академии в Катаре с приглашением звёзд первой величины - это лишь красивая телекартинка, а не реальная помощь сирийскому народу. Первые несколько минут мне казалось, что я что-то перепутал и фильм не документальный, а художественный - большие комплименты авторам, а особенно режиссёру монтажа.
Показы на ММКФ:
24 апреля 21:30 КАРО 11 Октябрь, Зал 2 (Международная премьера!!!)
25 апреля 19:15 Центр документального кино

“Блюз для Тегерана” (Tehran Blues; Un Blues Para Teheran) - также фильм программы документального конкурса, снятый в редком, но становящимся модным жанре документального мюзикла, сочетающем размышления и беседы о социально-политических, экономических, культурных и даже демографических проблемах современного Ирана с песнями и музыкальными композициями, вобравшими как традиционные персидские ритмы, так и современные звучания. Мне восточные мотивы всегда казались невероятно заунывными и грустными и почти неотличимыми, однако среди знатоков иранской культуры на пресс-конференции развернулась целая дискуссия о роли и месте женщин в персидской музыке. Кстати, вопрос о месте женщин интересен и применительно к предыдущему фильму, но это совсем другая история.
Показы на ММКФ:
26 апреля 16:00 КАРО 11 Октябрь, Зал 2 (Международная премьера!!!)
27 апреля 14:00 Центр документального кино

“Человек божий” (Man of God, O Anthropos tou Theou) - фильм из основной конкурсной программы - хотя и заслуживает просмотра, однако выдающимся отнесён быть не может. Житие святителя Нектария Эгинского, одного из самых почитаемых святых Эллады, известно далеко за пределами Греции. Выдающийся богослов, чья жизнь может служить примером истинно христианского смирения и подвижничества, бывал неоднократно оклеветан завистниками, да и просто злыми людьми, однако всякий раз облыжные обвинения развеивались, словно дорожная пыль. Образ самого святителя в фильме вполне цельный, Арису Серветалису эта роль удалась, он смог показать недюжинный характер в развитии: и в борьбе, и в опале, и на пике мирской славы, и в старческом угасании; кажется, что всякий, кто соприкоснулся в жизни с этим святым, сам становился хотя бы чуточку свят. Несомненной похвалы заслуживает также работа художника Спироса Ласкариса, благодаря которому зритель окунается мир храмов, монастырей, домов, присутственных мест Египта и Греции на рубеже XIX-XX веков, будто перенесённых через полтора столетия в наши дни. На этом, однако, достоинства завершаются. Основная претензия к фильму - язык. С первой же сцены режет слух беседа египетских коптов-христиан, которую они ведут на… английском языке, на котором и снят весь фильм. Примерно такое же отторжение вызывают иной раз попытки иностранных актёров изображать русскую речь. Именно язык оставляет ощущение неестественности происходящего, абстрагироваться от этого, да и то с большим трудом, мне удалось лишь к середине фильма. А ведь на Московский кинофестиваль мы приходим в том числе и за тем, чтобы услышать оригинальную греческую (китайскую, испанскую, турецкую и любую другую) речь актёров, на которой они и выражают свои эмоции с той образностью, которая присуща именно этому языку. Диалоги героев зачастую производят впечатление примитивных, кажется, намеренно упрощённых либо для детей, либо для публики, которая не знакома с христианским вероучением вовсе, или знакома крайне поверхностно. Не верится, что один из самых известных православных проповедников был столь безыскусен в своих речах. Актёрский ансамбль фильма также оставляет весьма противоречивые впечатления. Пару второстепенных ролей можно назвать удачными, однако в основном образы и врагов святителя Нектария, и его духовных чад и сподвижников вышли, увы, весьма плоскими. Персонаж же его секретаря и соратника Костаса (Александр Петров) вызывает даже смех из-за абсолютно неестественного вида “повзрослевшего” юноши с явно наклеенной растительностью, хотя видимо это была достаточно сложная и многогранная личность. В целом фильм заслуживает внимания из-за аутентичности художественного решения и образа (реального и воплощённого) его главного героя.
Показы на ММКФ:
25 апреля 21:20 КАРО 11 Октябрь, Зал 1 (Мировая премьера!!!)
27 апреля 16:30 Кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи

Сербо-хорватский “Синий цветок” (A blue flower; Plavi cvijet) Зринко Огреста - весьма жизненная драма трёх поколений женщин одной семьи, спрессованная в два дня. Провинциальная бабушка, стильная и лаконичная в своём образе, поостывшая в своих страстях, но, кажется, с не самым простым характером в молодости. “Разведёнка” средних лет, дурнушка, не желающая никого посвящать в свою жизнь, резкая, злящаяся и на мать, и на дочь, и на бывшего мужа, но делающая это не от злобного нрава, а скорее от собственного бессилия. 20 лет назад он дорвалась до столичной жизни и всё время боится, что поведение выдаст в ней провинциалку. Девушка-старшеклассница с банальным пубертатом, мечтающая об учёбе карьере в американской музыкальной индустрии и учёбе в музыкальной школе в Нью-Йорке. Ведь для неё настоящая жизнь где-то там, за горизонтом, а столичный город на Балканах - это и есть жуткая провинция. Их отношения показаны через диалоги, в которых говорится так много, но никогда не находится места для чего-то “неважного”, о чём каждая забывает сказать другой. Символом несказанных слов становится река, метафора самой жизни, протекающая совсем рядом с домом, но по берегу которой героини всё никак не соберутся пройтись. А ведь именно “неважное” - это как раз самое главное, что должны хотя бы иногда говорить или давать почувствовать друг другу близкие люди - любовь. Женская история этого фильма имеет абсолютно вненациональный характер, но одновременно несёт всё черты современной эпохи, когда друзей не зовут в дом даже на чашку кофе, а торговые центры во всём мире неотличимы друг от друга. Когда-то женщины встречались у колодца в своём поселении, теперь местом такой случайной встречи становится большой магазин.
Показы на ММКФ:
25 апреля 18:30 КАРО 11 Октябрь, Зал 1 (Мировая премьера!!!)
29 апреля 17:00 Кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи

43 ММКФ, ММКФ

Previous post Next post
Up