ММКФ 2020. Шарлатан

Oct 19, 2020 13:27

ШАРЛАТАН
CHARLATAN
Режиссёр Агнешка Холланд. Словакия, Польша, Ирландия, Чехия, 2020, 118 мин.
Программа: Мастера.

История Яна Миколашека, чешского травника и народного целителя, рассказана Агнешкой Холланд через призму якобы имевших место его сверхестественных сексуальных наклонностей и якобы сфабрикованного судебного процесса, в результате которого он и его помощник были якобы осуждены к высшей мере наказания. Хотя фильм снят кинематографически безупречно, как показал даже беглый анализ доступных источников, история его жизни переврана едва ли не полностью, сюжет является плодом фантазии, а не построен на истинных фактах его биографии.
В реальности никаких доказательств гомосексуальности Миколашека нет, как и нет свидетельств того, что среди его сотрудников вообще был некий Франтишек Палко. На деле у него было множество помощников за долгие годы его лекарской практики, а не единственный верный ассистент - половой партнёр.
Его неприятности с правоохранительными органами начались не сразу после смерти президента Запотоцкого (который действительно был его пациентом), а спустя пару лет. По сюжету же для пущего нагнетания страстей его предупреждают не неминучей опасности прямо в ночь, когда умер Запотоцкий, якобы являвшийся его покровителем, - только и ждали чехословацкие спецслужбы его кончины, чтобы схватить травника.
Он действительно был осуждён и отсидел небольшой срок за сотрудничество с нацистами (лечил, в частности, Бормана), налоговые преступления, мошенничество с недвижимостью, а вовсе не за вымышленное убийство, как это показано в фильме. Т.е. это вполне конкретные и реальные обвинения, однако они скучны кинематографически, на них не построишь красивый сюжет о сфабрикованном процессе по обвинению в убийстве. При этом из сюжета не ясно, почему же на Миколашека внезапно взъелись власти Чехословакии - вероятно, по мнению Холланд (так должен подумать и зритель), просто так, из имманентно присущей им злобности.
Миколашек не был расстрелян, отсидев своё, он вышел на свободу, хотя к лечебной практике не вернулся, умер своей смертью в преклонном возрасте.
Как было замечено в статье “Киношарлатанство Агнешки Холлад” в чешской газете “Konzervativní noviny”, “практически всё существенное, что мы видим в фильме, является художественным вымыслом, а о реальной жизни Яна Миколашека не говорится, в принципе, ничего”.
Жаль только, что поиском источников подавляющее большинство зрителей в Москве, а также где бы то ни было ещё за пределами Чехии, не озаботится и на свет появился ещё один миф о бескорыстном целителе-педерасте, умученном злобными сатрапами коммунистического режима.

ММКФ, 42 ММКФ, художественное кино

Previous post Next post
Up