ДОЧЬ
DOKHTAR
Режиссёр: Реза Миркарими
Программа: Конкурс
Иран
2016
103 минуты
http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38011 Тема отцов и детей находится вне времени и пространства и будет оставаться актуальной, пока человеческие поколения сменяют одно другое.
Реза Миркарими, уже выигрывавший ММКФ с фильмом о судьбе обычной иранской женщины - жены и матери, на сей раз привёз картину об иранском мужчине - муже, отце и брате. Название картины не должно вводить в заблуждение: дочь не является главной героиней. Она, в общем, даже банальна в своих стремлениях выскользнуть из под влияния властного родителя, который привык командовать и принимать единоличные решения, как на своём заводе, где он руководит массой народа, так и в семье, не делая различий ни в интонациях, ни в стиле руководства и никогда не сомневаясь в своей правоте. Дочери непременно надо слетать в Тегеран на проводы подруги, уезжающей учиться в Канаду, и сразу же в тот же день вернуться домой на семейное празднование помолвки старшей сестры. Кажется, что для неё важны не столько сами по себе проводы подруги, ведь та уедет не завтра, а единственный аргумент - “все девочки там будут”, сколько возможность принять хоть какое-то решение и сделать что-то наперекор воле отца. Её просьба о разрешении лишь формальна, заранее понятно, что будет отказ и полное непонимание того, как можно сменить важное событие в семье на банальный девичник. Сетарех идёт на тайный бунт против отца (для него уже всё готово, билеты куплены), оставшийся бы даже незамеченным, если бы не отменили обратный рейс из-за пылевой бури.
Повествование переходит к своей основной части, когда внешне крайне разгневанный, а на самом деле очень испуганный отец мчится в своём автомобиле сквозь песчаную бурю и ночь в Тегеран за дочерью. Он забирает её из квартиры подруги, а та (глупая девочка) устраивает скандал прямо в машине, в результате чего её отец попадает в мелкое дтп, за что дочь получает вполне заслуженную затрещину и пока отец разбирается с другими его участниками сбегает из машины в неизвестном направлении.
Неуловимыми изменениями в мимике, жестах и интонациях Фархада Аслани, мы видим, как его герой, внешне сильный и уверенный в себе мужчина, превращается в очень уязвимого и растерянного человека. Он никак не решается зайти в дом своей сестры в Тегеране, с которой он не общался уже много лет и где теперь спряталась его дочь; несколько часов он просто сидит в машине лишь наблюдая за дверью. За взрывами эмоций следует пауза молчания, ведь крик - это лишь защитная реакция, а не нападение. Ему приходится пережить полный слом внутреннего осознания своей постоянной правоты на понимание, что отношения с родными слишком сложны и не могут быть столь прямолинейны, как указания подчинёнными на работе, а починить турбину или насос легче, чем восстановить доверие в семье.
Блестящая актёрская работа, заслуживающая высочайшей оценки.
Оценка: *****
Рекомендации к просмотру: обязательно, особенно если вы отец, а ваши дети уже подросли или скоро вырастут.